Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Храмы, монастыри Ростовской области / Ростов-на-Дону

Мкртыч Мкртычевич Чорчопьянц

ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ

Рукопись священника М. М. Чорчопьянца была обнаружена нами в Государственном архиве Ростовской области (Ф. 4173. Оп. 3. Д. 27. Л.1-8) в процессе работы, над монографией, посвященной истории Армянской Апостольской церкви на Дону (вышла в Ростове-на-Дону в 2001 г.).

Мкртыч Мкртычевич Чорчопьянц прожил трудную жизнь. Он родился 30 мая 1889 г. в Нахичевани-на-Дону в семье мещанина. В 1907 г. окончил полный курс Нахичевано-Бессарабской духовной семинарии, единственного в то время серьёзного учебного заведения Нахичевани (окончание которого, кстати, отнюдь не всегда обеспечивало его выпускникам, духовную карьеру). С 1907 по 1918 г. М. М. Чорчопьянц состоял в должности псаломщика и дьячка в местных армянских церквях. В 1918 г. был посвящён в сан священника. В тот же период он занимал должности учителя Закона Божьего и учителя церковного пения в церковно-приходских школах и гимназиях Нахичевани. С 1912 по 1946 г. Чорчопьянц являлся секретарём Армянского Епархиального Духовного Совета. С 1917 по 1919-й состоял членом Общества взаимопомощи армянского духовенства, а с 1919 по 1922 г. также — председателем церковного Совета Армянской Фёдоровской церкви, одновременно являясь членом Ревизионной комиссии Армянского Епархиального Духовного Совета. В мае 1938 г. наряду со всеми армянскими священниками Ростовской области был арестован органами НКВД и несколько лет провёл в заключении. Освобождён 15 августа 1940 г. в связи с прекращением дела. (Факт, что Чорчопьянц оказался единственным армянским священником, кому посчастливилось выйти живым из застенков НКВД, породил версию о некой его неблаговидной роли по отношению к остальным священнослужителям. Однако на основании документов из его личного дела, которые нам посчастливилось посмотреть, такой вывод не обоснован. Скорее всего, власти не могли не учитывать отношения местного армянского населения к своей церкви и решили оставить в живых кого-либо одного из священников-армян). Известно, что в целях получения от него необходимых признаний к нему применялись меры физического воздействия. В том же году он был назначен Верховным Духовным Советом Эчмиадзина заместителем начальника Нахичевани-Бессарабской Армянской Епархии. С 1942 г. одновременно являлся настоятелем Армянского кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.

11 февраля 1954 г. последовало предписание Эчмиадзинского Верховного Совета, которое запрещало протоиерею М. М. Чорчотянцу священствовать в Ростове-на-Дону и обязывало его выехать в г. Баку. Если принять во внимание, что на тот момент ему исполнилось 65 лет, трудно понять, чем руководствовался Совет, направляя старика с больной женой в незнакомый город. Результатом этого предписания стало заявление Чорчопьянца на имя Уполномоченного по делам религии по Ростовской области А. Т. Багкова с отказом от должности священнослужителя. 12 апреля 1955 г. Эчмиадзинский Верховный Духовный Совет восстанавливает его в должности протоиерея собора (видимо, приняли в расчёт былые заслуги и авторитет среди местной армянской паствы), но настоятелем собора был оставлен назначенный ранее на эту должность священник К. Дарбинян.

Именно М. М. Чорчопьянц возглавил активное сопротивление местных армян-верующих против кощунственною решения властей о закрытии, а затем и сносе выдающегося памятника армянской культуры — Кафедрального собора св. Григория Просветителя. В ГАРО сохранилось письмо 71-летнего Чорчопьянца на имя Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва. В связи с закрытием собора 26 июня 1959 г. старик-священник оказался на улице с больной женой на руках. «Уже третий месяц, как я безработный и на моём иждивении больная жена. Не могу допустить, чтобы в Советской свободной стране старого человека оставили без куска хлеба, а потому покорно прошу Вас, дорогой Никита Сергеевич, сделать надлежащее распоряжение и дать мне, советскому гражданину, продолжить службу в Армянской кладбищенской церкви г. Ростова-на-Дону для содержания своей семьи», — эти строки невозможно читать без волнения. За религиозную деятельность отца пострадала и дочь Чорчопьянца — по профессии преподаватель иностранного языка. В течение длительного времени ей запрещалось заниматься преподавательской работой, и лишь потом, смилостивившись, Министерство Просвещения РСФСР разрешило ей работу по специальности, но за пределами Ростова-на-Дону. Умер М. М. Чорчопьянц в 1970 г. Из жизни ушёл последний местный армянин-священник дореволюционного воспитания.

В. Г. Вартанян, С. С. Казаров

Город Нахичевань-на-Дону основан в 1780 г. [1] епархиальным начальником в России архиепископом Овсепом Аргутянцем (Иосифом Аргутинским-Долгоруким) [2]. В Нахичевани было семь церквей и Крестовоздвиженский монастырь.

