Донской епархиальный церковно-исторический комитет история церкви на Дону Область войска Донского
  Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Конфессии в Ростовской области / Православная церковь на Дону

Н. А. Степаненко

ДОНСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

Донской епархиальный церковно-исторический комитет был учрежден резолюцией Высокопреосвященнейшего Афанасия, Архиепископа Донского и Новочеркасского 16 апреля 1904 г. с «целью изучения церковно-религиозной жизни Донского края в ее прошлом и настоящем, а ближайшим образом — церковно-историческое и церковно-статистическое описание церквей и приходов Донской Епархии», как записано в его уставе, утвержденном в конце июня того же года [1. – С. 129-130].

Работы по осуществлению поставленных задач были распределены между членами комитета, выделившему из своей среды Совет «для заведывания текущими делами и денежною частью...» [1. — С. 130].

Члены Совета были утверждены Архиепископом. Инспектор духовной семинарии А. А. Кириллов в качестве председателя, священник Т. А. Донецкий — зам. председателя, статские советники — Л. Ф. Свидерский, М. М. Дьяков, Х. И. Попов, А. М. Щетковский, священники — М. С. Архангельский, И. П. Артинский, В. А. Кожин, Е. М. Овсянников — членами Совета [2].

Торжественное открытие действий комитета состоялось в актовом зале Донской духовной семинарии 15 октября 1904 г., в присутствии многочисленных гостей и преимущественно епархиального духовенства, явившегося в Новочеркасск на общеепархиальный съезд.

К открытию комитетом была выработана и напечатана «Программа для описания церквей и приходов Донской епархии», которую вручали всем желающим. Кроме ответов на многочисленные и подробные вопросы программы «желательно было прилагать планы, чертежи, фотографические снимки церкви, замечательных ее частей, замечательных членов причта и даже прихода» [1. — С. 135-138].

В своей речи председатель комитета, А. А. Кириллов отметил своевременность появления комитета: «с одной стороны, у нас еще нет надлежащей культурно-бытовой Донской истории, а с другой, на Дону много интеллигенции в лучшем смысле этого слова», т.е. дело «не в недостатке нужных работников... нет лишь объединяющего в этом отношении начала или настоятельной инициативы, способной всех призвать к дружной совместной работе на пользу края» [1. — С. 17].

В качестве примера он указывал на соседний епархиальный Воронеж, где «теперь действует и «Ученая архивная комиссия», имеющая свое особое издание, и «Историко-археологический комитет», издающий «Воронежскую старину», работает и статкомитет, которому принадлежит много солидных изданий» [1. — С. 14].

Как напишет в «Донской церковной старине» член комитета, священник Т. Донецкий «возникновение в Воронеже двух ученых архивных обществ и знакомство членов Донского комитета с учеными изданиями этих обществ было одним из поводов к организации в Новочеркасске церковно-исторического комитета. Как известно, Донская церковь до открытия на Дону самостоятельной епархии в 1829 г., с 1718 г., т.е. в течение 110 лет, составляла нераздельное целое с соседней Воронежской епархией, причем епископы последней с 1788 г. именовались Воронежскими и Черкасскими. И хотя при образовании Донской епархии по указу Святейшего Синода в Новочеркасск были отправлены все дела и документы, относящиеся к ...вновь учреждаемой епархии,... однако, и после этого в архивах Воронежской епархии сохранилось достаточное количество дел, изображающих прошлое Донской церковной жизни, на основании коих сотрудники Воронежских ученых обществ имеют возможность разрабатывать историю церковной жизни на Дону» [1. — С. 26].

В уставе определены задачи комитета: «приводить в известность и описывать архивы церквей, монастырей и епархиальных учреждений, а также всякого рода памятники церковной старины, изучать местные религиозные обычаи, предания, церковные обряды; заботиться о распространении в обществе... историко-археологических сведений и о возбуждении интереса к ним; устраивать публичные чтения; печатать материалы и научные исследования по церковной истории и археологии края, составлять историческое и статистическое описание епархии» [1. — С. 13-14].

Предстояла огромная работа по описанию епархиальных церквей и приходов Донского края, «приведению в ясность материала» местных, донских архивов, «на которые до конца почти XIX в. обращалось недостаточно внимания» [1. — С. 20]. Председатель комитета дал общие сведения о содержании местных архивов и обратился за содействием к епархиальному духовенству: «К Вам, отцы духовные, пастыри Донской церкви, наше горячее обращение и наша усердная просьба — помочь нам, взявшимся за дело, вас близко касающееся и вам больше всех известное» [1. — С. 17]. Циркулярно разослана была просьба Совета к донскому духовенству сделать описание своих приходских церквей.

