Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Храмы, монастыри Ростовской области

Эмиль Александрович Сокольский

ЕСЛИ ДОМ В РАЗОРЕНИИ...

К 120-летию Успенской церкви в хуторе Богданов Каменского района

Успенская церковь в хуторе Богданов Каменского района

Богданов – старенький хутор. Кое-как проложенные улицы, то тут, то там заброшенный дом, заросший двор; однако всё равно чувствуется близость города – и не только потому, что вдоль тропинки по-над камышовым бережком Северского Донца валяются кульки и бутылки, не только потому, что тропинка эта (огороды вытеснили её к самому краю обрыва) оканчивается у забора очередного «новорусского» дома. Дело в том, что со стороны дороги на Каменск-Шахтинский к Богданову вплотную примыкает посёлок Чистоозёрный, выросший в советское время одинаковыми двухэтажными коттеджами при карьероуправлении.

Где же начинается хутор? Там, где правление колхоза имени Кирова. Сам Киров на пьедестале к правлению обращён лицом, спиной – к церкви. Выглядит это демонстративно и смешно: ну куда там жалкому и нелепому памятнику до светлой, доброй церкви! Она проста и естественна, колоколенка, рельефные украшения стен (наличники, кокошники, пояс карниза) выполнены в духе Древней Руси, – таких церквушек много по России и Украине было выстроено в конце XIX века; оштукатуренные и побелённые, они выглядят куда более привлекательно, куда более органично вписываются в природу, нежели сооружённые в стиле «кирпичной» эклектики, претендующие на какую-то особую значительность...

Успенскую церковь в хуторе Богданове возвели в 1891 году, и вот, достояла она до наших дней, обновилась, возродилась к новой жизни, в то время как хутор почти полностью утратил свой прежний облик. Но чего стоило ей сохраниться! О том много могла бы поведать бабушка Лисава, прожившая около ста лет, однако многое из того, о чём она сказывала, в хуторе не помнят. Церковь строил её дед, дом для священника и псаломщика – отец. Бабушка Лисава вспоминала: дело было перед войной, кто-то из местной администрации шепнул прихожанам, что батюшку ночью придут арестовывать, а церковь закроют. Батюшку предупредили, он же прятаться отказался: буду служить, как служил! Тогда прихожане его связали, положили в телегу под сено и увезли от греха подальше; из храма всё ценное вынесли и передали в станицу Гундоровскую: тамошнему храму закрытие вроде бы не грозило (и действительно – не закрывался ни разу)... А когда в хутор пришли фашисты, говорила бабушка Лисава, жители попрятались в церкви. Немцы взломали двери – но внутри никого не увидели. Это чудо их не только озадачило – испугало и остановило: осторожно оглядев помещение, они вышли и прикрыли за собой дверь. А хуторяне тем временем подземным ходом пробирались к Донцу...

Церковь открыли в 1943-м, и после войны в ней служили девочки – мужчины с войны не вернулись... Старожилов в хуторе почти не осталось – скорее всего, этот факт тоже свидетельство бабушки Лисавы. Богослужения проводились до 1962 года – время не столь отдалённое: те, кто помнят, что творили с церковью при Хрущёве, живы и здравствуют, потому история богдановской святыни проясняется уже легко и отчётливо.

Итак, воинской части, стоявшей рядом с хутором, поручили взорвать Успенский храм. Конечно, ни для кого из хуторян это не было тайной. И может быть, первым из «посторонних» об ответственном задании узнал Владимир Авксентьевич Якименко, главный инженер карьероуправления (впоследствии директор). И, не теряя времени, приехал к начальнику воинской части с ящиком коньяку: ну будь же другом, напиши бумагу, что взорвать храм невозможно – пострадают сельсовет и другие здания, – или хоть что напиши, лишь бы отвязались, но только не взрывай. «Да у меня у самого руки не поднимаются на церковь», вздохнул начальник. А коньяк окончательно укрепил военного в том, что храм трогать не нужно.

И храм Успения превратился в хранилище колхоза имени Кирова: отныне в нём громоздились бутылки и бочки, а там, где стоял престол, рубили мясо. И выглядел как было положено: без куполов, без колокола. Колокол, кстати, остался цел-невредим: пионеры тогда его перевернули и вкопали в землю рядом с чьим-то двором; мимо бегали куры, проходили люди, и никто так и не задумался, что же за «посудина» лежит...

Но настали «перестроечные» времена. На хуторском сходе единодушно порешили: церковь надо открыть! Тут же двадцать человек поставили подписи, и заняться оформлением документов поручили молодой Ольге Борзовой. Никто не думал, что последнее окажется таким сложным делом... В каменской администрации ответ давали такой: «рассмотрим», в ростовской епархии обещали посодействовать – однако всё оставалось как было, и измученная бесплодными поездками Борзова, вернувшись в очередной раз домой ни с чем, швырнула все бумажки на стол: всё, никуда больше не поеду, нет сил...

