Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Религия. Церковь / Конфессии в Ростовской области / Православные святые источники

Э. А. Сокольский

КРИНИЦА «ДЕСЯТАЯ ПЯТНИЦА»

Cвятой источник в слободе Ефремово-Степановка Тарасовского района

Святой источник - Ефремово-Степановка

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области. 22 июня 1962 года. № 16/72. Ростов н/Д, пр. Соколова, 58, 60. Тел. 37-44.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МИЛЛЕРОВСКОГО

РАЙИСПОЛКОМА

Тов. САФОНОВУ Н. П.

КОПИЯ: Секретарю РК КПСС

тов. МИШАКОВУ А. Ф.

По имеющимся данным в 3-х км. от села Ефремово-Степановки находится родник чистой воды, окружённый густой зеленью.

По легенде церковных шарлатанов, в этом роднике, якобы в далёком прошлом, была обнаружена икона. В связи с чем место это считается «святым» и к нему ежегодно собираются паломники для молений и обливания друг друга водой. Даже в прошлом году были паломники не только из Вашего района, но и из Каменска, Белой Калитвы и др.

У этого водоисточника якобы и до сих пор имеются неизвестно кем вывешенные иконы.

Сбор паломников ежегодно проводится в 10-ю пятницу после «Пасхи», что в этом году падает на 6 июля.

Прошу Вас дать указание проверить изложенные данные и при подтверждении их принять решительные меры к недопущению сбора паломников, а так же к ликвидации этого места паломничества путём завала водоисточника, или приспособления его под водопой и другие хозяйственные нужды колхоза.

О результатах принятых мер прошу Вас сообщить мне.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА В. ПОЛИТИКО

Уполномоченному Совета по делам

русской православной церкви

по Ростовской области

тов. Политико В. Т.

На Ваш № 16/72 от 22 июня 1962 года

Миллеровский исполком райсовета сообщает, что в районе х. Горны Колушкинского сельского Совета в 3-х км. От Ефремово-Степановки действительно находится родник чистой воды, у которого ежегодно проводился сбор паломников 10-ю пятницу после «Пасхи».

В целях недопущения сбора паломников у этого водоисточника были разрушены срубы и убраны вывешенные иконы, сам родник захлорирован и завален камнем и землёй, так как под хозяйственные нужды его приспособить не представилось возможности.

Председатель

исполкома райсовета Н. САФОНОВ

ПРОГУЛКА ПО ЕФРЕМОВО-СТЕПАНОВКЕ

Ефремово-степановцы говорят: здесь куда ни пойдёшь, везде красота, и в Тарасовском районе таких мест больше нет. Действительно, расположена слобода в прекрасном месте: в низине, под высокой возвышенностью, в окружении лесов. Лес входит и в саму слободу дубами и соснами, чуть отделяя её дома от реки Калитвы с длинными отмелями, которая бежит по пескам, близ берегов затенённая взметнувшимися к небу деревьями. Старина Ефремово-Степановки – это тяжёлый корпус обезглавленной церкви (престолы – Первомученика апостола и архидиакона Стефана и святого Николая Чудотворца), построенной в стиле эклектики в 1864 году, два каменных гладкостенных барских дома и ещё одно строение с двумя крылами, крытое жестью, – тоже барский дом, – его деревянный корпус был обложен в советское время кирпичом (все здания принадлежали последнему из помещиков Ефремовых, Алексею Ивановичу). А за этим заброшенным домом – тропа в лес, вернее, в скрытый лесом бывший усадебный парк, который местные жители называют «панским садом». Тропинка выводит на огромное, поросшее травой футбольное поле, когда-то – «фруктовое» хозяйство Ефремовых.

Что представляет из себя футбольное поле? Округлую поляну, которую обступают старинные культурные посадки, живые, чуткие, наблюдающие: шестиствольная двухсотлетняя липа-великанша, – такие привычно видеть в дворянских усадьбах Средней России, но никак не в Ростовской области; размашистые серебристые тополя, – словно роща, специально уменьшенная, чтобы не нарушать декоративность парка; энергично выступившие из лесных зарослей если, будто предупреждающие, что, в случае чего, они всегда на страже; как-то сами собой, вольно, почти расслабленно, вышедшие к другому краю поляны им навстречу светлые сосны; высокий, бравый, подчёркнуто одинокий пирамидальный тополь…