Собор во имя св. Григория Просветителя (Сурб Лусаворич) заложен в 1783 г. на главной площади города. Здание вначале было деревянное, а в 1800 г. по предложению Верховного Патриарха Гукаса [3] возведено кирпичное на средства местных армян. Особо активное участие в строительстве принимал Хатранов Павел Егорович. На месте старой деревянной церкви Попов Иван Маркович поставил часовню. В ограде собора находился свечной ларёк. В 1893 г. в царствование Александра III армяне г. Нахичевани воздвигли памятник императрице Екатерине II на кварцевом пьедестале. В Армянском соборе хранился четырёхугольный крестный камень св. апостола Фаддея, перевезённый из г. Ани (Армения). В настоящее время этот камень хранится в государственном музее г. Ленинграда как исторический памятник.

Церковь во имя св. Николая (Сурб Никогос) заложена в 1781 г. в северо-западной части города (на углу 1-й линии и 1-й Успенской улицы) и освящена 10 сентября 1783 г. Капитальный ремонт произведён в 1862 г. при ктиторстве Саркиса Хырджияна. Столетний юбилей церкви отпразднован в 1883 г. 16 сентября при ктиторстве Вартереса Мкртычевича Сармакешева. В ограде церкви находилось кладбище, где были похоронены: депутат, полковник Ованес Абрамян, рождённый в г. Феодосии (Крым), ездивший в г. Санкт-Петербург за получением Указа о привилегиях для армян Нахичевани-на-Дону; Арутюн Халибян, основатель училища в Феодосии [4] (преемник архипастыря Нерсеса, А. Халибян в течение 12 лет состоял Нахичеванским Городским Головою); Маркар Айрапетян, близкий друг революционера-демократа Микаэла Налбандяна. При церкви св. Николая находилась приходская начальная школа во имя св. Сандухты. В церкви хранились рукописные книги религиозного содержания на пергаменте.

Церковь во имя св. Феодора (Сурб Торос) заложена в 1783 г. в юго-восточной части города, между 35-й и 37-й линиями, в день праздника св. Тороса, и построена также в византийском стиле. Освящена 22 ноября 1786 г. При церкви были кладбище и приходская начальная школа. В церкви находился четырёхгранный крестный камень во имя св. Феодора (Ай Тодор — Сурб Торос), привезённый из г. Феодосии (Крым). В церкви св. Феодора также хранились рукописные книги религиозного содержания на пергаменте.

Церковь во имя Пресвятой Богородицы (Успенская, Сурб Аствацацин) основана в 1781 г. на южной стороне города, по 1-й Пролетарской улице, между 23 и 25 линиями (ныне там находится школа). Строительство завершено в 1783 г. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, которая считалась первой в Нахичевани-на-Дону. Успенская отличалась от других церквей тем, что она, кроме главного алтаря, имела ещё два боковых, из коих один во имя св. Воскресения, а другой — во имя св. Иоакима и Анны. В ограде церкви находилось кладбище, где были похоронены благодетели Попов Иван Маркович и Нахалов Степан Георгиевич. Церковь имела также рукописные книги религиозного содержания на пергаменте.

Церковь во имя св. Вознесения (Сурб Амбарцум) заложена в 1781 г., освящена 27 августа 1783 г. Местонахождение её — в северо-восточной части города на углу 2-й Мурлычёвской улицы и 34 линии (ныне там находится школа). В 1799 г. был произведён капитальный ремонт. Главный алтарь сооружён за счёт купца Шорбаронова Христофора Матвеевича. В ограде церкви находилось кладбище, где были похоронены благодетель Мкртыч Гогоян, основатель армянской женской прогимназии (по 28-й линии, № 7) [5], и его жена Серпуги Гогоян. При церкви находилась приходская мужская школа, построенная 27 июля 1866 г. Церковь также имела рукописные книги религиозного содержания на пергаменте.

Церковь во имя св. Георгия Победоносца (Сурб Геворг) заложена в западной части города на границе между Ростовом и Нахичеванью в 1783 г. и освящена 5 декабря 1787 г. Частичный ремонт здания произведён в 1853 г., а капитальный — в 1892 г. за счёт купца Матвея Христофоровича Ерицпохова. Церковь имела множество крестных камней, привезённых из Крыма, и рукописные книги религиозного содержания на пергаменте.