По предложению ректора семинарии, Архимандрита Митрофана решено было организовать при семинарии особое «Макарьевское церковное древлехранилище» с библиотекой при нем «для собрания и хранения древних церковно-исторических памятников Донской епархии, как вещественных, так и письменных, в видах лучшего сбережения их», как записано в уставе древлехранилища [1. — С. 131-133].

Правление семинарии выделило в распоряжение комитетского Совета деньги, специально пожертвованные для этой цели Архиепископом Макарием Донским, большим любителем и знатоком церковной археологии.

Денежные средства комитета составлялись из «добровольных членских взносов, из пособий от епархиальных учреждений, из сборов от публичных лекций, от продажи изданий комитета, из частных пожертвований» [1. — C. 130].

Ближайшей задачей Донского исторического комитета была подготовка к изданию «исторического описания церквей и приходов г. Новочеркасска», что было связано с приближением столетнего юбилея города в 1905 г. [1. — C. 14].

В силу множества неблагоприятно сложившихся обстоятельств и скудости материальных средств работа комитета была затруднена.

Тем не менее в 1906 г. комитет выпустил свое первое издание — «Донская церковная старина».

Основной материал выпуска посвящен основанию и истории г. Новочеркасска, недавно отметившего свой столетний юбилей, его храмов. В книге имеются фотографии и рисунки города, церквей. Большая часть материала подготовлена А. Кирилловым, есть здесь статьи Х. Попова, Т. Донецкого и других членов комитета.

В издании также представлены сведения об открытии Донского епархиального церковно-исторического комитета, устав комитета и древлехранилища, перечень предметов, входящих в состав епархиального древлехранилища, программа для описания церквей и приходов Донской епархии, сведения о пожертвованиях в комитет.

В приложении к выпуску дана карта Донской епархии, список благочинии Донской епархии и список церквей по благочиниям (по данным на 1904-1905 гг.)

Одновременно с работой церковно-исторического обследования Донского края проводилась и работа по устройству древлехранилища и библиотеки при нем. Важную помощь комитету оказало Правление Донской духовной семинарии. На выделенные им средства были изготовлены шкафы, куплены витрины, приобретены карты, кресты и другие памятники общей археологии, книги. Старинных церковных предметов в древлехранилище было немного и большую часть их составляли пожертвования. На все предметы был составлен каталог.

Библиотека также пополнялась главным образом за счет пожертвований различных учреждений и частных лиц. Главные пожертвования сделаны областным войска Донского статистическим комитетом, передавшим в библиотеку все имеющиеся «Памятные книжки по области войска Донского».

В октябре 1907 г. исполнилось 3 года существования Донского епархиального церковно-исторического комитета. На первом торжественном собрании, которое должно было состояться во время общеепархиального съезда духовенства, помимо генерального отчета предполагалось ознакомление собравшихся с двумя рефератами, но, как отмечает в своем докладе председатель комитета А. А. Кириллов, по обстоятельствам не пришлось дать.. .даже отчета, хотя съезд состоялся и проходил в здании семинарии. Печальные обстоятельства того времени всем памятны: бурливая волна освободительного движения, нахлынувшая... и на нашу семинарию, не могла достаточно успокоиться к нужному моменту... Неспокойное течение жизни при других неблагоприятных обстоятельствах мало давало свободного времени и мало представляло удобств заниматься хотя и близким, но не прямо относящимся к семинарии делом: жизнь комитета постепенно замирала, средств никаких не было, ожидать материальной помощи нельзя было ниоткуда... Встретились и другие затруднения, как напр., по приисканию помещения для нарождавшегося древлехранилища и библиотеки при нем...» [3. — С. 297-299].

В течение 1908-1909 гг. Совет комитета не имел общих собраний, «а занимались отдельные члены спорадически, без определенного плана» [3. — С. 297-299].

В 1907-1909 гг. готовился к печати 2-ой выпуск «Донской церковной старины», который вышел в свет в 1909 г. Задержка с изданием была связана с «неимением нужных средств».

Не все статьи в этом выпуске оригинальны, обширная статья «Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца 19 в.» А. А. Кириллова была ранее напечатана в сборниках областного войска Донского статкомитета. В выпуске помещены статьи о Новочеркасском Вознесенском войсковом Соборе, Новочеркасской Александро-Невской церкви и других храмах, статьи о Донском духовенстве, церковных школах.

10 января 1910 г. состоялось годичное собрание членов комитета под председательством ректора семинарии архимандрита Севастьяна. В состав комитетского Совета были избраны новые члены — секретарь Донской духовной консистории С. Г. Павловский, гвардии есаул (позднее полковник) Л. В. Богаевский, протоиереи — З. Лобов и С. Троицкий, священник В. Чернявский. Председателем комитета был избран А. А. Кириллов.

