Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Храмы, монастыри Ростовской области / Ростов-на-Дону

Евгений Иванович Малаховский

НАХИЧЕВАНСКИЕ ХРАМЫ

Отмечая в 1999 году свой 250-летний юбилей город Ростов-на-Дону может отметить и другую свою «круглую» дату: 220-летие города Нахичевани, которую Ростов официально «поглотил» в 1928 году в виде Нахичеванского района, переименованного через 8 месяцев в Пролетарский район. История города Нахичевани, в которой религиозные аспекты играли важную роль, неразрывно связана с историей храмов города. Краткая же история возникновения города и его храмов такова.

Начатая Турцией русско-турецкая война 1768—1774 годов закончилась блестящими, победами русской армии и флота и подписанием Кучук-Кайнаджарского мира, по которому турецкий султан вынужден был предоставить своему вассальному Крымско-татарскому ханству независимость. Но надолго эта независимость не могла устроить ни Турцию, ни самих ослабленных крымских ханов, которые лишились основного источника дохода за счет военных набегов на соседей. Россия это понимала и, чтобы надолго обезопасить свои южные границы, стремилась полностью овладеть Крымом без военных действий. Для еще большего ослабления власти крымских ханов Россия склонила крымских христиан греков и армян к переселению на вновь приобретенные Россией и безопасные от татар земли. И греки, и армяне держали в своих руках торговлю, приносившую немалый доход татарской казне. В результате ухода из Крыма значительной части греков и армян, последний крымский хан Шагин-Гирей, окруженный многими врагами и полностью лишенный средств, сам переселился в Россию. Крым мирным путем перешел в ее состав 9 апреля 1783 года. Переселявшиеся из Крыма в Россию греки выбрали себе место в Северном Приазовье (г. Мариуполь), а армяне — на Дону, под защитой крепости Св. Димитрия Ростовского. Переселению армян на Дон во многом содействовал армянский общественный деятель Иван (Ованес Лазарян), один из основателей известного Лазаревского института восточных языков в Москве, а обустроить армян на новом месте помог армянский архиепископ Иосиф Аргутинский-Долгоруков. Связи Аргутинского с князем Потёмкиным привели к появлению грамоты императрицы Екатерины II о предоставлении армянам льгот и права построить армянские город и сёла около ростовской крепости.

Русское население восточного форштадта крепости, называвшегося Полуденным станом (Полуденкой) и находившегося на территории между современными 1-й и 7-й линиями, было переселено в солдатский форштадт. Туда же из Полуденки была перенесена и деревянная православная церковь во имя Рождества Богородицы, превратившаяся со временем в ростовский кафедральный собор. Полуденку отдали армянам и переименовали в город Нахичеван(ь). В документах новый город чаще называли именем Нахичевань-на-Дону. Армянская же общественность предпочитала название Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань).

Нахичевань практически начали строить с 1750 года, но датой основания города считается 14 ноября 1779 года, когда была подписана упомянутая грамота. Сама же грамота была прилюдно зачитана на площади нового города 24 апреля 1781 года. Одновременно со строительством жилых построек Нахичевани стали возводиться и армянские храмы.

Все первые армянские церкви Нахичевани строились из дерева и были малых размеров. Эти церкви объединяли переселенцев, являвшихся выходцами из какого-либо определенного места Крыма и составлявших приход этой церкви. Название нахичеванских церквей повторяли имена аналогичных церквей, оставленных прихожанами в Крыму. Так, Соборный храм во имя Григория (Григора) Великого — Сурб-Лусаворича объединял выходцев из крымской Кафы. Первые каменные армянские храмы, которые приходили на смену деревянным, своим появлением обязаны упомянутому Иосифу Аргутинскому. Эти храмы возводились в архитектурных формах русского классицизма, а их зодчими были либо русские архитекторы, либо армяне, получившие русское архитектурное образование.

