Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Храмы, монастыри Ростовской области

Эмиль Александрович Сокольский

ОБОРОНА ПО-ОБУХОВСКИ

К 145-летию освящения Преображенской церкви в хуторе Обуховка Азовского района.

Преображенская церковь хутора Обуховка Азовского района

Сколько церквей на донской земле я перевидал, в какую только глухомань не забирался, а вот обуховскую церковь всё оставлял на потом. Спешил куда подальше, а то, что совсем рядом, и не ценил так, думал – успеется, у Ростова под боком, да и небось уже журналисты постарались – не раз про неё строчили! А ведь она была первой, которая меня позвала к себе, заинтересовала – и долго манила. Пятнадцатилетними школьниками я и мой одноклассник совершили первую самостоятельную – без взрослых! – поездку в новый для нас город – Азов; там, любуясь Доном с высокого берега, приметили мы вдалеке, среди зелёной равнины, синий куполок. «Что это?» – спросили рядом стоявшего. «Церковь в Елизаветинской», – был ответ. Потом-то я узнал, что в станице Елизаветинской церковь давно разрушили, обезглавили и превратили в склад старообрядческую в соседнем хуторе Курганы, видели же мы – Преображенскую, что в хуторе Обуховка, отделённом от Елизаветинской Казачьим ериком и большим полем.

Но как случилось, так случилось – всё к лучшему. Обуховскую церковь я полюбил, проникся к ней особенным теплом, и никакая другая церковь нашего края не просилась в сравнение, никакая другая, пусть и дорогая сердцу, не заслонила собой прелесть обуховской… Нет, я не преувеличиваю её достоинств: да, я любуюсь её белыми кружевными узорами – лёгкими, хрупкими линиями из камня, так радующими, веселящими тёмнокирпичные стены и солидный, слегка вытянутый барабан, весь в узких оконцах; любуюсь её куполом – синим в звёздах; его шатровой колокольней, как доброй перекличкой с Древней Русью, – и, любуясь, в глубине души понимаю, что, при всей нарядности храма, он довольно типичен для эпохи эклектики и создан не единым будто взмахом архитектора, озарённого безоглядным вдохновением, а строго-расчётливым автором, не избежавшим некоторой умозрительной искусственности, но сделавшим, спасибо ему, всё возможное для того, чтобы храм не выглядел очень уж тяжело-солидно и важно-казённо.

А какая благодать внутри! Пояса орнамента, росписи (сцены из Библии, лики святых, выполненные в явно светском духе) напоминают Васнецова, Нестерова и даже местами Репина; множество икон различного времени, трёхъярусный иконостас, сияющий позолотой, старинная изящная люстра (свечи другой люстры – более богатой, но не старой, – во время служб, встав на стремянку, зажигает служитель – где ещё такое увидишь?)…

Церковь во имя Преображения Господня заложили в августе 1861 года, освятили в июле 1866-го; через четыре года расширили приделом Константина и Елены, ещё через четыре устроили придел Андрея Критского. В начале ХХ века возвели колокольню. Говорят, жители Обуховки и соседнего хутора Дугино продавали виноград и рыбу в Ростове, Таганроге и где только было возможно, чтобы деньги отдать на новый храм.

В хуторе много приезжих, и попробуй найди коренного обуховца, который рассказал бы, чего стоило защитить храм в предвоенное время, когда его намеревались взрывать. Настоятель отец Николай говорит, что собрались в нём хуторяне с маленькими детьми: «Взрывайте!» А батюшка убеждал партработников: я не могу закрыть храм, там ведь люди, я же их не выгоню!.. Жаль, что и гонения на храм в хрущёвскую эпоху подзабылись стариками; и повезло мне, что я встретил пожилую прихожанку из хутора Дугино, бабу Надю (так она представилась), с хорошей памятью. Папа её учился в приходском училище (рядом с храмом), а после войны воевал у Будённого; вернувшись с войны, вступил в партию, был председателем комитета по бедноте, потом – рыбного кооператива, – но всегда втихомолку молился, не забывал ни одного церковного праздника.