Он выступил с отчетом о деятельности комитета за время его существования. При обсуждении доклада общее собрание постановило «признавая желательным продолжение выпусков «Донской церковной старины» как ценного в историческом отношении издания, притом специально назначенного для церквей Донской епархии,... просить Его Преосвященство разрешить церковно-историческому комитету разослать по всем церквям ныне изданный 2-ой выпуск «Старины» для покрытия расходов и для получения средств на продолжение работ, чтобы издать 3-й выпуск с описанием церковных юбилеев» [3. — С. 308-309].

В сентябре того же 1910 г. на общеепархиальном съезде духовенства и церковных старост в Новочеркасске на торжественном собрании комитета было предложено два реферата: «Историческое значение памятников церковной старины» А. А. Кириллова и «3 Донских церковных деятеля 2-ой пол. 18 в.» зам. председателя, протоиерея Т. Донецкого.

На собрании комитета в июне 1911 г. во время очередного епархиального съезда Кирилловым была представлена «Записка о современном состоянии Донского епархиального церковного Древлехранилища», членом комитета, священником В. Чернявским «Чтение о Полтавском епархиальном древлехранилище».

В январе 1912 г. на съезде духовенства собрание комитета не могло состояться, т. к. съезд был непродолжительным, хотя членами комитета были подготовлены чтения.

В апреле-мае 1912 г. в «Донских епархиальных ведомостях» помещено сообщение А. Кириллова о деятельности Комитета за 1904-1912 гг. Затруднения в работе, по-прежнему, связаны с нехваткой средств, неимением специального помещения для устройства древлехранилища, библиотеки, церковного музея при семинарии. Но наряду с этим древлехранилище пополнялось памятниками церковной старины. В нем уже имелись метрические книги станиц Вешенской, Еланской, Тишанской и Тепикинской последней четверти XVIII в., два синодика и проч. Для библиотеки было приобретено более 500 листов копий с древних актов, поступило около 250 фотографий Донских церквей, причем, приобретено покупкой только 40, остальные получены из Донской духовной консистории: «есть снимки с 31 станичной церкви, 20 слободских, 6 хуторских, 10 поселковых и 3 церквей при рудниках... Комитет надеется приобрести со временем снимки всех Донских церквей и составить из них отдельные альбомы» [4]. Библиотеку составляли исторические книги общего содержания и книги, касающиеся истории Донского края. Большая часть последних пожертвована учреждениями и частными лицами, так, областное войска Донского Правление прислало в дар 4 книги «Актов, собранных г-м Лишиным», областной статкомитет — «Памятные книги» по области за все годы их издания и 10 выпусков своего издания «Сборники ОВД статкомитета», ожидалось поступление «Донских епархиальных ведомостей» из редакции самого журнала за все время его существования.

В 1912г. вышел в свет 3-ий выпуск «Донской Церковной Старины». В нем были помещены продолжения статей о Новочеркасских храмах, рефераты Кириллова и Донецкого, представленные на епархиальном съезде 1910 г., статья П. П. Сахарова к пятидесятилетней годовщине освобождения Донских крестьян, С. Г. Павловского о Донских калмыках и др. При отсутствии сведений о дальнейшей работе комитета можно только предполагать, что к трудностям материального характера прибавились и трудности военного времени. Причины столь холодного отношения духовенства к предприятию комитета, А. А. Кириллов объяснял духом и направлением того времени: «право, в ту пору совсем не до того было, чтобы заниматься церковной стариной; жизнь так или иначе трепала каждого» [3. — С. 308-309]. В 1915 г. вышел последний, 4-й выпуск «Донской церковной старины». Первый отдел выпуска занимали статьи, посвященные истории храмов, в основном, Новочеркасских, второй отдел был посвящен памяти отечественной войны 1812 г. В свете дальнейших исторических событий деятельность комитета, по-видимому, шла на убыль и совсем прекратилась. Косвенные подтверждения этому содержатся в газетных публикациях того времени, журналах епархиальных съездов духовенства, указах высшей церковной власти за 1918 г., хранящихся в фонде Донской духовной семинарии ГАРО. Определением Св. Синода от 18/26 янв. 1917 г. № 207 предписывалось учреждениям духовного ведомства «наблюдать всемерную экономию в расходовании средств» [5]. Из статьи «Организация Новочеркасского духовенства», опубликованной в «Донских областных ведомостях» 24 марта 1917 г.: «Городское духовенство г. Новочеркасска в первые дни после переворота открыто ставшее на сторону нового правительства на первом общем своем собрании пришло к мысли о создании такой организации, которая объединяла бы в себе все духовенство епархии, помогла бы разобраться в текущих событиях, выясняла и раскрывала нужды церкви и духовенства. Во главе всей организации духовенства надо поставить президиум из наиболее деятельных и просвещенных лиц» [6]. На собрании 14 марта председателем президиума стал протоиерей Т. Донецкий. Президиуму пастырских собраний поручено был подготовить материал к предстоящему съезду, наметить программу, ознакомить с нею сельское духовенство. Для сельского духовенства решено устраивать лекции об особенностях текущего момента, социальных, политических, общественных.