Отличительной особенностью армянских каменных храмов было наличие в них обширных подвалов. Все храмы имели по три входа: западный, южный и северный. В качестве художественного и священного украшения использовались, так называемые, хачкары — каменные плиты с изображением креста с художественной резьбой. Несмотря на трудности переселения, армяне привезли с собой эти хачкары из Крыма. «Возраст» некоторых хачкаров датировался не только XVIII в., но и XVII, и XVI, и даже XIV вв. Ниже приведены сведения о конкретных армянских храмах города.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЫ — СУРБ-АСТВАЦИН

Успенская церковь является самой ранней из всех нахичеванских храмов. Её деревянное здание было наскоро возведено уже в половине 1780 года. Эта церковь послужила местом, где освящались камни для закладки всех остальных нахичеванских храмов. По сведениям И. Аргутинского, приведенным в рукописи «Давтар», в следующем 1781 году закладывается новый Успенский храм, строительство которого заканчивается не позже 1787 года. 18 мая 1819 года новый армянский архиепископ Иоаннес получает от Министерства народного просвещения разрешение на строительство нового (третьего по счёту) каменного храма Успенской церкви, возведенного между 23 и 25 линиями на бывшей 1-й Успенской улице (теперь это 1-я Пролетарская ул., № 2). Этот храм поначалу имел форму равностороннего греческого креста. В 1856 году по проекту архитектора Муратова к церкви с запада добавили пристройку, увенчанную двухъярусной звонницей. При Успенской церкви до революции функционировало и Успенское училище. В 1930-х годах Успенскую армянскую церковь уничтожили. Вместо Успенского училища здесь создали общеобразовательную школу № 26. Впоследствии, после Великой Отечественной войны, в расширенном и достроенном здании организовали профтехучилище № 12.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА — СУРБ-НИКОГОС

Никольскую деревянную церковь воздвигли несколько позже Успенской, в 1781—1783 годы. По имени этой церкви получила свое название улица Никольская, располагавшаяся недалеко от реки Дон. (Считается, что Св. Николай имеет нарочитую благодать избавления от потопления на водах, различных бед и напастей). В 1920-е годы Никольская улица получает имя Рабкоровской, а после Великой Отечественной войны — 1-я Рабкоровская улица имя Листопадова, а 2-я — имя Богданова.

Вскоре севернее Никольской улицы на углу 1-й линии и 1-й Успенской улицы возводится каменный храм Никольской церкви. Её купол над алтарной частью храма и высокая звонница над западным многоколонным входом с портиком имели завершения в классическом стиле. В конце XIX века классические завершения куполов заменяются шлемовидными с восемью гранями, чем облик церкви приблизился к форме армянских храмов.

Никольский армянский храм уничтожался также постепенно. В 1935—1937 годы ещё сохранялись его развалины, а после Великой Отечественной войны на его месте был построен пятиэтажный жилой дом по адресу: 1-я линия, № 56.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. МЧ. ФЕОДОРА — СУРБ-ТОРОС ТЕОДОРОС

Федоровская церковь была сооружена в 1783—1786 годы. Имя этой церкви перешло и на улицу. В 1920-е годы улицу Федоровскую назвали Инженерной. После Великой Отечественной войны 1-я Инженерная улица стала улицей Мясникова, а 2-я Инженерная — улицей Сарьяна.

Каменный Феодоровский армянский храм стоял между 35 и 37 Линиями во дворе домов № 47 и 49 по 35-й Линии. Остатки Феодоровской церкви были взорваны осенью 1941 года и из «добытых» кирпичей возводились уличные баррикады, готовя город для уличных боев с наступавшей немецкой армией. До настоящего времени место, где стоял Феодоровский храм используется под металлические гаражи и мусоросборники.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ГЕОРГИЯ — СУРБ-ГЕВОРГ

Георгиевская церковь возводилась почти одновременно с Феодоровской в 1783—1787 годы и «заботами» того же И. Аргутинского. Этот каменный храм стоял против Георгиевской улицы почти вплотную к Ростово-Нахичеванской меже, т. е. около теперешнего Театрального проспекта. Георгиевская улица — это бывшая 1-я Комсомольская улица, а теперь улица Виталия Закруткина. 2-я Комсомольская улица стала просто Комсомольской.

Георгиевский храм называли также церковью Хадрелеза (Хрдрылеза), где устраивались армянские ярмарки, праздники и приготовлялись вкусные угощения из жареной баранины. Поскольку храм Сурб-Геворк стоял на пустыре вдали от других построек, в 1892 году он получил с его южной стороны пристройку — дополнительную обширную паперть для укрытия от непогоды.

