Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Конфессии в Ростовской области / Православие на Дону

См. также: Сокольский Э. Прозрение

Иерей Алексий

ОПИСАНИЕ КРИНИЧКИ

Бабинский Целебный Источник

В настоящее время Бабинский Целебный Источник представляет собою неглубокий колодезь, обложенный камнем на цементе, причем восьмигранное «отверстие его (самый верх колодца) высечено из цельного камня»; по внешней форме все сооружение напоминает несколько подобие лампадного стаканчика с ножкою, только в увеличенном размере от верхнего края до дна около 11/2 саж.; поперечник внизу (круглого углубления) не более 1 арш.; в верхней же части, расширяющейся в виде чаши, до 2 арш.; на половину это «отверстие», обыкновенно, прикрыто досками от пыли.

Вода не очень близко от поверхности, не наполняет даже всей нижней части колодца, имеющей форму цилиндра глубиною арш. 2; так что черпают ее ведром, которое прикреплено к палке и никогда не ставится на пол. Как говорят люди пожилые, раньше вода доходила до самого верха, наполняя всю чашу; это подтверждает и небольшое отверстие сбоку, над поверхностью земли, устроенное, очевидно, для стока излишней воды; а теперь, наверное, она как-то проходит в земле частью в другой колодезь, наружный, с деревянным срубом вверху и цепью на вороте; здесь вода гораздо глубже и в большем количестве, почему все желающие свободно могут черпать ее во всякое время.

Над первым колодцем, тем самым источником, или криницею, где именно, почти 73 года тому назад, 28 августа, являлась икона Божией Матери, сооружена деревянная часовня или каплица, восьмиугольная, на каменном фундаменте с тремя входами; против западных дверей, на восточном простенке, разделяющем вышеуказанные колодцы, помещено изображение «Живоносного Источника», написанное на полотне значительной величины и хорошей работы, копия иконы «Живоносный Источник» в Царь-граде. Для поставления возжигаемых богомольцами свечей пред этим изображением устроена решетка и спускающаяся на шнуре лампада с 3 светильниками.

Желающие помолиться у Источника, обыкновенно, на своих руках приносят из храма по каменной лестнице или террасе храмовую икону «Источницу» и полагают ее с левой стороны колодца на особом низеньком аналогии; молебен здесь, в каплице, все равно простой или с акафистом, непременно совершается водосвятный; освященную воду богомольцы спешат принять прямо с Честного и Животворящего Креста Господня, по его погружении, себе на главу или на руки, преклоняя для этого колена свои; пьют ее здесь же, мажутся ею, запасаются в дорогу и домой, а многие кроме того еще обливаются ею в особом помещении, называемом купальнею и находящемся тут же в роще, невдалеке от каплицы, по аллее на север.

По стенам храма и каплицы размещено много различных икон, пожертвованных в разное время благочестивыми и усердными поклонниками Кринички; между ними есть несколько икон, почти современных самому открытию целебных свойств Бабинского Источника, которые поэтому являются первыми дарами-приношениями первых почитателей, свидетелей и очевидцев прославления его чрез явление в нем иконы Божией Матери и чудесные исцеления больных (сохранились записи о 20 таких случаях).

Храмовая «Хомутовская» икона Царицы Небесной хранится на аналогии, под особою сенью, за левым клиросом, тут же в стене его, как бы в лучах сияния славы, вделана Владимирская икона Божией Матери, храмовая из упраздненной, бывшей здесь временной (1849-1866 гг.) церкви. С одной стороны свода сени изображен первоначальный вид этого Святого места, а с другой явление Божией Матери новочеркасской казачке Матроне Зотовой, которая первою исцелилась у Источника. Пред этою сенью висят три лампады с 9 светильниками. За правым клиросом под такою же сению и также в сиянии помещена икона, изображающая явление Марии Магдалине воскресшего Спасителя, который держит в левой руке железную лопату. Св. Престол и жертвенник в главном алтаре устроены из черного мрамора с слабыми прожилками разных цветов. Над Престолом сень, а на жертвеннике футляр позднейшей работы. Царские врата весьма широкие.

