Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Храмы, монастыри Ростовской области

Эмиль Александрович Сокольский

В ЦИМЛЯНСКОЙ ГЛУШИ

Свято-Георгиевский храм в хуторе Карповский Цимлянского района

Хутору Карповскому немногим более ста лет; был он до революции богатым, и в советские времена не бедствовал; да только в послевоенные годы стали отсюда потихоньку разъезжаться. Нынче же совсем малолюден и тих… Работать негде (действует, правда, маленькая сельскохозяйственная бригада), будущего у хутора нет. И вся прелесть жизни теперь — в тишине полей, в спокойном, равномерном многоголосье утренних птиц, в чистом, насыщенном полынью и разнотравьем воздухе. За желтоватой, в последнее время сильно обмелевшей Россошью видны небольшое всхолмье (там тоже Россошь: речка делает крутую петлю) и аккуратные цепочки стогов: рукой подать — Волгоградская область.

Конечно, похожих хуторов сотни по России. И всё-таки Карповский кажется единственным, не похожим: при въезде, в полынном поле, стоит церковь — невысокая, ладная, лёгкая, будто составленная из аккуратно подобранных, строго по чертежу исполненных элементов. Вроде бы серьёзный мастер её делал, понимавший: от эмоций нужно воздержаться и творить рационально, трезво.

И ведь замечательно получилось. Нет никаких внешних эффектов, никакого старания понравиться, есть — идеальное соблюдение пропорций, самодостаточность, сдержанность. И неброская красота. Двухъярусная колокольня в одной связи с центральным кубом основного храма, два придела, стройный куполок, высокие и узкие удлинённые окна, пристально глядящие на поле, всё — энергичное, живое и немного удивительное в этом глухом, пустынном месте, — единственном в Цимлянском районе, где сохранилась церковь дореволюционной постройки.

Добираться сюда на рейсовом автобусе дело долгое: он заходит в станицы Терновская и Калининская, в хутор Антонов, в станицы Хорошевская и Новоцимлянская, в хутора Богатырёв и Ремизов (все эти поселения однотипны и неинтересны); а вдоль трассы всё то же: вязы, акации, ясени; за ними — поля и поля… После Ремизова автобус возвращается на трассу, переезжает обратно через Россошь и сворачивает направо, на узкую, как аллея, густо засаженную акациями-вязами дорогу, — там, в дальнем Карповском, она и окончится.

О возникновении Свято-Георгиевского храма ходила такая молва. Бушев, начальник почтовой станции на тракте Ростов — Царицын, добился ассигнований на строительство моста через реку Кумшак, добротного, железобетонного (вместо сносимых паводками деревянных), и за работу взялись итальянские инженеры, — наши мастера в провинции этой технологии тогда не знали. А карповские казаки договорились с итальянцами, и за один сезон, в 1914 году, в хуторе выросла церковь — из того же строительного материала, что и кумшацкий мост. Поистине диковина! — где ещё можно увидеть дореволюционный храм из железобетона? На Юге России такого точно нет.

В период коллективизации его приспособили под зерносклад колхоза «Красный боец», цинковые листы с крыши по распоряжению облисполкома увезли в Ростов, а вскоре пропал и большой колокол, сброшенный с колокольни. И как только уцелели тонкие двойные стены?

Старожилы рассказывали, что в оккупацию, когда в хуторе стояли православные румыны, храм работал; при освобождении хутора был убит румын-настоятель. В 90-е годы рабочие раскопали могилу — кости нетленные! Значит, большие заслуги имел перед Господом. И могилу снова закопали…

Возрождение церкви началось в 1994 году. В новенький волгодонский храм Петра и Павла назначили молодого священника, отца Александра Колдоркина, — и он развил деятельность по строительству новых храмов в городе: Крестовоздвиженского, Елисаветинского, Василия Блаженного, подготовил проект собора Рождества Христова (на выбранном для него месте до сих пор сваи торчат, — не успел отец Александр завершить дело). А настоятель цимлянского Свято-Никольского храма отец Богдан ему сказал: есть ведь готовая старая церковь, осталось только отреставрировать и организовать приход. И отец Александр, живя и служа в Волгодонске, стал наезжать в Карповский, купил дом-усадьбу и организовал не много не мало — женскую обитель! С помощью прихожан своей церкви восстановил алтарь, иконостас, и чтобы быстрее начались богослужения, приобрёл деревянный храм и вмонтировал его внутрь старого.