Остатки Георгиевского храма были уничтожены незадолго до Великой Отечественной войны. Когда трамвайную колею перенесли с Советской улицы на Комсомольскую, то около Театрального проспекта рельсы относительно долго огибали развалины каменного храма. Теперь трамвайные пути на месте Георгиевского храма спрямлены, но зато немного дальше на восток они огибают чудо архитектуры авторов скульпторов Ю. Рукавишникова, А. Филиппова и архитектора Н. Миловидова — Мемориальный комплекс, посвященный освободителям города от немецких захватчиков.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ — СУРБ-АМБАРЦУМ

Вознесенская церковь строилась в 1781—1783 годы. Ее каменный храм находился между 34 и 36 Линиями на 2-й Вознесенской улице. Это была 2-я Мурлычевская улица, а теперь — Рябышева. При этой церкви впоследствии появилось армянское духовное училище. Богослужения в церкви продолжались до 1936 года. Во время известной в Ростове бури в день авиации 18 августа с храма была сорвана крыша. После бури церковь закрыли «на ремонт», а затем навсегда. Храм разобрали, а духовное училище перестроили и в нём открыли Лесную школу. В 1942 году во время немецкой окупации города за убийство немецкого военнослужащего оккупантами в усадьбе школы было расстреляно несколько десятков ни в чём не повинных мирных жителей.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО — СУРБ-ЛУСАВОРИЧ

Первый временный деревянный храм Сурб-Лусаворич был сооружен чуть южнее современного рынка — Нахичеванского базара. Каменный храм кафедрального трехпрестольного собора был заложен в 1783 году точно по оси Соборной, теперь Советской улицы. Автором проекта был зодчий Старое И. Е., автор планировки города Нахичевани. Строился собор долго. Он был освящен в 1807 году, т. е. через 24 года после закладки.

Храм построен был в классическом стиле, в архитектуре которого преобладал дорический ордер. Недалеко от собора затем появилось армянское церковно-приходское училище Рипсиме. Желая отметить столетие Нахичевани в 1879 году, власти решили установить в городе соответствующий монумент. К этой же дате приурочивались 50-летие освобождения Восточной Армении от персидского ига и годовщина окончания русско-турецкой войны взятием крепости Каре. Но дело затянулось и только в 1894 году в Александровском саду установили колонну с надписью «В память 25-летнего царствования в бозе почившего императора Александра II». Одновременно с Александровской колонной в это же майское воскресенье против армянского кафедрального собора от имени «благодарных армян» был открыт памятник императрице Екатерине II. Бронзовая императрица была отлита по изваянию скульпторов братьев Чижовых, а пьедестал к нему сооружался итальянцем С. А. Тонитто. По прошествии 26 лет эту же скульптуру 23 марта, но уже перед плачущими армянами с пьедестала свергли, а на него возвели статую Карла Маркса. Прежняя Екатерининская площадь города стала именоваться площадью Карла Маркса. В 1937 году памятник переместили с проезжей части ближе к собору, и он оставался там до тех пор, пока не был расстрелян из орудия немецкого танка. После изгнания из города немецких оккупантов на сохранившийся пьедестал снова возвели временную статую уменьшенных размеров. И только по прошествии полутора десятков лет основоположнику научного коммунизма был сооружен более ему подобающий, совершенно новый памятник. Остатки Екатерининского пьедестала «утилизировали», использовав для памятника основателю российского университета М. В. Ломоносову.

Что касается кафедрального собора Сурб-Лусаворич, то он был закрыт еще вначале 1930 годов. Его высокую звонницу разобрали, а здание приспособили для детской технической станции. В 1942 году во время немецкой оккупации в здании бывшего собора возобновились богослужения, продолжавшиеся до конца 1950 годов. В 1970 на месте армянского собора выросло новое здание Дворца культуры завода Красный Аксай.

КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ — СУРБ-КАРАПЕТ

Церковь во имя Иоанна Крестителя (Предтечи) является самой поздней из всех армянских нахичеванских храмов: она была заложена в 1875 году, а освящена 11 июня 1881 года.

Строился храм на средства богатой армянки Акюлине Погосовны Аладжаловой (Аладжанян), похороненной под юго-восточным его углом. Как свидетельствуют некоторые источники, истертая могильная плита Аладжаловой некогда содержала надпись: «Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871 г. в возрасте 62 лет».