– Почему мы узнали, что храм будут закрывать? – рассказывала мне баба Надя. – А потому, что закрыли церковь в Курганах – ту, ханжейскую…

– Старообрядческую? – переспросил я.

– Да, мы её называем ханжейская, – махнула рукой баба Надя. – Её – как закрыли? Поехали оттуда к Калинину – просить, чтобы её не трогали, Калинин разрешил, а когда приехали – власть распорядилась по-быстрому и уже её закрыла. Вот и мы ждали, что закроют нашу, знали, что должен это сделать Ковалёв, он был директором МРЗ, коммунист.

– МРЗ – это что?

– Моторнорыболовный завод, он и сейчас есть, – если ты ходил к Дону – видел.

(Этот завод ныне называется иначе – ССРЗ).

– Его старушки встречали – возмущались: «Что ж ты делаешь, Андрей Николаевич! Неужели на церковь руку подымешь?» – увлечённо вспоминала баба Надя. – Он и шепнул одной: «Набирайте больше камней – мы идём такого-то числа во столько-то – и бейте нас». Пошёл он с группой партийных – их и до двора не допустили!

– А каким образом они должны были закрыть церковь?

– Ну как это делалось? Входили в алтарь, оскверняли его: пели, танцевали, всё опрокидывали… И все там в церкви собрались – бабушки, мужчины, дети, говорили: голодать будем! И ночевали там – время было уже холодное – в полушубках, фуфайках, стёганках. А еду им родичи и знакомые приносили – рыбы ведь было полно, да и скот в каждом дворе держали.

– И долго так ночевали?

– Пока не оставили нас в покое; сказали – расходитесь, не тронем церковь. А когда вроде и поутихло всё, Ющенкова Екатерина, не помню отчества, председатель станичного комитета, хотела заскочить в алтарь – а ведь женщинам туда нельзя туда, – и никто её не заставлял, сама прибежала, какую-то пакость хотела сделать! – а батюшка был в то время бывший подполковник, – он её за затылок – и под задницу из церкви! Потом, когда муж у неё умер, она приходила панихиду служить. У нас тут был Янковский, Амвросий Фёдорович, он её стыдил: что ж ты, бессовестная, ведь хотела алтарь осквернить! – она ему сказала: «Я не виновата, нас заставляли!»

…В хуторе, на месте которого, как писал в начале века церковный историк Иван Сулин, в 1767 году в урочище при речках-протоках Каланча и Казачий ерик было поселение рыболовов, давно устоялся дачный дух. Ходишь по кривым, в сирени, вишнях и акациях улочкам, нередко видишь типичные для Азовского района синие домики с зелёными ставнями, – то в одном, то в другом дворе кто-то ремонтирует легковушку (из открытых дверей раздаются разрушающие сельскую тишину звуки развлекательных молодёжных радиостанций)… И вспоминаешь, что Ростов совсем рядом. Потому и часто, очень часто, венчаться и крестить детей ростовчане приезжают сюда. Я их понимаю: кто раз увидел Преображенский храм и проникся его священным духом – лучшего места для справления обрядов искать не станет.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

75 лет Лидии Ивановне СТАДНИЧЕНКО (1937), художнику по костюмам, модельеру. Руководитель авторской школы, профессор Института архитектуры и искусств ЮФУ, лауреат российских и международных конкурсов. Автор дизайнерских проектов одежды «Танаис», «Круг народов Дона», «Храмовая архитектура Руси», «Лоскутный стиль. Новый взгляд, новые технологии», «Серебряный век», «Черно-белое кино» и других.

Кто есть в Ростове-на-Дону и Ростовской области. Вып. 1. С. 334-335;
Зограбян Н. Русский дизайн - умение метать бисер // Седьмая столица. 2003. 11-18 июня. С. 14;
Волкова H. Раф Саpдаpов и pостовский модельеp // Город N. 1997. 30 апp. 6 мая. С. 7;
Волкова H. Твоpческий вечеp модельеpа // Город N. 1997. 16-22 апp. С. 12.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"