Однако постоянного священника не нашлось. Монастырь распался.

…В июне 2008 года я приехал в Карповский — посмотреть, как выглядит сегодня Георгиевский храм. Волгодонская газета «Энергия атома» от 26 мая 2004 года оптимистично сообщала: в хуторе Карпове будет монастырь, настоятель храма иеромонах Димитрий Королёв не собирается покидать этого места, нужны средства и строители. Но с тех пор — тишина… Честно говоря, я надеялся, что отец Димитрий, — судя по всему, подвижник, — по сию пору живёт здесь, и без ночлега я не останусь; иначе, может быть, так и не собрался бы сюда…

Когда местный житель указал мне на переулок, на двор семьи Квитницких, пожилых людей, присматривающих за храмом, я успокоился: не пропаду.

Нина Андреевна и Константин Николаевич держали большое хозяйство, но ютились в старом домишке, несмотря на то, что имели и другой дом, в три комнаты, на краю центральной (и единственной) площади хутора. Большой дом служил «гостиницей», вернее сказать, местом отдыха для паломников и трапезной в дни церковных праздников, а хозяйство они держали для нужд церкви, при нём и жили. В Карповский они попали так. Константину Николаевичу, инженеру-металловеду, предложили работу на Атоммаше. На семейном совете решили: переезжать из Белгорода без колебаний. Через восемь-девять месяцев они получили квартиру. Нина Андреевна стала прихожанкой церкви Петра и Павла, бывала с отцом Александром в карповской обители, помогала её обустраивать. А потом они купили себе этот «дом-развалюху» и новый, трёхкомнатный, близ реки (куда и определили меня ночевать, снабдив яйцами и молоком). С мая 1999 года Нина Андреевна — староста Свято-Георгиевского храма.

Сложно, ох сложно развивалась история его восстановления!.. Об этом нигде не прочесть; да и нужно ли рассказывать? Наверное, нужно, иначе многое останется непонятным, укрывшись за скупой официальной информацией, за благостным языком журналистов, одинаково пишущих с заданным «уважением к вере»…

Итак, куда же пропал отец Александр?

— Его погубила зависть людская, — напрямую ответила Нина Андреевна. — Молодой, горячий был, вот и убрали его. Часть дохода от храмов Василия Блаженного и Донской Божией Матери должна была идти в епархию, а он передавал деньги в детский дом, который сам в Волгодонске и устроил. Всё у него по правилам было: учёт денег, квитанции… Сейчас он в Костроме полковой священник у десантников, патриарх наградил его золотым крестом… Ещё тут вот какая вещь: он же много храмов в городе открыл, а значит, у церкви Петра и Павла доход уменьшился, люди разошлись по другим храмам, ближе по месту жительства… Епархия нашла отца Валерия Коренева, способного потеснить отца Александра, и поставила его во главе Волгодонского благочиния. Приезжает отец Валерий с бухгалтером к отцу Александру, он в то время был настоятелем церкви святой Елисаветы, проверка показала: всё чисто, но отец Валерий заявил: теперь в этом храме новый настоятель, а ты — будешь вторым священником. Ну как после такой несправедливости оставаться?.. Про отца Александра знаете что говорил митрополит Ростовский Владимир Котляров (он в 95-м году уехал в Санкт-Петербург)? «Я такой веры не видел нигде, как у вас в Волгодонске!» Потому что все храмы в городе при отце Александре были переполнены.

Далее, согласно повествованию Нины Андреевны, дело обстояло так. То, что привезено было для реставрации храма (помог в этом Виктор Фирсов, в то время генеральный директор Волгодонского комбината древесных плит, сейчас — глава администрации Волгодонска), отец Валерий куда-то увёз: рамы, временный деревянный храм (часть брёвен уже ушли под «внутренний»), и распорядился всем церковным имуществом; а выполнял его указания Александр Куделин. Как не остановиться на этой фигуре…

— Куделин работал при отце Александре шофёром, а после перевода батюшки одно время был старостой храма, вместо Нины Андреевны, руководил рабочими, — спокойно, без возмущения объяснял мне Константин Николаевич, худощавый, энергичный, чуть сгорбленный, с добрыми серыми глазами. — Вёл себя безобразно: хамовитый был, матерился, однажды избил рабочего. И дома был не подарок: жена с семью детьми ушла от него, а сам он потом попал в психбольницу. С тех пор мы о нём ничего не слышали.

