Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Донское казачество / История Войска Донского

Владимир Васильевич Назаренко
Николай Николаевич Кузьменко

АДМИРАЛ РОССИЙСКОГО ФЛОТА КОРНЕЛИЙ КРЮЙС

Корнелий Иванович Крюйс — личность известная и популярная в России до революции, но совершенно забытая советской историографией. Архивные документы К. Крюйса и о Крюйсе публиковались русскими морскими историками в 60-х годах прошлого века в «Материалах для истории русского флота» и с тех пор больше не переиздавались. Более того, о нем нет даже упоминания в «Большой Советской Энциклопедии» и «Советской военной Энциклопедии». А ведь этот человек стоял у истоков Российского флота, 30 лет своей жизни отдал его становлению и укреплению. Наряду с Петром I и адмиралом Ф. Апраксиным, К. Крюйса по праву можно считать зачинателем военно-морского дела в России. Значимость и заслуги Крюйса в решении сложнейших задач становления российского парусного флота невозможно не заметить: он занимался строительством кораблей в Воронеже и Петербурге, действенно помогал Петру набирать опытных зарубежных специалистов на российскую службу, руководил строительством первых военно-морских баз в Таганроге и Кронштадте. Неоценимую помощь России Крюйс оказал в разработке первых военно-морских уставов и в становлении картографического дела в нашей стране.

Корнелий Крюйс (в детстве — Нильс Ольсен) родился 4 июня 1657 года в норвежском городе Ставангер. С юных лет он посвятил себя морской службе. На судах различных стран побывал в Индии, Америке, избороздил Средиземное море. После переселения в Голландию К. Крюйс достиг заметного положения как командир разных судов. За 20-летнюю службу в Голландском флоте он участвовал в постройке кораблей, крепостей, гаваней. К концу XVII века К. Крюйс отлично зарекомендовал себя не только капитаном Голландского флота, но и обер-экипажмейстером Амстердамского адмиралтейства. Должность экипажмейстера состояла в вооружении судов и закупке всего необходимого для адмиралтейства. Крюйс вел ведомости всех принадлежностей судов, следил за работами мастеров на верфях, проверял их отчеты, продавал старые суда и т.д. По всей видимости он был доволен и гордился своим положением. Но судьба уготовила ему крупные перемены и открыла дорогу к славе, правда уже в далекой России.

Достоверные сведения о Крюйсе, оставленные его современниками, указывают, что это был высокий, видный человек с багровым родимым пятном под глазом. Он характеризовался как чрезвычайно опытный моряк, участвующий в управлении морским ведомством, где основное бремя лежало именно на нем. Это был в высшей степени правдивый и честный человек, великодушный, справедливый и обаятельный в делах, очень вежлив, отзывчив и радушен по отношению ко всякому. Он превосходно владел своей профессией, за что и находился в особой милости у царя.

В 1697-1698 годы Европу посетило «Великое посольство» во главе с молодым русским царем Петром Алексеевичем. Одной из задач посольства был наем на российскую службу знающих специалистов и, прежде всего, для создания регулярного военно-морского флота. Петру необходимы были люди для занятия самых главных должностей как собственно во флоте, так и по адмиралтейству. Их подбор требовал особенных забот и осторожности, тем более что дальнейший прием всех необходимых для Петра моряков должен был производиться при их посредничестве. Советники царя (как русские, так и иноземцы) указывали на К. Крюйса — экипажмейстера Амстердамского адмиралтейства, сведущего кораблестроителя, знакомого со всем относящимся до вооружения флотов, опытного в навигации и гидрографии, обладающего проницательным умом и, к тому же, во цвете лет.

Крюйс был рекомендован Петру одним из самых опытных голландских моряков вице-адмиралом Схеем. Настойчиво ходатайствовал перед царем о принятии Крюйса в российскую службу Ф. А. Головин, первый оценивший достоинства голландского капитана. «Зело человек истинно добр, жаль такого пропустить». «А Креус (т.е. Крюйс), как я вижу его, зело искусен и трудами не скучен человек». «Ей, без такого человека у нас флот в добром состоянии не будет». Вот отзывы о К. Крюйсе, приводимые в письмах Ф. Головина царю. Однако Петр очень осторожно относился к выбору и приглашению иностранцев на высокие должности. Крюйс же, независимо от других условий, домогался чина вице-адмирала, и Петр медлил с согласием. Наконец, в начале мая 1698 года, К. Крюйс был принят в российскую службу вице-адмиралом на четырехлетний срок, с жалованием 3600 ефимков или 900 гульденов и кормовыми деньгами по 16 алтын 4 деньги во время пребывания на берегу, с правом получать три процента из неприятельской добычи (кроме судов и орудий), с обязательством выкупа в случае плена и отпуска в Амстердам по окончании условленного срока службы. Кроме всего этого при нем должны были состоять два секретаря и двое слуг на содержании русского правительства.