В иконостасе этого алтаря иконы, вернее, картины, очень хорошей живописи. Достойна особого замечания икона Божией Матери на горнем месте, будто бы копия с картины итальянского художника Мурильо «Вознесение Богоматери». Как усердная заступница рода христианского, постоянная ходатаица за мир, Матерь Божия представлена здесь молящеюся; сонмы ангелов окружают Ее, а два из них поддерживают Ее пречистые руки, сложенные на персях крестообразно.

Хороши также большие картины прямо по штукатурке под южною и северною арками, поддерживающими купол: на первой изображен Спаситель, проповедующий с лодки у берега моря Галилейского, а на второй, обращенной к часовне над Источником, — исцеление Им расслабленного при овчей купели.

В придельном храме, к сожалению, слишком маленьком по размеру, престольный день бывает 8-го мая и 26-го сентября; причем в алтаре на восточном полусводе изображено видение Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, описанное Им в Откровении (1, 10-16), а ниже между окнами Он Сам, записывающий свое видение в свиток. В радужном сиянии вокруг видения надпись: «Азъ есмь Алфа и Омега, Начатокъ и Конецъ, глаголетъ Господь; яже видиши, напиши въ книгу и посли церквам» (Откр. 1, 8 и 11).

Памятник, недавно воздвигнутый в поселке при церкви, представляет бюст в Бозе почившего Государя Императора Александра II, утвержденный на четырехугольном пьедестале с фундаментом в несколько ступеней и обнесен железною решеткою.

В здании странноприимницы для богомольцев имеется 5 отдельных номеров с необходимою мебелью, одна общая комната для ночлега простонародию и большая зала для общей столовой; кроме того, с одной (юго-западной) стороны вдоль всего здания открытый балкон с досчатым навесом. Для подвод приезжих тут же во дворе, примыкающем к церковной роще, на случай ненастья, устроен подкатной сарай. Определенной платы за все помещения не установлено; каждый волен жертвовать по усердию и достаткам своим в кружку, помещенную около переднего угла приютской залы. О пропитании же богомольцы заботятся сами, хотя, по соглашению, кое-что приготовляет и заведующая приютом. В прежнее время нередко зажиточные богомольцы, особенно из греков, служили здесь панихиды и устраивали поминальные обеды, к которым приглашались духовенство и, конечно, странники.

Бабинский целебный источник, или Криничка, до сих пор является святынею всего Дона и едва-ли не единственным «святым местом» благочестивого пилигримства не только в Донской области, но и в соседней Кубанской, а пожалуй и по всему Северному Кавказу; иногда бывали поклонники даже из более отдаленных губерний: Полтавской, Таврической, Харьковской, Курской, Тамбовской и др.

Может быть это обстоятельство объясняется тем, что, (насколько по крайней мере здесь возможно разузнать), в честь Живоносного Источника Божией Матери во всей России только и существуют, кроме общего, православного торжества в пятницу Светлой седьмицы: скит при Соловецком Монастыре, зимой собор в Саровской пустыне, храмы: в селе Виляевке, Пензенской епархии и в слободе Зуевке, Донской епархии, а в станице Ольгинской, той же епархии, придельный алтарь, чудотворная икона в Алексеевском монастыре города Воронежа, празднование в Богородице-Тихоновом Тюнинском женском монастыре, в 1 вер. от гор. Задонска, и крестные ходы в городах Оренбурге, Старом Осколе и Ярославле, а источников вовсе, кажется, только два: наш, Бабинский, да в Пюхтицком монастыре Успения Божией Матери, Рижской епархии. Кстати, если кому из благосклонных читателей или слушателей известно откуда-нибудь еще что-либо подобное в другом каком, не указанном здесь, месте, то устные или письменные сообщения даже о слухах об этом приняты были бы в Криничке с глубокою благодарностью.

В последнее время число посторонних богомольцев при Бабинском целебном источнике из года в год сильно сокращается. Причиною такого явления служит много разных обстоятельств, но больше всего, кажется, повсюду замечаемое общее уменьшение усердия к подвигам благочестия, а отчасти даже большое неудобство местных путей сообщения с Криничкою: ближайшая отсюда станция железной дороги «Синявка» находится не ближе 25 верст и в случае ненастья подводу весьма затруднительно найти. Старинный же, достойный уважения и похвалы, обычай путешествовать по святым местам пешком, к сожалению, начинает выводиться, а Криничка расположена как раз на пути таком именно богомольцев из-за донских степей в Святые Горы и Киев.