Автором проекта храма считают городского архитектора В. В. Сазонова. Несомненным является то, что строительство велось под его наблюдением. По другой версии, автором мог быть сотрудник Академии Художеств в Санкт-Петербурге В. Газирбекян, который, возможно, за эту именно работу был награждён серебряной медалью и заграничной командировкой. Специалисты по архитектуре считают, что храм Сурб-Карапет выполнен в, так называемом, армяно-византийском стиле. Одновременно с храмом на средства, завещанные той же Аладжаловой, были построены дом для причта, богадельня и приют для нищих.

Из семи армянских храмов, сооружённых непосредственно в городе Нахичевани, судьба оказалась благосклонной только к этой кладбищенской Иоанно-Предтеченской церкви. В ней до наших дней совершаются богослужения, хотя приток верующих армян сюда и невелик.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — СУРБ-ХАЧ

Армянский монастырь во имя Воздвижения Креста Господня был основан И. Аргутинским в 7 километрах к северу от тогдашнего города Нахичевани. В 1783 году был построен деревянный храм Сурб-Хач (Святой Крест). Каменный храм армянского монастыря заложили тремя годами позже в 1786 году, а закончили строительство и произвели освящение в 1792 году. Проектировал храм архитектор И. Е. Старов. Через 70 лет в 1862 году перед храмом соорудили невысокую колокольню. Здесь же появился большой архиерейский дом. В целом монастырь и его храм венчали вершину берегового холма над рекой Темерник, ставшие архитектурной доминантой района. К сожалению, в наше время из-за большого количества многоэтажных зданий, построенных после 1980 года, это значение храма утрачено.

За свою более чем вековую историю архитектурный комплекс армянского монастыря неоднократно ремонтировался. Самый большой ремонт был в 1868 году, но в советское время к 1960 году монастырь приобрёл ужасный вид. За реставрацию армянского монастыря взялись ереванские архитекторы М. С. Мнацаканян и К. А. Манукян. Восстановление монастыря закончилось в 1972 году. Правда, от монастыря остались только сам храм да каптажное сооружение для родника Чорхах или Сахлых Су, а архиерейский дом, колокольня да 13 ценных хачкаров из Крыма оказались утраченными.

Возникнув как религиозный центр армянской колонии на Дону, монастырь вскоре превратился в центр культурной и просветительской деятельности нахичеванских армян. Поначалу монастырь входил в состав села Большие Салы, но с 1883 года его приписали к городу Нахичевань, что способствовало его благосостоянию.

После Великой Отечественной войны здесь возник поселок Мясникован, а с 1972 года в восстановленном храме Сурб-Хач открыли музей русско-армянской дружбы. Около храма появились отреставрированные надгробия десяти деятелям русско-армянской культуры и педагогов монастырской школы.

В постперестроечные годы возобновились попытки превратить музей снова в монастырь, чтобы он функционировал по своему прямому назначению. Противники таких попыток сомнительно утверждают, что религиозная деятельность монастыря в прежние года была лишь прикрытием для общественной деятельности среди армян. Главным аргументом при решении спорного вопроса, очевидно, может быть выяснение возможности иметь в монастыре самообеспечиваемый причт и достаточное количество прихожан. Тем не менее в бывшем храме иногда устраиваются эпизодические богослужения.

Православные нахичеванские храмы

СОФИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Находясь по соседству с русскоязычным Ростовом, Нахичевань не могла долго оставаться мононациональным армянским городом. За сто лет существования армянской Нахичевани в городе появилось и русское православное население [1], которое нуждалось в своих православных храмах.

Как уже упоминалось, самым первым православным храмом на территории будущей Нахичевани была сперва деревянная часовня, переделанная в церковь во имя Рождества Пресвятая Богородицы, которая стояла в Полуденке в 1766-1778 годы. Более вместительный храм 1779 года с тем же именем простоял в Полуденке всего 1 год, т. к. его пришлось переносить в солдатский форштадт крепости в связи с переселением армян. Учитывая сказанное, в силу преемственности и подражания Ростову первым православным храмом Нахичевани стала Софийская церковь. Преемственность заключается в том, что празднование иконы «София — Премудрость Божия» совершается одновременно с праздником Рождества Пресвятыя Богородицы в день 8 (21) сентября.

Софийская церковь была сооружена в 1863 году практически вне жилых кварталов Нахичевани, западнее Верхней Нольной Линии, против улицы, которая потом по имени церкви получила название Софийской (ныне это Первомайская улица; 2-я Софийская до Великой Отечественной войны называлась 2-й Майской, а теперь это улица Вити Черевичкина). Это был однокупольный деревянный храм на каменном цоколе с одноярусной звонницей над входом, высотою 15 метров. Рядом с церковью тогда же, в 1863 году, соорудили одноэтажное кирпичное здание русской церковно-приходской школы.