Подписав текст договора 9 мая 1698 году, Крюйс дает присягу «служить и во всею его государское повеление со усердием исполняти как пристойно верно к тому чину обходить». Еще до окончательного заключения договора о вступлении в российскую службу, К. Крюйс стал активно подыскивать в Голландии военно-морские кадры для России. По его указанию были приняты на российскую службу капитан Рез в чине шаутбенахта (контр-адмирала), 5 капитанов и 23 командора, 36 поручиков, 17 штурманов, 15 подштурманов, 34 боцмана, 32 боцманмата, 17 констапелей, 354 матроса и 51 лекарь. Все эти лица прибыли в Россию в июне 1698 года. Вместе с морскими чинами прибыло до 50 мастеров и мастеровых. Без преувеличения можно сказать, что эти специалисты и составили основу Российского флота.

Еще в Голландии Крюйс составил устав, которому должны были следовать все поступающие в русскую морскую службу. Утвержденные царем, правила эти имели силу до 1720 года, т.е. до времени издания полного морского устава, но впервые были обнародованы в апреле 1710 года под названием «Инструкции и Артикулы военные Российскому флоту», став, по существу, первым уставом нашего флота.

Русский морской историк С. Елагин, цитируя своего голландского коллегу de Jonge отмечал, что отбытие Крюйса в Россию обошлось Голландии весьма дорого: лишение человека, подобного Крюйсу, в эпоху когда Голландия стала отставать от других морских государств, было невосполнимо. Не обнаруживая первоначально никакого влияния на порядок вещей, это событие отозвалось затем весьма вредными последствиями для страны, в особенности по заключении Утрехтского мира, ускорившего упадок голландских морских сил, а с ним — могущества и значения Голландии.

К исходу октября 1698 года К. Крюйс прибыл в Воронеж и принял наблюдение над верфью и судами. Первым делом его было составление двух росписей всем предметам, необходимым как для вооружения, так и снабжения судов. Этими росписями К. Крюйс положил начало русской морской терминологии, в значительной мере и современной. А сами росписи, сохранившиеся до наших дней, дают ясное представление о вооружении первых Российских кораблей.

В 1699 г. Крюйс был одним из организаторов и руководителей похода Петра I по Дону и Азовскому морю в Керчь. Описание этого похода запечатлено в документе, известном как «Журнал Крюйса во время переезда из Москвы на Воронеж, в Азов, Таганрог, Керчь и обратно к Азову». Во время этого похода он изучил и сделал описание реки Дон с 14 картами и составил карту Азовского моря. В предисловии атласа Крюйс писал: «В присутствии царя снял ситуацию Дона до Азовского моря, начиная от Воронежа, сделал подробное описание, определил географическую высоту, каждые полчаса производил измерения глубины реки и все вычислил посредством компаса и часов». Это описание было издано в Амстердаме на русском и голландском языках Генрихом Доньером в 1703 году. По-существу данная работа стала для Крюйса памятником при жизни, в создание которого он вложил все свои знания, способности и немало личных средств.

Другой большой его работой было историческое исследование о реке Дон, Азовском море, Воронеже и Азове с некоторыми сведениями о казаках. Любопытны наблюдения К. Крюйса, характеризующие донских жителей: «Казаки добродушны и щедры, не копят богатства, имеют много ума, хитры и особенно искусны в военном деле. Никто лучше казака не умеет напасть на неприятеля быстро и нечаянно, заманить его в засаду и воспользоваться малейшею его оплошностью. Они весьма храбры, равнодушно переносят голод, жажду и все случающиеся себе тяжести».

В 1698-1702 годы Крюйс неоднократно посещал Таганрог с инспекторскими поручениями. А с 1700 года полномочия К. Крюйса были значительно расширены. Вместо упраздненного Владимирского судного приказа «ведавшего морские дела», учрежден был для этой же цели в Москве «Приказ адмиралтейских дел» или «Адмиралтейский приказ». Корабельным флотом и адмиралтейством теперь начальствовал вице-адмирал К. Крюйс, а галерным — шаутбенахт (контр-адмирал) граф Боцис. Эти отдельные управления подчинялись адмиралу Ф. А. Головину, а после его смерти в 1706 году, адмиралу Ф. М. Апраксину.

