Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Конфессии в Ростовской области / Евангелическо-лютеранская церковь на Дону

Е. В. Роот

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА ГОРОДА РОСТОВА

Первые сведения о деятельности евангелическо-лютеранской общины Ростова относятся к 1856 году и первые документы церковного архива ростовской евангелическо-лютеранской кирхи датируются именно этим годом. Сам архив в 1920-х годах был сдан в Донокрархбюро в количестве 53 единиц хранения. Из них до наших дней сохранилось лишь девять в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО).

Община входила во второй евангелическо-лютеранский округ Южного края России и находилась под ведомством Санкт-Петербургской евангелическо-лютеранской Консистории. Последняя координировала деятельность российских общин, от неё зависело разрешение наиболее существенных вопросов (например, дела о бракоразводных процессах). Ростовское лютеранское общество как филиал до конца 1895 года находилось в зависимости от Таганрогского церковного прихода.

Для нужд паствы в Ростове была построена кирха по адресу: ул. Верхне-Бульварная, 2 (угол Верхне-Бульварной и Среднего проспекта). Она носила имя святых Петра и Павла.

12 февраля 1881 года на прошение общества лютеран, Ростовская городская Дума постановила отвести общине место шириной около 15 саж. и длиной около 35 саж. на Бульварной улице, для постройки лютеранской церкви и школы, «но с тем непременным условием, чтобы обществом был устроен сквер, в который допускалась бы публика для гуляния беспрепятственно» [1].

Закладка церкви состоялась 9 июля 1883 года. «Проект — инженера-технолога А. А. Касселя, строительство велось под наблюдением городских архитекторов Н. А. Дорошенко и Н. М. Соколова, заведовала всем строительная комиссия, в которую от лютеранской общины входили К. X. Ионсен и К. Ф .Курдт. Все лепные работы — скульптор Шлютер. Алтарные витражи с изображениями Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла — венской работы. Орган — фабрики Валкер в Людвигсбурге (Вюртемберг), колокол — местного завода Е. М. Василенко. Цена органа — до 4 тыс. рублей, колокола — до 800 рублей. Стоимость всей постройки на день освящения — 30 тыс. рублей» [2].

1 мая 1888 года в 10 часов утра состоялось торжественное освящение евангелическо-лютеранской Петропавловской кирхи. Общественный сквер в церковной ограде не был создан. И городская управа согласилась с нежелательностью его устройства.

В процессе жизнедеятельности общине понадобилось новое помещение «для удовлетворения церковных надобностей», а именно: квартира для пастора и органиста, которые всегда должны быть при церкви, комнаты для обучения детей и конфирмандов в законе Божьем, для спевок церковного хора, для приема посетителей и заседаний Церковного совета. В 1898 году евангелическо-лютеранский Церковный совет подал заявление в Ростовскую городскую Думу. И 12 мая 1898 года Дума, соглашаясь с мнением городской Управы, единогласно постановила разрешить постройку двухэтажного каменного дома со школой, на месте, занимаемом лютеранской церковью, по Бульварной улице, с тем, чтобы для детей, обучающихся в школе, был устроен сквер.

При ростовской кирхе работала бесплатная школа для детей обоего пола — училище третьего разряда. В ней преподавали немецкие и русские учителя и учительницы, в 1893 году — Г. А. Гейнрихс, в 1894-м — О. М. Юкина, в 1896-1897 годы — Г. А. Гейнрихс и М. В. Кравцова, в 1908-м — М. О. Блезе и в 1913-1914-х — Я. И. Усинг. При кирхе был организован хор. В предпраздничные дни, с дозволения начальства, евангелическо-лютеранская церковь давала духовные концерты, в программу которых входили камерная и органная музыка, хоровое пение. Плата за вход была, например в 1898 году, 3 рубля. Со времени открытия кирхи ее неизменным органистом был В. П. Паулин. В 1913-1914 году его сменил Я. И. Усинг.

Особое слово следует сказать о главах евангелическо-лютеранского прихода Ростова — пасторах. К сожалению, точной хронологической последовательности их руководства пока установить не удалось. Но по датам документов, упоминающих фамилии пробстов (глав лютеранского округа в России) и пасторов, вырисовывается следующая картина: (?)-1888-1889-1896(?) пробстом в Ростове был Н. Штраус [Вероятно, затем с 1897(?) по 1908 гг. Николай Карлович Штраус возглавлял Таганрогско-Ейский евангелическо-лютеранский приход. – ред.]; (?)- 1896-1898 — пастором, а с 1898-4.04.1916, 15.03.1917-21.09.1919-(?) пробстом — Иоганн Оскар фон Тёрне; (?)-24.06.1913-1914-(?) пастором-адъюнктом — М. Гёёк; (?)-1920-25.03.1921-(?) пробстом был Р. Цильке. Пробст являлся одновременно и председателем Церковного совета кирхи, в который входили наиболее влиятельные члены общины. Ростовский пастор координировал также деятельность евангелических общин Ростовского округа, а именно: немецких колоний Блюменталь, Мариенталь, Ольгенфельд, Руэнталь, Энгейнгейм, при хуторе Попов, а также латышских колоний Звайзгнит и Тауруп. Из восьми поселений в семи имелись молитвенные дома, которые также служили школами. Обычно обязанности пастора в колониях исполняли школьные учителя.