Церковь во имя св. Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) — кладбищенская, находится в северной части города по 1-й Степной улице (ныне улица Ченцова). Построена в армянском стиле в 1875 г. за счёт покойной купчихи Аладжаловой согласно плану архитектора Сазонова. Освящена 11 июня 1881 г. При церкви в ограде находились богадельня для инвалидов и престарелых граждан, сиротский дом и квартира для причта. Основательница церкви Акулина Павловна Аладжалова, умершая в 1871 г. 3 сентября, похоронена в юго-восточном углу церкви и на могиле покойной был воздвигнут памятник из белого мрамора. Церковь называли Армянским собором, так как она не имела в ограде кладбища по примеру других церквей. На кладбище похоронены следующие благодетели: Попов Каспар Маркович, пожертвовавший большой кирпичный дом в пользу армян-студентов; Адонемян Никохаос, пожертвовавший своё недвижимое имущество по 17-й линии, № 5 с целью открытия в г. Нахичевани технического училища; Хатранов Иван Егорович, который в 1912 г. подарил армянскому обществу дом на площади Толстого, № 5 в пользу сирот; Попов Кирилл Михайлович (бывший Городской Голова), в 1910 г. построивший за свой счёт «Детский павильон» при городской больнице (продолжение 14-й линии), а в 1913 г. — «Дом трудолюбия» имени своей жены Анны Сергеевны Поповой (площадь Толстого, № 3).

Св. Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк) заложен в 1783 г. на расстоянии 7 километров от города к северу, построен в византийском стиле и освящён 27 ноября 1792 г. Недалеко от монастыря находился родник. Капитальный ремонт родника произведён в 1862 г., активное участие в ремонте принимали Геворг Хатранян и Алексей Аладжалян. При монастыре находились школа, типография и дом для настоятеля. С наружной стороны монастыря в стенах укреплены крестные камни. К северо-востоку от монастыря находился хутор из 50 домов армянских жителей (ныне посёлок Мясникован). На северной стороне — овраг, огород и сад. Внутри монастыря был помещён большой крестный камень, привезённый из Армении, который ныне находится в кладбищенской церкви. В ограде монастыря похоронены революционер-демократ Микаэл Налбандян, народный поэт Рафаэл Патканян, благодетель Геворг Тигранян, епископ Кюрег Срабян, архимандрит Арутюн Аламдарян и другие, им воздвигнуты памятники с надлежащими надписями.

Составил протоиерей М. Чорчопьянц 8 апреля 1955 г., г. Ростов-на-Дону

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Традиционной датой образования Нахичевани-на-Дону всё же принято считать 1779 г., когда была получена грамота о привилегиях крымским армянам-переселенцам, пожалованнная Екатериной II.
  2. Аргутинский-Долгорукий (Овсеи Аргутян) (1743-1801), католикос всех армян (с 1800 г.). С согласия Екатерины II был назначен архиепископом армян, находящихся в России. Несмотря на незнание русского языка, сумел завоевать доверие высших слоев российского общества; был близок к князю Г. А. .Потёмкину, который представил его императрице Екатерине II. Активно способствовал переселению армян из Крыма в Россию и в дальнейшем отстаивал их интересы. После избрания его католикосом всех армян в 1800 г. по пути в Эчмиадзин неожиданно скончался, что породило версию о его отравлении.
  3. Гукас — католикос всех армян с 1780 по 1800 г.
  4. Халибян Артемий Павлович (Арутюн Погосович) (1790-1871), известный купец и общественный деятель Нахичевани-на-Дону. С 1833 по 1835-й, а также с 1842 по 1853 гг. избирался Городским Головой Нахичевани-на-Дону и являлся фактическим руководителем армянской общины. Был непримиримым противником священника и просветителя Г. Патканяна. Сумел отстоять интересы города и сохранить привилегии, дарованные городу Екатериной II. Значительную сумму из своего состояния пожертвовал на открытие армянского училища в г. Феодосии, которое назвали его именем.
  5. Гогоян Никита Христофорович (Мкртыч Хачатурович) (1796-1865), нахичеванский купец и благотворитель. Родом из купеческой семьи. Рано оставшись на попечении отца, проявил блестящие коммерческие способности. Пережив смерть четырёх дочерей, решил (и в этом его активно поддержал друживший с ним писатель Н. В. Кукольник) всё своё имущество пожертвовать на открытие в Нахичевани-на-Дону женской гимназии. 8 марта 1857 г. завещание было оформлено в гражданском суде г. Новочеркасска. Здание ростовской гуманитарной гимназии № 14 (по 30-й линии, № 8) до сих пор у старейших жителей Пролетарского района ассоциируется с Гогоевской гимназией.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

90 лет со дня рождения Александра Алексеевича ЗЕМЛЯЧЕНКО (1922–2001), историка и краеведа, научного сотрудника Таганрогского краеведческого музея. Сформировал фонды по истории Гражданской и Великой Отечественной войны (1960-1985). Создал музей истории Таганрогской милиции. Долгие годы был председателем Таганрогского отделения общества охраны памятников. Автор очерков, которые печатались в сборниках «Отважные сыны Дона» (1970), «Они прославили Родину» (1977), «На родине Чехова» (1984), и публикаций в газете «Таганрогская правда».

Крупницкая Г. Александр Алексеевич Земляченко // Вехи Таганрога. 2001. № 9. С. 72.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"