Вышеупомянутые специалисты почти с самого начала были ближайшими сотрудниками Петра, возглавлявшего деятельность по строительству Российского флота. Апраксин являлся главным распорядителем и лицом, наблюдавшим за правильным исполнением предначертаний царя, а Крюйс как сведущий и деятельный моряк, был поставлен во главе исполнителей. На основе обширных и разносторонних практических знаний Крюйса, под непосредственным его руководством и управлением создавались российские верфи, адмиралтейства и флота, на которых Крюйс вводил служебные порядки, формировал начала морского законодательства, устраивал администрацию, занимался гидрографией, вооружал флоты и начальствовал ими в битвах против неприятеля.

В 1700-1701 годах Крюйс интенсивно работал в Воронеже. А в 1702 году Петр I направил его в Архангельск для укрепления города и постройки эскадры на Белом море. Высококлассный моряк, навигатор и гидрограф, человек разносторонних способностей, К. Крюйс обладал проницательным умом, умел распознавать способности и таланты человека. Этим качеством и воспользовался Петр I, поручая ему подбор кадров как за рубежом, так и в России.

С осени 1702 и до конца 1704 года Крюйс находился в Голландии, где вел большую работу по вербовке флотских специалистов из голландцев, датчан и норвежцев, занимался закупкой кораблей, вооружения и оснащения для флота. Кроме того он добился разрешения Амстердамского адмиралтейства на обучение 1000 российских матросов в Голландском флоте и лично контролировал этот процесс.

Решение этих задач было весьма непростым делом, так как Запад с опасением воспринимал развивающуюся Россию. Крюйсом были приглашены на службу в Россию такие талантливые моряки как Петр Сиверс, ставший впоследствии командиром эскадры Балтийского флота, вице-адмиралом и вице-президентом Адмиралтейств-коллегии; Питер Бредаль, прошедший путь от унтер-лейтенанта российского гребного флота до вице-адмирала, ставшего главным командиром Ревельского, затем — Архангельского порта, а с 1735 по 1739 годы — командующего Донской флотилией и главным начальником Тавровского адмиралтейства; Витус Ионассен Беринг — мореплаватель, капитан-командор, руководивший 1-ой (1725-1730) и 2-ой (1733-1741) Камчатскими экспедициями, который достиг Северной Америки, открыл ряд островов Алеутской гряды. Его имя носит остров, на котором Беринг закончил свой жизненный путь, море на севере Тихого океана и пролив между материками Азии и Северной Америки. В ходе поездки К. Крюйс подобрал себе в качестве личного секретаря Генриха Иоганна Остермана, будущего генерал-адмирала и канцлера Российской империи.

В начале 1705 года Крюйс прибыл в Санкт-Петербург, где ему было поручено формирование Балтийского флота, способного одержать победу над шведами. Эту работу он начал с установления порядка в распределении команд по судам, составления инструкций снабжения судов и адмиралтейства припасами, продовольствием и обмундированием. В дальнейшем Крюйс возглавляет оборону Санкт-Петербурга с моря у острова Котлин, расположенного в 25 верстах от устья Невы. В этом месте к весне 1704 года была построена крепость с 60 орудиями, которую стали называть Кроншлот (Кронштадт). У стен крепости стоял Балтийский флот, а его главнокомандующий К. Крюйс держал флаг на 24-х пушечном корабле «Дефам».

В июне 1705 г. шведский флот, включавший семь линейных кораблей с вооружением от 54 до 64 пушек, шести фрегатов (от 28 до 36 пушек) и мелких судов во главе с адмиралом Анкерштерном подошел к острову Котлин. Эскадра Крюйса состояла из восьми 24-х пушечных кораблей, шести 12-ти пушечных шняв, одной из которых командовал сын Крюйса, двух брандеров и шести галер. В период осады Кроншлота с 4 июня по 15 июля 1705 года шведы трижды нападали на Российский флот и два раза пытались высадиться на остров Котлин. В этих ситуациях осаждаемых не раз выручал талант Крюйса — стратега и тактика оборонительных операций. Шведы прекратили осаду после решающего боя 15 июля, потеряв в нем пленными 7 офицеров, 28 рядовых и унтер-офицеров, а также более 400 человек убитыми.