По правую сторону Калитвы – хутор Горны (ныне часть Ефремово-Степановки, ударение – на второй гласной); кажется, что он весь расположен у автодороги, при въезде со стороны посёлка Тарасовский; да ещё кое-какие домики, будто бы приставленные к обширным огородам для контроля, взбираются на склон горы. С её вершины видна вся слобода: она растекается, растекается по низменности, – взглядом не охватить! И – леса, леса…

До святого источника ходу с полчаса, – смотря каким путём пойти…

БОГОУГОДНОЕ МЕСТО

Согласно исследованиям местного краеведа Кирилла Кугатова (ныне покойного), ещё до того, как в этих местах прочно поселился Данила Ефремов (назвавший слободу в честь своего сына Степана), здесь побывал во второй половине XVII века московский купец 1-й гильдии Ефрем Петров (предок рода Ефремовых): ему поведали служивые казаки, как, совершая служебную поездку из Мигулинского в Митякинский форпост, во время сильной вьюги они сбились с пути и, переехав по льду Калитвы, вскоре выбрались на источник с незамерзающей водой. Проживавшие в ближних землянках люди рассказали им о чудесных свойствах родника, однажды излечившего одного мелкого торговца от болезни кожи. Такой болезнью страдал и сам Петров. И потому вскоре после Троицы туда и отправился, взяв с собой иконы пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Пробыл там около полутора месяцев, излечился.

При Даниле и Степане Ефремовых криница содержалась в «богоугодном виде, как и целебная вода в ней», и каждую пятницу здесь проводил службу монах Стефан, исполнявший обязанности священника в слободской часовне.

В 1930-е годы у криницы жил отец Михаил. С разрешения своей жены Анны он покинул свой хутор Терновка, что близ Миллерова (а было у него девять детей!) и принял постриг в монастыре, после чего добрался до хутора Горны и вырыл себя землянку на склоне горы. Об отце Михаиле вспоминала Лидия Семёновна Могилевская, жительница хутора Горны: «На улице ни одна дитина не болела, несколько раз на дню бегали на криницу, купались, смотрели, что дедушка делает. Он или читал, или писал, ходил радостный, в чёрном, в скуфеечке, сгорбленный», а жительница слободы Большинка свидетельствовала более подробно: «Раньше на криничке было много народа, шли из Большинки (слобода километрах в восемнадцати) до Степановки, пока шли, прочитывали три акафиста. Привезла на коляске больную сестру, она несколько лет не ходила ногами, Старичок подошёл и спросил: «Что, сестрёнка, болят ножки?» Заставил ногами встать в воду, сам долго молился. Домой пошла сама».

Рассказывает историк-краевед Наталья Михайловна Скринникова, жительница Ефремово-Степановки: несколько лет назад девяностопятилетняя старушка вспоминала, что «её мать длительное время была неподвижна, её на носилках принесли в землянку к отцу Михаилу, он целый день молился над ней и вечером она самостоятельно пошла домой».

За могилкой отца Михаила ухаживают по сей день.

Старожилы утверждали: на кринице трижды являлась икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». Из записок Кирилла Кугатова:

«22 мая 1907 года по слободе распространились слухи о богоявленной иконе. В тот день была отслужена праздничная обедня в честь престольного праздника Святителя Николая Чудотворца. Отец Иоанн Гринёв произнёс проповедь: «Православные христиане, великая радость пришла к нам от Господа, в кринице, в Горнах, оказалась богоявленная икона Святого Николая Угодника. Со стороны нас, священников вашего прихода – о. Николая, о. Исаака и меня, о. Иоанна, просьба к вам, рабы Божии, принять участие в крестном ходе до криницы и поклониться богоявленной иконе». В сопровождении священников, диакона, певчих с хоругвями на криницу прибыло множество народа. У криницы уже сидели блаженные Стратон, Варфоломей, Серёжа Кукурика, Митрофан Дорошкин, Мытя Криворожский, Гаша и другие. Икону достали из воды и установили на столике, накрытом ковровой шалью. После молебна икону отнесли в церковь для обозрения и поклонения».

Ещё живы старожилы, помнящие стоявшую у криницы деревянную голубую часовню. Её разобрали до Великой отечественной войны, за одну ночь.

В пятидесятые годы молитвенный дом (устроенный в бывшей сторожке у ефремово-степановской церкви, которую использовали сначала как зернохранилище, потом как клуб) из слободы перенесли в Горны, в старенький, ветхий саманный дом: сторожка не вмещала всех верующих, а верующие жили, в основном в Горнах. В 1962 году этот «аварийный» домик был снесён.

