Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Общественная жизнь / Краеведческие организации Ростовской области

Исследовательские работы старшеклассников Ростовской области на сайте "Донской временник":
Марченко Ю. Лепешки из лебеды
Брицина С., Запасная Л. Чуткая душа Семена Попова
Шипунова Ю. Прошлое и настоящее Кременского хутора
Масленникова А. Судьба армянского священника
Столбовский М., Хруцкий В. Поминальные цветы
Багаева Н. С чувством трагедии в душе

Елена Георгиевна Губанова
Лариса Александровна Штавдакер

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - ХХ ВЕК

Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век»

Его устроители, Общество «Мемориал», Совет по краеведению Российской академии образования совместно с кафедрой региональной истории и краеведения и Центром устной истории Российского государственного гуманитарного университета, объявляя первый конкурс в 1999 году, поставили задачей посмотреть «пробуждается ли в России историческое сознание? То самое историческое сознание, которое в течение почти всего ХХ века искусно замещалось разного рода идеологическими суррогатами?»[1].

В период с 1999 по 2003 годы состоялось четыре Всероссийских конкурса, основными спонсорами которых были Европейский Союз (Брюссель), Региональная общественная организация «Открытая Россия» (РФ), Фонд Форда (США), Фонд им. Генриха Белля (ФРГ). С 2001 г. конкурс включен в сеть европейских исторических конкурсов «Евростори», объединяющую 15 стран. Благодаря этой сети возникла связь с аналогичными конкурсами, которые проводятся общественными организациями Германии и Польши, Белоруссии и Украины.

Лучшие работы прошедших исторических конкурсов вошли в три сборника «Человек в истории. Россия — ХХ век», выпущенные в издательстве «Звенья». Победители регулярно принимают участие в летней международной школе, которую организует фонд Кербера в Берлине.

За 4 года в «Мемориале» собрано уже более 9000 работ, в создании которых так или иначе было вовлечено 20 000 человек, включая родственников конкурсантов, добровольных помощников, учителей. Сформировалась целая группа учителей, которые активно сотрудничают с устроителями конкурса, участвуют в научно-просветительских семинарах, посвященных проблемам преподавания истории в школе, и организации исследовательской работы с учениками. В некоторых городах после всероссийского проводятся собственные региональные исторические конкурсы. Это увеличивает и шансы участников победить если не в Москве, то в родном городе или области, привлекает и внимание к конкурсу региональных СМИ. Ниже мы публикуем обзор Е. Г. Губановой, регионального координатора Всероссийского конкурса исторических работ старшеклассников (г. Новочеркасск), подготовленный в соавторстве с Л. А. Штавдакер, членом жюри от Ростовской области. Областной этап IV Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников (Новочеркасск, апрель 2003 г.)

«Будущее — это хорошо обдуманное прошлое»... эти слова владыки Серафима вполне могли бы стать девизом областного этапа Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — 20 век» (1999-2003). Участникам конкурса предлагалось провести настоящее исследование — расспрашивая родных и знакомых, работая с документами, фотографиями из семейного архива или краеведческого музея, с учебной и научной литературой. Цель конкурса — способствовать сохранению исторической памяти и сближению поколений, привлечь школьников к изучению российской повседневности, региональной и семейной истории, которая исчезает с уходом старших поколений.

Благодаря поддержке Министерства образования области, активное участие в конкурсе принимают школьники из Ростовской области. При этом с каждым годом активность участников из городов и станиц и поселков области возрастает. Так, в 2000 г. в конкурсе участвовало всего 15 работ, в 2001 — 35, в 2002 — 90, 2003 — 170. Первой премией в 2000/2001 году была отмечена работа «Два дня, которые потрясли Новочеркасск» о событиях в городе в 1962 г. Сергея Богатырева, Анны Денисенко, Сергея Карасева, Татьяны Колесниковой, Марии Лукичевой, Виктории Мардарь и Ирины Соколовой, учащихся 7 и 10 классов школы № 6 Новочеркасска (научные руководители В. Е. Водяницкая, Е. Г. Губанова, И. Б. Мардарь) [1]. В 2001/2002 году стали призерами и были отмечены третьей премией работы: «Новый порядок» в Таганроге (1941-1943 гг.): страх, горе, но все-таки жизнь» Юлии Преснухиной и Елены Хабаровой, учащихся 3 курса Таганрогского авиаколеджа (научный руководитель И. Б. Вакуленко) и «Слава тебе, Господи, что мы казаки!» Натальи Галезник, Татьяны Колесниковой, Ольги Коренюгиной и Виктории Мардарь, учащихся 8 и 11 классов школы № 6 Новочеркасска (научный руководитель Е. Г. Губанова) [2].

4 апреля 2003 г. в Новочеркасской городской библиотеке им. А. С. Пушкина состоялось подведение итогов IV Всероссийского конкурса. На церемонию награждения Министерство образования Ростовской области и управление образования г. Новочеркасска пригласили авторов 34 лучших работ и их наставников.