В 1708 г. шведская армия под командованием генерал-майора Георга Любекера перешла Неву у Тосны, намереваясь напасть на Санкт-Петербург и Ингерманландию. Но Крюйс перегородил Неву старыми негодными судами, и хитростью подсунул шведам дезинформацию о прибытии 40000 русских солдат и флота. Шведский адмирал Любекер, намеревавшийся испепелить Санкт-Петербург и разрушить Петропавловскую крепость, принял фальшивку за правду и спешно отступил к морю под защиту своего флота, бросив на произвол судьбы свою армию, плененную русскими.

В октябре 1710 года Крюйс был послан Петром I в Воронеж, а 1 мая 1711 года он прибыл в Таганрог для обороны города и гавани во время новой русско-турецкой войны. Главной причиной враждебного настроя Турции было укрепление Таганрога и постройка военных судов на Азовском море.

20 ноября 1710 года Турция объявила войну России, потребовав ликвидации флота на Азовском море. Против Таганрога в Константинополе был подготовлен к выступлению флот, в составе которого насчитывалось 18 линейных кораблей, 21 галера, 100 плоскодонных судов, 100 галиотов и 120 шлюпок, с 70-тысячным корпусом десантных войск. Для руководства обороной Азовского моря и Таганрога Петр I назначил Ф. М. Апраксина, а начальником Азовского флота и крепости в Таганроге вице-адмирала К. И. Крюйса. Эскадра, над которой Крюйс принял командование, состояла из четырех кораблей, трех шняв, двух бригантин, двух галер и тартаны. Кроме этого имелось несколько скампавей, четыре качи и около 100 казачьих лодок. Из-за недостатка численности офицеров к командованию стоявшими в Таганроге судами были назначены капитаны, вызванные с Балтийского флота. В их числе находились ставшие впоследствии известными адмиралы Шельтинг, Бредаль и знаменитый Беринг. А ввиду нехватки матросов команды судов состояли почти на две трети из солдат. Инструкцией, данной Петром, вице-адмиралу Крюйсу предписывалось по прибытии в Таганрог вооружив пять или шесть годных кораблей и сколько можно мелких судов отправляться к Керченскому проливу, заблокировав его для прохода турецкой эскадры в Азовское море. А в случае нахождения там турецкого флота крейсировать для наблюдения за неприятелем между Крымским и Кубанским берегами и под прикрытием кораблей посылать туда отряды казачьих лодок для разорения по берегам.

Однако намечавшийся поход к Керченскому проливу из-за малочисленности и неготовности флота не состоялся. Приказав эскадре не выходить из гавани, Крюйс отправил партию казачьих лодок с приказанием идти, если возможно, до Керчи, ведя разведку о неприятеле, и в то же время выслал два бригантина под командованием капитанов Бредаля и Волчанинова для крейсерства в северо-восточной части Азовского моря, до Бердянской косы. В случае появления неприятеля крейсеры обязаны были давать о том знать условными сигналами. Между тем, турецкий флот уже приближался к Таганрогу, но встретив русские крейсеры, после безуспешной погони за ними 2 июля, по неизвестным причинам возвратился в море. Ввиду явного неравенства в силах, русская эскадра расположилась в гавани, в готовности встретить неприятеля под прикрытием береговых орудий и укреплений. В этом ожидании прошло почти три недели, однако казачьи лодки сумели в это время захватить одно небольшое турецкое судно и взять в плен всю его команду, состоявшую из 15 человек. Не предпринимая ничего и держась далеко в море, 19 июля турецкий командующий отрядил 7 галер по направлению к Таганрогу. Навстречу им Крюйс выслал корабль «Соединение» и три шнявы. Но едва наши корабли показались из гавани, как неприятельские галеры возвратились к своему флоту. Наконец 22 июля турки решились на активные действия: бросив якорь на расстоянии около 4-х миль от Таганрогской гавани, неприятельский флот начал высаживать десант, с намерением обойти город и атаковать его «с поля». Однако замыслы врага были своевременно раскрыты и после короткого столкновения турки были сброшены в море. На другой день вечером Крюйс послал пять кораблей в атаку на турецкие суда, находившиеся недалеко от Таганрога. Но движение неприятельского флота побудило вице-адмирала возвратить их назад. 24 июля утром неприятельский флот, так и не осмелившийся атаковать Таганрог с моря, скрылся из вида. Несомненно, что при этих условиях оборона приазовских берегов могла бы протянуться без значительного ущерба до осени, тем более что турецкий флот, избегавший плавания по Черному морю в осенне-зимний период, вероятно отложил бы свои действия до следующего года. А при энергичном участии К. Крюйса к весне 1712 года донские верфи могли выставить флот, деятельность которого не ограничивалась бы только разведыванием о неприятеле и пассивной обороной.

