Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Природа Дона / Фенология / Ростовская область

См. также "Бунина Н. И. Божественно любил природу (о Н. В. Попове)"

См. также "Попов Н. В. Радости учителя":
Краеведческая работа
Изготовление наглядных пособий
Фенологические наблюдения

Николай Васильевич Попов

РАДОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПЕРВЫЕ ГОДЫ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Разразилась революция, и в бурном потоке нахлынувших впечатлений и переживаний потонули все личные обиды и неудачи.

Надвинулись тяжёлые 1917–1919 годы. Власть в Ейске захватили меньшевики, кадеты, эсеры. Наступила разруха. Не хватало продовольствия и топлива. Реальное училище по инерции ещё кое-как существовало. Но когда в 1920 году в Ейске укрепилась, наконец, советская власть, реальное училище закрыли, а его столетнее здание по ветхости было до основания разрушено. Учителей реального училищ и женской гимназии разбросали по школам города.

Мы, молодые учителя, демократически настроенные, пережившие бурные 1905–1907 годы, с огромной радостью встретили революцию, политически мы были не подготовлены к работе в советской школе. Наступил период программ ГУСа, комплексных и проектных методов обучения. Пошли друг за другом районные и городские совещания с утомительными, малоубедительными докладами учителей. На одном из многолюдных районных совещаний наряду с намеченными докладчиками должен был выступить и я, как учитель естествознания. Почти каждый из нас начинал свой доклад с предупреждения слушателей, что ничего нового он сообщить не может и т. д. и т. п.

Когда очередь дошла до меня, я поднялся на лекторскую кафедру и четко, на весь зал, произнёс: «Моего сына зовут Борисом!».

Такое вступление было столь неожиданным и столь нелепым, что утомлённая аудитория вся встрепенулась и с живым любопытством устремила свои взгляды на странного докладчика. А я, выдержав томительную паузу, начал проводить параллель между своим пятилетним Борисом, стремящимся, как каждый ребёнок этого возраста, познать всё и вся, и десятилетним школьником, бессмысленно вызубривающим заданные уроки, а затем коротко поделился своим опытом работы в кабинете бывшего реального училища.

Мой доклад по существу ничего особенного не содержал, но вступительная фраза к нему, воспринятая как умелая находка лектора, вызвала повышенное внимание к моему сообщению. Этой лекторской удачей я обязан, как мне думается, своей работе по оборудованию кабинета естествознания, где от меня постоянно требовалось проявление инициативы и находчивости.

В 1920 году работать в школе приходилось в самых тяжёлых бытовых условиях. В городе не было продовольствия и топлива. Семья голодала. Мы грызли макуху. С великим нетерпением ожидали весну, когда можно будет ловить рыбёшку. Но когда в октябре 1921 года я перешёл на работу в семилетнюю железнодорожную школу при станции Ейск, жить стало легче. Школа обеспечила меня топливом и снабдила проездными билетами за провизией. Школой заведовал опытный педагог и хороший товарищ М. А. Евдокимов, предоставивший мне широкую возможность проявления в работе личной инициативы. Учительский состав был дружный и работоспособный. Все мы чувствовала себя равноправными членами нашего коллектива. Былого подхалимства и тени не было. И я с новой энергией принялся за творческую работу.

Одним из первых моих начинаний была неудачная попытка оживить уроки ботаники в шестом классе путём практических упражнений с рукописным определителем растений. Для этого мною был составлен определитель, содержащий 50 видов широко распространённых трав. К нему был приложен схематический план прилегающей к школе местности, на котором цифрами были разбросанно обозначены местонахождения всех описанных растений. «Определитель» с помощью учеников был изготовлен в десяти экземплярах. Но все мои старания вызвать активный интерес у школьников к этим занятиям оказались тщетными. По моей неопытности «Определитель» имел в изложении ряд методических недостатков, вскрывшихся на практике. Я попытался исправить их, но не сумел.

Ещё более сильное огорчение принесла мне моя большая работа «Пособие к ботаническим экскурсиям» в 300 страниц машинописи, чисто компилятивный труд. В нём были приведены таблицы для определения 420 местных растений и подробные описания к ним биологического содержания, которые я заимствовал: у Кернера – «Жизнь растений», у Полянского – «Сезонные явления в природе», у Талиева и некоторых других авторов. К великой моей радости эта работа была принята Краснодарским издательством «Буревестник», получила одобрительные отзывы проф. Венкена и проф. Герда. Издательство выдало мне аванс, и. вдруг я получаю свою рукопись обратно с пояснением, что издательству невыгодно выпускать мою книгу вследствие её узко местного значения.

Насколько была велика моя радость, настолько же велико и огорчение. Но если эти неудачи принесли мне горькие разочарования, то проводившиеся в то же время экскурсии в природу с пятиклассниками радовали и детвору и меня. Чтобы дать представление об этих экскурсиях, привожу описание некоторых из них.

Наша школа находилась на самой окраине города» у вокзала. Это позволяло нам делать частые коротенькие (не дольше 45 минут) экскурсии, которые проводились в часы классных занятии. Эти вылазки в природу мы совершали весною. Вот одна из них.