В 1904 году для замены деревянного Софийского храма заложили каменный. Это был монументальный пятикупольный храм, строившийся по проекту архитектора В. В. Попова. Церковь по окончании строительства освятили в 1912 году.

Новая Софийская церковь просуществовала менее четверти века. В 1934 году Софийскую церковь закрыли, и храм стали разбирать на кирпичи. После удаления всех боковых куполов и стен храма его большой центральный купол еще долго покоился на четырех колоннах, уныло выделяясь в сумерках при закате солнца на фоне ростовского неба. Наконец, дошла очередь и до него: под колонны храма заложили взрывчатку, район оцепили милицией и остатки прекрасного сооружения в одно мгновение превратили в груду разбитого кирпича. Красавца храма не стало. Около места, где некогда стояла Софийская церковь, вскоре построили здание школы № 11.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. БЛГВ. КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Имя второго православного храма Нахичевани было также позаимствовано у соседнего Ростова, где в это время возводился новый монументальный Александро-Невский храм. Однако мотивировка возведения нахичеванского храма была другой. Строительство посвящалось 650-летней годовщине славной победы князя Александра над шведами на берегах Невы.

Нахичеванская Александро-Невская церковь была построена в 1886 году на средства купца И. С. Шушпанова на углу Полицейской площади (теперь это пл. Л. Толстого) и 2-й Соборной улицы (одно время эту улицу непродолжительно именовали ул. Александра III, а при Советской власти — 2-й Советской ул. После Великой Отечественной войны эта улица стала Ереванской). В 1900 году рядом с храмом было построено каменное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Сам же Александро-Невский храм был великолепно декорирован и, кроме трех глав, имел высокую (свыше 28 м.) двухъярусную звонницу.

Александро-Невский храм был ликвидирован еще в 1937 году. Но во время немецкой оккупации Ростова Александро-Невский приход в 1942 году возобновил свои богослужения. Для этого приспособили двухэтажное здание бывшей церковно-приходской школы, на крыше которой установили деревянные купола. Это строение было официально сдано в аренду под молитвенный дом 24 мая 1943 года. Решением же райисполкома от 21 мая 1955 года при последнем священнике С. Васильеве молитвенный дом был ликвидирован. На месте разрушенной Александро-Невской церкви в 1960 году построен шестиэтажный дом по адресу: пл. Толстого, 9.

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ

Из трёх православных нахичеванских церквей до наших дней сохранилась и отправляет свои богослужения только Александрийская церковь (ул. Ченцова, 3).

Церковь во имя Святой царицы Александры была кладбищенской, для отпевания православных христиан. Поэтому эта церковь имеет весьма скромные размеры, примерно 18 х 13. Построена церковь в 1904 году на месте прежней деревянной часовенки по проекту архитектора В. В. Попова.

Александрийская церковь представляет собой тип храмов, напоминающих деревянные конструкции. По своей епархиальной принадлежности она раньше была приписана к Софийской церкви. Следует отметить, что до настоящего времени прихожане церкви в память утраченной Софийской церкви на Верхней нольной линии, а может и просто по традиции, Александрийскую церковь неправильно именуют также Софийской.

Сейчас ростовской общественности стал известен факт, что в 1942 году во время немецкой оккупации Ростова на кладбище около Александрийской церкви хоронились погибшие румынские солдаты. Румыны, как и русские, преимущественно, являются православными.

В 1970-е годы северную сторону церкви перестроили и в образовавшемся левом приделе храма освятили второй престол во имя Св. блгв. кн. Александра Невского. Этот престол в какой-то мере восполнил утрату Нахичеванской Александро-Невской церкви. Сказанное говорит о том, что мемориальная доска, установленная слева от входа в храм, неверно трактует мотивы сооружения церкви: не Александрийская, а утраченная Александро-Невская церковь строились в честь победы князя Александра над шведами на берегах Невы.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Армяне, являясь христианами, в отличие от православных и всех других христиан диофизитов, используют, так называемое, армяно-григорианское, монофизитское вероучение, усматривающее в Иисусе Христе лишь только одну божественную сущность (ипостась) и отвергающее в нем человеческую


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Март 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"