Немало охладили стремление поклонников, в Криничку еще (аграрные) беспорядки, которые, увы, не миновали окрестностей ее и самого поселка Петровского при церкви Живоносного Источника в 1905-1906-м годах; было даже несколько убийств с целью грабежа на большой дороге, также неподалеку от Кринички. По какому-то недоразумению и теперь еще нередко некоторые одинокие путники, особенно женского пола, подвергаются неприятностям и обидам на пути из Ростова и Синявки, пролегающем чрез армянские земли. В XX веке и в пределах России вдруг воскресают будто «опасности диких стран»!...

Но несмотря на все эти и другие возможные и подобные им затруднения, препятствия и огорчения, все-таки, по милости Божией, многие из жителей близ лежащих городов по временам еще посещают Криничку: кто ради святости места, а кто ради красоты местоположения.

Что местность здесь действительно представляет из себя довольно красивый вид, особенно для городских обывателей, да еще весною, об этом свидетельствует не лишенное общего интереса описание Кринички, сделанное около 60 лет тому назад. К сожалению, неизвестно, какой именно писатель поместил в одной из газет свои «Азовские письма», в которых он пожелал поделиться с читателями теми впечатлениями, какие получены им при личном посещении Донской Святыни.

Вот некоторые выдержки из этого описания:

«Путешествуя по злачным, не менее того пустым (в то время, конечно) степям, и не подозреваешь, что в 50-ти верстах от города (разумеется, Новочеркасска) в огромном логе, орошаемом речкою Тузловом, таится тихое пристанище для молитвы с живоносным источником студеной воды, от которой весьма многие, тяжко недужные, верою получали исцеление. Издалека, по глазомеру верст за 6, открывается эта святая местность, обозначенная каменного церковью и зеленым островом дерев. И ноги путника ободряются и светлее становится душа, готовясь к сладостной молитве. Как бы вы ни устали, но не минете живоносного источника, над которым теперь живописно раскинут деревянный шатер. Священная вода, как чистейшее стекло, будто исчезает в каменном бассейне. Над ним образ, изображающий лик Пресвятой Богородицы в живоносной чаше, из которой стремятся струи целебной воды, напояющей верующих…

...Церковь на Криничке, несмотря на свою скромность и простоту, принадлежит к числу самых счастливых архитектурных комбинаций, посредством которых из груды кирпича добывается изящное, художественное. Оно вот кажется и просто, а величественно, — и скромно…

Я не забуду выразительного чтения акафиста Покрову Богородицы. Тамошний священник (первый, с 1849 до конца 1863 г.) о. Лев Соловьев читает его наизусть и так сладостно, так естественно, что невольно доводит путника до глубокого умиления. Услажденный такою молитвою, путник далече-далече и надолго-надолго занесет с собою райское воспоминание, и не раз в тиши уединения, когда душа исходит сама в себя, тайным, не слышным для других голосом он воспоет радостно: «радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоимъ омофоромъ»!...

Опрятные строения, окружающие святыню, холмы, картина глубокого лога, зелень молодого (теперь уже устаревшего) сада, тишина, мир, словом вся местность дышит каким-то святым веселием...

Известность Бабинского Живоносного Источника уже проникла далече. По дороге мы беспрестанно встречали богомольцев, возвращающихся из Киева; между ними были такие, которые шли обратно на Кавказ и на Сунжу. Как велико их число, можно судить было по Киевским образкам и крестикам, во множестве навешанным на перила у источника.

Кто и теперь поедет или пойдет на это прекрасное (особенно, весною) место, тот доставит себе немалое удовольствие.

«Помолиться при источнике, прослушать богослужение, походить в обширном саду-роще среди царящей кругом глубокой тишины, удалиться хотя на короткое время от всякаого шума, забыть городскую толкотню-составляет такое наслаждение, которое нескоро забывается. К тому же этот прелестный уголок является весною любимым местопребыванием весенних певцов-соловьев, которые в мае месяце неутомимо и звонко тянутъ здесь свои очаровательные песни. (По брошюре А. Крылова «Бабинский источник»).

Для имеющих желание когда-нибудь посетить Криничку называются здесь различные пути, по которым можно разными способами добраться к ней из окрестных городов, и расстояние от них.