А на криницу, которую в народе прозывали «Десятой пятницей», всё стекался народ на молебны с водоосвящением. На десятую пятницу после Пасхи, в честь иконы «Всех скорбящих радость», число паломников доходило до трёх тысяч.

ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО В ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОМ

Записала Наталья Скринникова (по рассказам очевидцев):

«Каждый день на кринице было много людей, священников, монахов. Местная власть, чтобы не допустить скопления народа, установила на кринице дежурство: комсомольцы и милиционеры не пускали людей к кринице. В 62-м году на десятую пятницу, когда собрались люди у криницы, с Колышек (слобода Колышкино, километрах в семи) приехали бульдозер и три машины, гружёные песком. Сопротивляющихся людей избили и разогнали, криницу пытались засыпать, но сверху из горы песка бил фонтан (водителя бульдозера затем парализовало). Люди взобрались на горку (криница в низине), плакали и пели. Когда стихло, женщины «ручечками без лопатки всё разгребли и почистили колодец», а в пять утра всё было как прежде. Утром директор колхоза Чирва приехал посмотреть, женщины ему пригрозили, что если ещё раз тронут криницу, они пойдут в Москву».

В ГОРНАХ

То, что видно с автодороги – не весь хутор; его домики, многие из которых, давно нежилые, полуспрятаны в диких зарослях, разбросаны и выше, по неровной местности. От грунтовки, бегущей то на подъём, то на спуск, через некоторое время нужно повернуть направо (либо на хуторскую улицу, либо дальше, к лесопосадке в открытом поле). Ещё минут десять – и с возвышенности разворачиваются во всю ширь холмы и окружённые рощами поля. Дорога круто бежит под уклон, укрываясь в густой листве клёнов, лип, вязов и верб; землю покрывают ягодные кустарники. И оканчивается у поляны, на краю которой – два деревянных сруба; на одном установлен «домиком» иконостас с простыми картонными иконками. А в овражке, из трубы, весело изливается вода источника, давая начала ручейку, удобно бегущему по неглубокому руслу.

Несколько лет один предприниматель затеял здесь, на поляне, поставить часовню; однако дела его пошли худо, стройку заморозили, кирпичную кладку быстро разобрали. О былом начинании напоминают лишь фундамент и металлические брусы…

Сюда приезжают, нагрузившись бидонами, жители Горнов и Ефремово-Степановки, сюда приходят паломники, здесь, на большие праздники, совершаются богослужения, пусть и не с прежним размахом… А местная бабушка призналась: если кто в слободе заболеет – его обрызгивают святой водой: это ускоряет выздоровление.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Рассказ о чудесной кринице начали архивные документы; архивными документами не лишне его и закончить, – эти два документа неожиданно для меня предоставила мне администрация Ефремово-Степановского сельского поселения.

МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О возможности использования воды источника

«КРИНИЦА» Тарасовского р-на Ростовской обл.

Слабоминерализованная, холодная вода сложного ионно-солевого состава (см. заключение о химическом составе воды) не может быть отнесена к минеральным водам (минерализация ниже I г/л).

В случае достаточного дебита источника воду можно пить на месте её естественного выхода или организовать розлив в бутылки при донасыщении её углекислотой и использовать в качестве натурального освежающего напитка.

Учитывая её интересный сложный солевой комплекс, можно рекомендовать приём воды источника в подогретом виде больным хроническим гастритом, протекающим с высокой кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, при болезнях почек и мочевыводящих путей. Являясь гипотомическим раствором солевого комплекса, исследуемая вода обладает выраженным «промывным» действием и может способствовать при питье выведению из организма продуктов обмена.

Ст. научный сотрудник,

кандидат медицинских наук В. Н. Донской

Вх. N 520

09.08.85 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ефремово-Степановского совхоза о взятии под охрану памятника природы

СЛУШАЛИ: Заявление председателя Тарасовского районного совета Всероссийского общества охраны природы о взятии под охрану памятника природы.

1. Криницу у х. Горны с уникальным запасом пресной воды.

ПОСТАНОВИЛИ: Взять под охрану криницу х. Горны с уникальным запасом воды и соблюдать установленный режим охраны.

Директор совхоза «Ефремово-Степановский» А. Шпаков.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Март 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"