С полной уверенностью можно утверждать, что гарнизон Троицкой крепости в Таганроге и военно-морской Азовский флот под командованием вице-адмирала Крюйса в 1711 году с честью выполнили свой долг и свою роль стража пограничных рубежей на Юге России. Однако неудача Петра на берегах Прута непредвиденным образом решила судьбу Азовского флота и Таганрога. По прутскому мирному договору Россия возвращала Турции Азов, не имела права держать свой флот на Азовском море, а Таганрог подлежал полному разрушению и передаче Османской империи. По этой причине в августе 1711 года вице-адмирал К. И. Крюйс со своими офицерами перебирается в Санкт-Петербург.

В дальнейшем военная судьба К. Крюйса была связана с Балтийским флотом. Но она оказалась не очень счастливой. На берегах Невы Крюйсу была поручена постройка Кронштадтской гавани, казарм и наблюдение над всеми мастерскими. Ее результаты получили одобрение царя. Петр I высоко ценил талант и опыт Крюйса, его честность, строгость и благородство. Уважение и личная расположенность Петра к Крюйсу и его семье были столь велики, что за царским свадебным столом в 1712 году он занимал «отцово место», а его жена — Катерина Воохт была посажена по левую руку от Екатерины, в «материно место». И на прочих торжественных обедах Крюйс сидел за столом на одном из почетных мест. В 1721 году Петр собственноручным письмом уведомил Крюйса, что он произведен в адмиралы. На празднике в честь ботика — «дедушки русского флота» в 1723 году гребцами на нем были Крюйс и Меньшиков, а Петр I правил судном.

Однако в деятельности Крюйса были и просчеты, которые послужили поводом для опалы. В 1713 году после неудачных действий русской эскадры под командованием Крюйса, вице-адмирал был отдан под суд. Его судили за две военные неудачи: нерасторопность в преследовании шведских крейсеров у Кроншлота и посадку на мель кораблей «Выборг» и «Рига» при погоне за неприятельским отрядом. Крюйс защищал Кронштадт от нападения шведов, руководя действиями флота с корабля «Рига». 10 июля 1713 года близ острова Соммерса и Лавопсара были замечены три шведских судна. Началась погоня и корабли «Антоний», «Полтава» и «Выборг» приблизились к шведским судам так, что могли взять их на абордаж. Но шведы ловким маневром обошли гряду подводных камней, а корабль «Выборг» налетел на камни и стал тонуть. За ним сел на мель и корабль Крюйса «Рига». Крюйс растерялся и вместо того, чтобы подать сигнал на абордаж, велел прекратить погоню. Утром 12 июля Крюйс снял «Ригу» с мели, сжег затонувший «Выборг» и дошел до Ревеля. В судебном разбирательстве участвовали Петр I, Меньшиков, Апраксин и другие. 22 января 1714 года Крюйсу был зачитан смертный приговор. Но затем было объявлено, что царской милостью смертная казнь заменяется лишением его всех чинов и ссылкой в Казань. Более того, уже в марте 1715 года Крюйсу было разрешено вернуться в Санкт-Петербург. Ему были пожалованы прежние чины и он был назначен заведующим адмиралтейскими и экипажескими делами.

В начале 1716 года Крюйс исполнял должность генерала-интенданта. Он управлял Московской парусной фабрикой, ижорскими пильными мельницами и угольными заводами, составил проект учреждения Адмиралтейств-коллегии и 15 декабря 1717 года был назначен ее президентом. В 1721 году Крюйс был повышен в звании, став полным адмиралом. Но той прежней роли в становлении российского флота он уже не играл. В конце жизни адмирал Крюйс занимал должность вице-президента коллегии по военно-морским делам.

Умер Корнелий Иванович Крюйс в свой день рождения 4 июня 1727 года. Согласно сделанного им завещания прах адмирала был отправлен в Голландию и предан земле в Амстердаме. На родине Крюйса — в районе Стурьхауг города Ставангера есть улица, носящая его имя.

Благодарные таганрожцы увековечили имя Крюйса в названии набережной, примыкающей к новой объездной дороге.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

110лет со дня рождения Константина Григорьевича ИЛЬИНА (1902—1984), химика-технолога. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии неорганических веществ Новочеркасского политехнического института (1956—1982). Разработал теоретические основы электросинтеза хлорной кислоты и неорганических перхлоратов (в соавторстве). Не имеющий аналогов в мире метод внедрён на ряде заводов Министерства химической промышленности.

Новочеркасск. С. 412-413;
Данцев А. А. Планета по имени «ЮРГТУ (НПИ)». С. 188.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"