Епархиальный съезд Донского духовенства при участии мирян в протоколе № 6 от 06.10.1917 г. постановил: ходатайствовать перед Св. Синодом о том, чтобы процентные деньги с церковно-учебного капитала Донской епархии (1.545.540 руб.), в настоящее время в большей своей части идущие на покрытие расходов, не относящихся к духовно-учебным заведениям, в будущем употреблялись согласно их назначению на нужды мужских духовно-учебных заведений [5].

В «будущем», через 4 месяца Постановлением Святейшего Патриарха и Св. Синода православной Российской церкви № 65 от 15/28 февр. 1918 г. указывается общее направление деятельности духовных пастырей в новых условиях: «при всех церквах надлежит организовать из прихожан и богомольцев союзы, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств... союзы эти не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица... насильственное удаление священников и членов причта с прихода или монашествующих из монастырей отнюдь не должно быть допускаемо... в случаях нападения грабителей и захватчиков на церковное достояние следует призывать православный народ на защиту церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов и т.п.» [5].

С 1-ого сентября 1918 г. Донская духовная консистория преобразована в Донской Епархиальный Совет [5].

Неизвестно, что стало с собранными в результате деятельности комитета древностями, книгами, рукописями, фотографиями... Возможно, они попали в музеи Новочеркасска или Ростова, но остались бесценные сборники «Донской духовной старины», к которым и сейчас обращаются все интересующиеся историей Донского края.

Все четыре выпуска «Старины» издавались под редакцией и при непосредственном участии председателя церковно-исторического комитета А. А. Кириллова О нем в связи с деятельностью комитета следует сказать особо.

Андрей Александрович Кириллов, уроженец Новгородской губернии по окончании Санкт-Петербургской Духовной академии в 1879 г. прибыл в Новочеркасск, где занял должность преподавателя греческого языка в Донской духовной семинарии. За время работы в семинарии он занимал разные должности от преподавателя до ректора.

В том же 1879 г. он назначается членом временного комитета по разбору и описанию архива Донской духовной консистории. С этого времени все свои силы и способности он отдает изучению прошлого Донского края.

В 1888 г. за свои работы по изучению Дона он был избран действительным членом областного войска Донского статкомитета, с 1901 г. — член редакционной комиссии. С 5-го по 13-й выпуски сборников статкомитета издавались при его участии и во всех без исключения выпусках печатались его труды, связанные с религиозно-нравственной жизнью Дона, историей народного образования и просвещения края, биографиями выдающихся донцов.

Он занимался подготовкой экспонатов для Екатеринославского и Харьковского археологических съездов, был председателем комиссии по обзору и систематизации местных архивов, более 20 лет был редактором «Донских епархиальных ведомостей», где поместил массу исследований, отзывов, сообщений. Отличительной особенностью исследований Кириллова была «обоснованность их на первоисточниках» [7].

Работы Кириллова печатались во многих духовных и светских изданиях. Как председатель церковно-исторического комитета и основатель церковного хранилища он издал 4 выпуска «Донской церковной старины».

За свою деятельность не раз удостаивался благословений Святейшего Синода и «ему были Высочайше пожалованы все ордена до Владимира 4-ой степени включительно» [7].

Последняя запись в его послужном списке - "состоит и. д. ректора с 7 октября 1919 г.» [8].

Известно, что в 1922 г. Андрей Александрович скончался в Новочеркасске [8].

ЛИТЕРАТУРА
  1. Донская церковная старина. — Новочеркасск, 1906. — Вып. 1.
  2. Донские епархиальные ведомости. — 1912. — № 12 (апр.). — С. 272-278.
  3. Донская церковная старина. — Новочеркасск, 1911. — Вып. 3.
  4. Донские епархиальные ведомости. — 1912. — № 15 (май). — С.361-370.
  5. ГАРО. Ф. 352. Оп. 3. Д. 81. Л. 6-7, 13, 14, 15.
  6. Донские областные ведомости. — 1917.— № 68. — С. 66.
  7. Донской православный вестник. — 1915. — № 3 (март). — С. 158-168.
  8. Записки Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии. — Ростов н/Д, 1927-1928 гг. — Т. 3. Кн. 1. Вып. 3, 4. — С. 61.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июль 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"