– Муж набросил мне на плечи плед, сварил кофе, сказал: успокойся, не спеши. – Ольга Ильинична, бесконечно обаятельная, с добрыми живыми, тёплыми светло-карими глазами, рассказывала эмоционально, заново всё переживая, а муж Геннадий, сухопарый, черноволосый, прислоняясь к двери, с улыбкой слушал, словно следил: не нужно ли что-то подправить, уточнить? (Разговор происходил в 2006 году). – Гена положил передо мной евангелие, я раскрыла Ветхий завет и увидела строчки, приблизительно так: «И взявши камень, неси его в гору... Что ты думаешь о доме своём, когда мой дом в разорении и разврате». И тут зарыдала.

И теперь уж ехала в Каменск, полная решимости. Но снова всё оборачивалось против: глава администрации уехал на какие-то курсы, его зам заболел желтухой. Был только второй зам. Что я сделала? – я легла на стулья, вся дрожу: не уйду, пока не оформлю бумаги! Он мне говорит: не волнуйся. Берёт трубку, звонит – я поняла, что в Ростов, потому что междугородку набирал, – и через некоторое время всё мне подписал. А Старичук, управляющий делами в райисполкоме, за полчаса напечатал что нужно, – он молодец, он нам с самого начала сочувствовал...

Выхожу из администрации, знаю, что на автобус опоздала, и рядом машина останавливается, водитель незнакомый: «Тебе домой?» Разве может такое быть случайно?.. Въезжаем в хутор – а там наши выстроились вдоль дороги, как будто встречают; я не поняла сначала, а потом дошло: явно же из администрации позвонили; высунула документы из окна и машу, машу!

Ольга Ильинична совсем разволновалась, лишь Геннадий по-прежнему улыбался спокойно, невозмутимо, будто именно он, а не я, старался в точности запомнить всю историю.

– Председатель сельсовета не хотел освобождать дом священника. Говорил: «На что мне твои бумажки!». «Не уйдёшь, – говорю, – позову казаков: всё вышвырнут, двери выломают – потом новые поставим!» Не зря сказала: он ночью, на машине, всё повывез!

Пришла в церковь, а там не только грязь, но и вонь. Оказалось, где вход на колокольню – дверь-то была забита, – мумии крыс! А на крыше – шкуры догнивали... Стыдно звать людей, – я-то надеялась на старушек и на всех, кто согласен помогать, – и стала убирать сама... У церкви стояли машины для вывоза мусора, и рядом с ними парторг, он не разрешал шофёрам помогать. Я им всем сказала: «А вам пусть стыдно будет», – они смотрели на меня и, я видела, у них скулы сводило от злости на парторга, а он потом махнул рукой, и они мигом всё вычистили.

...Как редко у нас в области увидишь хорошие росписи! В Успенской церкви, по словам батюшки, работал художник Сергей, но лучше бы его имя затерялось в истории: эти бездушно, мертво исполненные сюжеты из Библии разве могут вызвать благоговение? Хорошо, что сохранились старые росписи, серебристо-синие (пусть и поблёкшие, но «живые»!): Митрофан Воронежский, Пантелеймон-целитель, великомученик Харлампий и Тихон Задонский, все – с усталыми глазами; над алтарём Иисус Христос на кресте, Бог Саваоф и ангелы.

– Церковь открыли в девяностом году, – отец Владимир показал мне на стены. – Смотри, дырки на росписях – были тут любители стрелять по иконам, это когда ещё колхоз был. Я пришёл в девяносто первом, – первый батюшка всего год прослужил. Все работы проходили уже при мне. Ребята из Гундоровки восстановили церковь почти бесплатно. Колокола у нас воронежские, в Воронеже купили и люстру – в долг, на полгода. Как я пришёл сюда, сразу стал решать проблему с отоплением. Топил природным газом... Глава администрации помогал, Юрий Александрович Морозов, без него пришлось бы тяжело...

Отец Владимир не сказал, что помогал и Владимир Игнатьевич Дерябкин, уроженец соседнего хутора Хоботок. Давно петербуржец, цирковой артист, создатель первого в России частного музея граммофонов, Дерябкин ежегодно приезжает в Хоботок, где создаёт на территории своего подворья музей «казачий хутор». Это он давал деньги на колокол, на воссоздание алтаря, это он дарил церкви мебель и прочие предметы...… Певчие пели бесподобно, – нет, это было не пенье, это сама природа пела, легко и нежно. Пели как дышали. Так шелестит вода, так плещется листва. Потом я подошёл к певчим ближе: что же за лица у тех, кто поёт как ангелы? Оказалось, вполне прозаического вида женщины (две из них – в очках с толстыми стёклами), из толпы ни за что бы не выделил. Как у них получалось так петь, кто их так учил? Никогда, никогда я не слышал такого пенья...



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

235 лет селу Алексеевка Матвеево-Куpганского pайона (1777).

Сулин И. М. Матеpиалы к истоpии заселения Миусского окpуга // Сбоpник Областного войска Донского Статистического комитета. Вып. 5-й. С. 129.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"