В 2002 году администрация Цимлянска приняла решение вести подготовительные работы по восстановлению Свято-Георгиевского храма. Помешал… ростовский комитет по охране памятников. Поступило указание: не прикасаться к храму, прекратить работы! Может, и верно: ведь отец Богдан уже присылал на свои средства рабочих залатать кирпичом дыры — их залатали грубо, неряшливо… Но к а к всё-таки спасать храм — это в Ростове никого, кажется, не волновало…

Кстати, вместо отца Богдана недолгий срок служил в цимлянском храме молодой отец Ростислав (потом отца Богдана, к счастью, вернули). Его «забота» о Карповском началась с того, что в марте 2002 года он пришёл в дом Нины Андреевны забирать ключи от Георгиевской церкви, прихватив с собой… омоновцев. А на Престол, 6 мая, отец Валерий посетил хутор вместе с казаками, которые устроили у храма «праздничную» стрельбу из ружей (к слову сказать, отца Валерия в том же году сняли с благочиния). Эти и другие мелочи скрупулёзно зафиксировал Константин Николаевич в своём «летописном» журнале.

Прояснилась история и с «возрождением монастыря» в 2004 году. Да, храму горячо хотел помочь глава Новоцимлянского сельского поселения Сергей Фёдорович Текутьев, организовал хуторской сход, который и постановил: будет монастырь! В сентябре 2003 года в Карповский из Троице-Сергиевой Лавры приехал отец Димитрий; здесь его рукоположили священником, приняли на службу по договору… В Лавре он был садовником, хорошо вёл подсобное хозяйство, но зачем приехал сюда?.. Привёз две легковые машины, газель, грузовик, два минитрактора, ткани разные, всевозможные удобрения… В его доме жили два сына, сестра, её муж, их дочь… Сразу бросилось в глаза, что отец Димитрий нездоров: надорванная психика, физическая слабость… Всех домашних разогнал, остался только сын, который последним ушёл из хутора — его забрали лечиться.

— Да, весёлая жизнь была при отце Димитрии, — грустно покачала головой Нина Андреевна. — Наш хутор ещё года три назад был настоящим притоном для наркоманов, благодаря его сыновьям; слава Богу, всё это в прошлом... Отец Димитрий всё время мёрз в церкви, службы проводил в валенках, — и однажды совсем занемог. 6 мая 2006 года, на Престол, он был уже никакой: ни ел, не пил, исхудал, дрожал… И уехал на две недели в Лавру на отчитку…

— На что? — не понял я.

— На отчитку. Значит изгонять бесов, лечиться, вы разве не знаете?.. И всё, не вернулся… Как дела теперь движутся, очень трудно сказать. На предвыборную кампанию в хутор приезжал Геннадий Анатольевич Климов, будущий глава администрации Цимлянска, обещал, что «элементарно решит вопрос» о газификации… А зимой прошлого года на собрании хуторян обещал: закроем весной оконные проёмы в церкви, сделаем крышу. 4 марта этого года, перед выборами Президента, Климов отцу Богдану заявил, что материалы есть, приступим к работам. Отец Богдан просил Климова в письме передать церковь Свято-Никольскому приходу, — он ведь и так много лет окормляет нашу церковь, а Климову в Ростове отказывают: нельзя, ремонтировать недопустимо, это памятник архитектуры, испортите…

…Служба в храме проходит каждое воскресенье, псаломщица — Нина Андреевна, Константин Николаевич помогает ей читать и по-прежнему следит за порядком.

…Нина Андреевна отомкнула металлическую дверь; мы прошли в трапезную; на хоры и дальше, на колокольню, устремлялись приставные крепкие деревянные лестницы. С колокольни я увидел весь хуторок, разбросанный, неказистый, фиолетовую речку с бугристыми берегами, поля вокруг и недальние весёлые домишки хутора Ремизов в спокойной низине; там, рядом, и Новоцимлянская; что если завтра утром пройти до неё полем? А в полдень меня автобус подхватит…

С колокольни я рассмотрел и крышу трапезной, она мне напомнила турбину: выгнута полукругом, опоясана треугольными смычками; рассмотрел и парные бетонные стенки — поразительно тонкие! Нина Андреевна потом сказала, что в полости засыпали золу, чтобы зимой в здании сохранить тепло, а летом прохладу (назавтра Сергей Фёдорович Текутьев привёл мне другое объяснение: не золу сыпали, как говорят в народе, а особый порошок для термоизоляции).