Конец марта. Тепло и сухо. Сейчас же после звонка на урок выходим быстро и бесшумно во двор школы. Через три минуты мы уже в привокзальном скверике приглядываемся к кучкам древесных клопов (казачки, солдатики), недавно пробудившихся от зимней спячки. Вот уже успевшие подрасти розетки (прикорневые листья) пастушьей сумки и клоповника. А вот позеленела земля от какой-то другой травки. У береста заметно набухли почки. Но дальше. Быстро шагая, мы скоро оказываемся на ровном и почти ещё голом месте. Вот до смешного малюсенькие красноватые всходы какого-то растения, густо-густо, чуть не друг на дружке сидящие в маленькой еле заметной низинке. Кто их здесь столько насадил и как все они по мере своего развития ухитрятся в дальнейшем просуществовать на этом крошечном клочке земли?

Поживём – увидим. А пока возьмём их на заметку. Но вон за болотцем на чёрной ещё земле кое-где белеет что-то в виде небольших пятен. А ну-ка, бегом! Подбегаем и видим хорошенькие маленькие растеньица (высотою в 1/2–1 см) с белыми цветочками. Расположились она также в чуть заметной низине. Выбираем пятно побольше и начинаем поближе присматриваться к неизвестным нам растеньицам. Все листья сидят у основания стебля, наверху несколько мелких цветочков без запаха. Насекомых вокруг не видно. Вот и всё, что можно пока сказать о них. Дети, конечно, спрашивают название крохотной травки. Я отвечаю: «Это наши карлики». Это прозвище так понравилось школьникам (очевидно, вследствие его соответствия всей обстановке момента), что они долго помнили его. Название этого растения – весенняя крупка – я преднамеренно сообщил учащимся только впоследствии.

После этого мы спешим в школу, чтобы вернуться вовремя к следующему уроку. Наша разведывательная экскурсия была чисто деловая, но мы успели и побегать и порадоваться беленьким цветочкам, тёплому солнышку и всей обстановке бодрящей весны.

Как-то при возвращении с одной экскурсии пятиклассникам попались на глаза два-три жалких тюльпана, которых в этой местности, как нам казалось, совсем не было. Откуда они? Как они появились на этой прибрежной низине с очень бедной почвой?

Меня, краеведа, этот вопрос сильно заинтересовал. Надо было выяснить, нет ли здесь ещё тюльпанов. Объяснив учащимся суть дела, я попросил их помочь мне обследовать эту местность. Мы сейчас же образовали длинную редкую цепь и двинулись снова по направлению к школе, попутно подсчитывая попадавшиеся изредка сбитые тюльпаны. Их оказалось больше сотни на этой ровной как стол полупустынной низине. Вопрос выяснялся. Очевидно, это были последние отголоски некогда существовавшей здесь степи.

В данном случае школьники и мне помогли, и сами узнали нечто новое о своих родных местах. Так, обучая детей, учитель сам изучал местную природу», вовлекая и их в эту интересную работу. Я всегда с благодарностью вспоминаю своих юных помощников, с помощью которых мне не раз удавалось заметить то, что без них, вероятно, ускользнуло бы от моих взоров.

Не могу не сказать об одной из дальних экскурсий, которую я провёл в воскресный день с шестиклассниками на местности, называемой Круглой Падиною, расположенной в семи километрах от города.

Конец апреля. Мы за городом. Просёлочная дорога убегает к горизонту, затянутому обманчивым стенным маревом. В небе яркое солнце и серебряные колокольчики трепещущих жаворонков. На земле красочный ковёр весны. Мы весело отмериваем километры. Неожиданно вдали на зеленеющем фоне земли зачернело какое-то неясных очертаний пространство. Мы сочли его за пашню. Но встретившийся старик на наш вопрос с добродушной усмешкой ответил: «Да то ж рябчики! Цве-то-чки!» – наставительно протянул он. Ничего не поняв, сильно заинтригованные, мы зашагали дальше, и только подойдя к Круглой Падине, поняли значение слов старика.

Перед нами огромное, казавшееся беспредельным, пространство было покрыто тысячами и тысячами высоких цветущих растений с крупными тёмно-красными цветками.

Безбрежное море цветов!

Это была чудеснейшая незабываемая картина, от которой веяло дикими просторами степей. Эти травянистые растения, как показало последующее определение их, называются в ботанике рябчиками. В те годы миллионные скопления рябчиков заполняли степные засоленные понижения, так называемые падины.

Обследовав с помощью учеников окружающую растительность и собрав гербарий, мы, усталые, но довольные, возвращались домой.

С того далёкого дня прошло более полувека, а в памяти сказочная красота рябчиков ещё не померкла.

В те годы много говорили и писали о так называемом исследовательском методе обучения. Дело было новое и трудное. Учителей этот метод пугал своей новизной и сложностью, в особенности тех, кто привык работать по шаблону, кто не переживал радостей новатора. Имея в этой области некоторый опыт, я поделился им с учительством на страницах журналов «Народный учитель» (Москва) и «Вопросы просвещения на Северном Кавказе» (Ростов н/Д).

Чуть позже я составил для учащихся 4–5 классов определитель растений «На экскурсию», изданный в 1928 году Донпресснабом. Учтя недостатки своего первого рукописного «определителя», я в основу определения дал не объяснительный текст, а крупные рисунки каждого из 30 помещённых в книжке растений с пояснениями к ним и методические указания учителю. «На экскурсию» была быстро распродана.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

15 лет новочеркасской газете «Частная лавочка» (1997).

Новочеркасск. С. 662;
Кирсанов Е. И. Слава и трагедия Новочеркасска. Т. 2. С. 490-491.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"