По переписи 1897 года, в Ростове жителей, исповедующих лютеранскую веру, было 1 090 человек обоего пола (вместе с Нахичеванью — 1 240 человек), что составляло 0,92% от общего числа горожан. Всего же в Ростовском округе проживало 3 469 лютеран (0,9% от населения округа). После Таганрогского и Усть-Медведицкого Ростовский округ занимал третье место по количеству верующих евангелическо-лютеранского исповедания. В 1897 году на 100 жителей Донской области приходился один лютеранин. Большинство исповедовавших евангелическо-лютеранскую веру составляли немцы.

В последние дни Российской империи ростовская кирха, надеясь на лучшее, вместе со всей страной переживала тяжелые времена: трудности с продовольствием и топливом, смерть прихожан. С 1917 года связь общины с Евангелическо-лютеранской Консисторией в Петрограде была потеряна. В 1919 году пастор ходатайствовал перед ростовской администрацией о создании в Ростове временной Комиссии в составе пасторов Ростова, Таганрога, Новочеркасска, Рыновки и светских лиц для исполнения обязанностей Консистории «впредь до того времени, когда вновь будет воссоздана Единая Россия» [3]. С установлением советской власти в Донской области начинается наступление сначала на церковное имущество, а затем и на деятельность самой общины. Еще не понимая бескомпромиссность новой власти, евангелическо-лютеранская община стремилась отстоять свои права. В 1920-21 годы пастор Цильке был вынужден сдать в Донокрархбюро архив церкви. В 1920 году дом при кирхе, в котором находилась квартира пастора и органиста, школа и пр., был реквизирован Чрезвычайной жилищной тройкой и занят Чрезвычайной ревизией от Совета Труда и Обороны республики.

Последние упоминания об евангелическо-лютеранской кирхе относятся к 40-м годам. Известно, что в 1942 году здание кирхи сильно пострадало, «остался только кирпичный остов с частично разрушенными стенами» [4. — Л. 72]. После войны Исполком Ростоблсовета решением от 16.02.1945 г. предложил передать здание бывшей немецкой кирхи для восстановления и оборудования Азово-Доно-Кубанскому спортивному обществу «Водник». Но 3 мая того же года Исполком Ростгорсовета решил, что «в связи с тем, что по плану реконструкции города указанное здание подлежит сносу, это здание не может быть передано для восстановления» [4.— Л. 73].

В настоящее время в г. Ростове-на-Дону на месте евангелическо-лютеранской кирхи — асфальтные дорожки и газоны. От бывшего церковного комплекса сохранились только ограда и двухэтажное служебное здание из красного кирпича. Сейчас это жилой дом по адресу ул. Седова, 2. Лишь украшающие углы дома кресты в кирпиче напоминают о прошлом.

Несмотря на развернувшуюся во время Первой мировой войны «борьбу с немецким засильем» власти не трогали лютеранскую общину города. Борьба с религиозными культами в советское время, война с фашистской Германией, которая вылилась в борьбу «со всем немецким», не пощадили кирху. Когда во время войны сделали послабления в отношении всех конфессий, это не коснулось лишь лютеранской общины. История евангелическо-лютеранской церкви в Ростове особенно трагична, так как возродить ее в прежней целостности невозможно. Имущество рассеяно и разрушено, главные прихожане — немцы — в 1942 году были депортированы из Ростовской области.

И тем более история кирхи в нашем городе является уникальной, и память о ней заслуживает внимания и уважения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ведомости Ростовской на Дону Городской Управы. — 1881. — 1 марта. — № 9 (1 марта).
  2. Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. — Ростов н/Д, 1999. — Т. 5. — С.351.
  3. ГАРО. Ф. 185, оп. 1, д. 43. Л. 150.
  4. ГАРО. Ф. Р-4173, оп. 3, д. 38. Л. 72.
  5. ГАРО. Ф. 185, оп. 1, д. 15, 16, 42, 46, 47, 50, 51, 52.
  6. ГАРО. Ф. Р-1174, оп. 1, д. 21.
  7. Ведомости Рост. н/Д Гор. Управы. — 1888. — № 18 (1 мая).
  8. Журналы Ростовской на Дону Городской Думы за 1898 год. — Ростов н/Д, 1899.
  9. Памятная книжка Области войска Донского на 1896 год. — Новочеркасск, 1896. Список населенных мест Области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. — Новочеркасск, 1905. — Ч. 1.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

375 лет назад донскими казаками была взята турецкая крепость Азов (1637). Турция лишилась военного опорного пункта в Приазовье. Азов стал столицей Войска Донского (1637—1641). С 24 июня по 26 сентября 1641 года, 93 дня и ночи, длилась героическая оборона Азова — Азовское осадное сидение.

Бурлака В. О. Азов — город с тысячелетней историей. С. 122—141;
Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. С. 73—87;
Королёв В. Н. Азовская эпопея : послед, операции дон. казачьего флота // Дон и Северный Кавказ в древности и в средние века. Ростов н/Д, 1990. С. 62—72;
Лунин Б. В. Азовская эпопея 1637 — 1641 годов. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1988. С. 20-36.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"