За последним сводом трапезной вставала сплошная бревенчатая стена «внутренней церкви» с дверцами, будто снятыми с огромного шкафа, украшенными простенькими резными цветами, совсем уж домашними.

Мы вошли; пол застилали травы (недавно праздновали Троицу). Иконы были и новые и очень старые, как, например, поблёкшая «Троеручица» в ржавом окладе; долго я не мог отвести глаз от одухотворённого, спокойного, гармоничного облика Спасителя — отчётливо-чистые краски, полоски самообновления на медном окладе; из новых сразу обращала на себя внимание радостная, мягких тонов вышивка «Умиление»… Откуда все они?

— Те, что на иконостасе, заказывал отец Александр, — вспоминала Нина Андреевна, — другие — матушки передавали, например, эту, вышитую; какие нашли на чердаке, какие отдал племянник местной жительницы; и есть иконы из церкви Георгия Победоносца, это посёлок Слобода под Екатеринбургом, там у батюшки были дружеские связи.

Перед сном я листал журнал Константина Николаевича, делал выписки. Не могу не привести несколько строк — они говорят о том, что в Георгиевской церкви происходят чудеса, что храм исполнен благодати… Из хроники 2007 года:

«5 мая, накануне престольного праздника, делая уборку в храме, на иконе «Знамение» увидел капли по платью Богородицы, ниже образа Спасителя.

6 мая (Престол) — молились 6 человек, и видели эти капли.

8 мая — позвонил настоятелю Свято-Покровского храма о. Богдану.

9 мая, после службы в своей Свято-Никольской церкви — с несколькими прихожанами приехал о. Богдан. После церковной службу батюшка в присутствии всех протёр капли, и все видели, что на месте их появились новые и так несколько раз.

4 октября. Читали акафист Икона «Знамение», Святому великомученику Георгию Победоносцу, в это время пришла прихожанка Зоя Поцелуева и принесла икону в металлическом окладе — «Троеручица». С её слов, она только что выкопала её из земли у себя на усадьбе. Икона стояла над землёй углом. Она запнулась об неё и увидела, что это икона.

8 октября. На иконе «Знамение» вновь появилось мироточение. Из носика младенца миро протекло до ручек».

Утром Константин Николаевич проводил меня за хутор, до рощицы у оврага, откуда шла прямая грунтовка на Новоцимлянскую. Рощица скоро осталась далеко позади, я оглядывался… Она словно увеличивалась в размерах; за ней мирно и маняще выглядывало крохотное селение с куполком церкви. Всё это, вместе с одинокой просёлочной дорогой среди высоких полевых трав, создавало такой простой и сильный образ Руси! И сколько ни оглядывался — мелькала и мелькала, не пропадала из виду белая рубашка Константина Николаевича, лёгкой, чуть прыгающей походкой спешащего на хозяйство в свой «дом-развалюху». Обернулся в последний раз — куполок почти утонул в зелёной гуще, домики пропали, а рубашка — всё плыла и плыла как по ветру, вот-вот растает…



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

110 лет со дня pождения Геоpгия Александpовича ИHОЗЕМЦЕВА (1902-1957), историка, Геpоя Советского Союза, уpоженца Батайска. С марта 1942 года сражался на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Воронежском, 1-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. 16 сентября 1943-го гвардии майор Иноземцев отличился в боях за освобождение Витебской области. После войны pаботал диpектоpом Ростовской областной научной библиотеки им. К. Маpкса (1952-1954), в аpхивах, в Донском областном музее, пpеподавал в Ростовском госудаpственном унивеpситете. Среди его книг «Ростов-на-Дону» (1949, в соавт.), «200 лет Ростову-на-Дону» (1949), «По городам Советского Дона» (1951, все – в Ростове). Имя Героя носят переулок в Ворошиловском районе Ростова и улица в Батайске.

Герои Советского Союза. Т. 1. С. 588;
Мягкова А. Улица имени... // Вперёд. 2004. 17 марта. С. 4;
Агафонов А. И. Документы об историке и археологе Герое Советского Союза Г. А. Иноземцеве // Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981. С. 256-259.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"