Прежде всего по грунтовым дорогам: от города Новочеркасска чрез Грушевскую станицу или прямо полем в хутор Каменнобродский — 18 верст; далее чрез хутор Протопопский в поселок Юдин, снова 17 верст, и, наконец, чрез Генеральский Мост (поселок) менее 15 верст до Кринички, а всего никак не больше 50 верст; едва не на всем этом протяжении дорога пролегает если не около, то по крайней мере в виду поселений и все время почти по-над долиною реки Тузлов; даже в поле (между хут. Протопопским и пос. Юдиным) есть криница с хорошею водою для питья; почему этот путь следует признать наиболее приятным из всех; его особенно можно рекомендовать пешеходам с востока, из-за Дона; если при этом кому окажется несколько и дальше, нежели чрез Ростов, за то гораздо удобнее и совершенно безопасно.

От слободы Голодаевки, Таганрогского округа, через слободу Лысогорку (24-25 верст) в слободу Большую Крепкую (17-18 верст), бывшее имение одного из героев Отечественной войны, Донского «Вихорь-Атамана», графа М. И. Платова); а отсюда до Кринички (12-13 верст), всего до 55 верст; в Криничке, кстати, едва-ли наберется и 100 дворов, но ее иногда даже официально называют «слободою» Петровской; вернее, конечно, поселок «Петровский» от имени бывшего владельца, полковника Петра Иловайского, который был попечителем по постройке, и теперь существующего здесь храма.

От города Таганрога чрез поселки по речкам Самбек и притоку его Сухой Самбек: Каменный Мост (Троицкий поселок), Хурлацкое, Компанейское, Ставрино или поселок Александровский (Советинской волости), Кузминский (Дмитриев), Валуевский (Сух.-Самбекский) и Александровский (Петровской волости), всего не менее 55, но и не более 60 верст. Здесь дорога, как видно, тоже не глухая: кроме частых поселков по ней постоянно происходит движение в город и обратно.

От города Александровска-Грушевского до Кринички прямой дороги нет; только хорошо знающие местность могут проехать чрез хутор Родионово-Несветайский или поселок Щедров в поселок Кумшацкий-Савченков, отделенный от Кринички рекою Тузловом и расстоянием не более 1 версты; а всего здесь верст 60 с лишком.

Пароходом до города Ростова-на-Дону и по железной дороге до него же или до ст. Синявка, Екатерининской железной дороги, при хуторе Синявском; отсюда до Кринички 25 верст по армянской степи, без селений в пути. Поэтому хотя от Ростова дальше, до 35 верст, но проехать лучше: скорее извощика можно найти или обратную подводу на хлебных ссыпках, а почти на половине расстояния расположены армянские селения: по одной дороге Султан-Салы, по другой Крым, в которых при нужде всегда можно остановиться на ночлег или для отдыха.

В утешение тем, у кого не оказывается возможности, времени и средств лично побывать в Криничке, прилагается тропарь Живоносному Источнику Божией Матери, которого, кажется, в печати не имеется; по крайней мере, сюда прислан был рукописный от матушки игумений Богородице-Тихоновского Тюнина монастыря, вблизи города Задонска, в таком виде: гл. 4. Живоносный Источниче, Богородице Дево! зноем страстей палимую душу мою напой благодатными струями Сына Твоего и услади горесть сердца моего зрением Святаго Образа Твоего. (Письмо от 26 февр. с. г.).

Источник: Алексий, иерей. Описание Кринички // Донские епархиальные ведомости. 1914. № 15. С. 620-624; № 16 (1 июня). С. 681-685.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

125 лет со дня pождения Игоpя СЕВЕРЯHИHА (Лотаpёв Игоpь Васильевич, 1887-1941), поэта. Особой популяpностью пользовался в начале века. Его поэзоконцеpты имели грандиозный успех.. В феврале 1917 года в сопровождении Георгия Шенгели и Банькис Савской побывал в Ростове и выступил в театpе. Виктор Севский в рецензии на концерт писал: «…в эллипсической карете на электрическом ходу Игорь Северянин идёт к закату…».

Русские писатели. 1800-1917. Т. 5. С. 533-539;
Хроника // Пpиаз. кpай. 1917. 14 февp. С. 4;
Севский В. Трио (на поэзоконцерте Игоря Северянина) // Приаз. край. 1917. 16 февр. С. 3.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"