Первой премией жюри отметило три работы — «Судьба примиусских немцев в годы Великой Отечественной войны» Елены Михневич из Матвеево-Кургана (научный руководитель О. И Столбовская), «Четыре письма и вся жизнь» Юлии Устюченковой из хутора Усьман Багаевского района (научный руководитель Е. Б. Бурим) и Марии Рымановой из Ростова-на-Дону «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» (научный руководитель Е. С. Пономарева).

Судьба примиусских немцев в годы войны — это трагедия их выселения с давно обжитых мест. Елене Михневич удалось показать как ценою многих смертей, кровью и потом людей немецкой национальности в тылу ковалась победа. «Но она не была их победой, а просто окончанием какой-то части мучений, голода, возвращением уцелевших близких. Свой вклад в победу они не ощутили, стесняясь и утаивая свои национальные особенности» — делает вывод юный исследователь из Матвеево-Кургана.

В основе работы Юлии Устюченковой лежат письма ее прадеда 1940-1941 гг. и последнее письмо с сообщением о его гибели. По сохранившимся письмам, Юлия смогла восстановить историю жизни своего прадеда в последний год его жизни.

Мария Рыманова посвятила свою работу истории ростовского зоопарка и людям, создававшим его. Она размышляет о взаимоотношениях между людьми и животными, о человеческой низости и благородстве.

Из работ, получивших вторую премию, а их шесть, две посвящены истории войны, одна — отечественной, вторая — афганской.

Надо отметить, что изучение Великой Отечественной войны в советское время обросло собственными штампами; ими проникнуты и материалы школьных музеев, книги о войне. В результате многие работы «клишированы», особенно, когда речь заходит о подвигах. На их фоне выигрывают работы, основанные на воспоминаниях «непрофессиональных рассказчиков» — людей, переживших оккупацию, бывших военнопленных, фронтовиков. Ребята часто затрагивают темы, обойденные вниманием взрослых исследователей. В работе «За строкой солдатского письма...» Татьяны Васильевой и Ирины Лукашевой учащихся 9 класса школы № 6 и № 14 г. Новочеркасска (научный руководитель Е. Г. Губанова, вторая премия).

Темой работы Оксаны Прудниковой, учащейся 11 класса из ст. Каргинская Боковского района, «Дети войны» (научный руководитель И. Г. Зимовнова, третья премия) стало восприятие войны детьми, работавшими в госпитале. Автор не только рассказывает об уходе за ранеными, но и показывает влияние детских переживаний на их собственную дальнейшую судьбу. Еще один интересный аспект исследования — пребывание итальянцев в качестве оккупантов в станице Каргинской. Работа О. Прудниковой основывается на устных источниках. Стоянова Наталья («Афганская войны глазами очевидца», Новочеркасск) так же использует воспоминания участника Афганской войны, анализирует и комментирует их. Причем основной темой исследования становятся не боевые действия, а восприятие войны советским офицером, жизнь его и его семьи в Афганистане, взаимоотношения с афганцами. Эта работа стала финалистом Всероссийского конкурса.

Одна из самых популярных тем конкурса — история семьи. Екатерина Онищенко в работе «Человек человеку» (школа № 38 г. Новошахтинск, научный руководитель Е. С. Свидрицкая) исследует судьбы двух породнившихся семей: семьи, пережившей раскулачивание и высылку в Сибирь и семьи, с «обычной» историей. Главной темой становятся здесь взаимоотношения между людьми, человеческое благородство и подлость.

Среди работ, получивших третью премию, хотелось бы отметить исследование «Советская рок-музыка и власть» Юлии Радужан из школы № 53 Ростова-на-Дону (научные руководители И. С. Сапожникова и М. А Приходько). В ней поднимаются сложные вопросы взаимоотношения личности, общества, государства через исследование истории советского рока. В качестве источников использованы не только тексты песен и воспоминания музыкантов, но и «самиздатовские» журналы ростовских рокеров.

Достаточно широко и разнообразно на конкурсе было представлено краеведческое направление. И это не случайно. Вслед за вопросом «Откуда я? Кто мои родители?» у детей появляется вопрос «Где я живу?». Многие школьники буквально по крупицам изучают и восстанавливают прошлое, зачастую не имея даже архивной базы. Примером такой работы является «История микрорайона Хотунок» Натальи Тишениной из Новочеркасска (школа № 25, научный руководитель С. В. Василенко).

Основой для исследования стали воспоминания старожилов и материалы их семейных архивов.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Человек в истории. Россия — ХХ век : сб. работ победителей Всерос. конкурса ист. исслед. работ старшеклассников. 2000/2001. / Междунар. ист.-просвет., благотвор. и правозащитное о-во «Мемориал»; Совет по краеведению Рос. акад. образования; Каф. регион. истории и краеведения и Центр устной истории Рос. гуманитар. ун-та. — М. : О-во «Мемориал»; Изд-во «Звенья», 2002. — Вып. 2. — С. 371-384.
  2. То же. — М.: О-во «Мемориал»; Изд-во «Звенья», 2003. — Вып. 3. — С. 253-282.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"