Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 
Рецензии на краеведческие книги
Ростовская область

См. также статьи В. Т. Сидоренко в разделе Транспорт

Любовь Феоктистовна Волошинова

Сидоренко В. Т. Выбранные места из истории Северо-Кавказской железной дороги. — Ростов н/Д : Новая книга, 2002. — 277 с.: ил.

Из многочисленных краеведческих исследований последнего десятилетия подлинный интерес вызывают те, которые основаны на многолетнем пристрастном собирательстве, глубоком профессиональном знании, желании дать оценку, не поддаваясь политической конъюнктуре. Именно этим привлекает книга Виталия Трифоновича Сидоренко «Выбранные места из истории Северо-Кавказской железной дороги», вышедшая в Ростове в 2002 г. в издательстве «Новая книга». Уже ее обложка с видом старого ростовского вокзала отзывается щемящей ностальгической нотой в сердце. А само чтение доставляет давно забытое удовольствие. Ибо перелистывая страницы, ощущаешь истинное дыхание событий, многозначность фактов, драмы участвующих в них личностей, динамику прогрессивных преобразований Юга России конца XIX — начала ХХ вв.

В предисловии автор говорит о себе: «Я не историк и не литератор, а инженер —воспитанник РИИЖТа, интересующийся историческим прошлым своего родного края...». Такая позиция заставила его следовать логике развития технического прогресса, которая оказалась увлекательнее иного романа, ибо втягивала в свою орбиту все слои Российской империи от государя до артельного строителя — железной дорога. Кстати сказать, и к первому, и ко второму автор относится с одинаковым уважением.

Добросовестность исследователя представляет читателю взаимосвязанные друг с другом тенденции: борьбу за земли под железнодорожное строительство, «концессионную горячку», невежество и корысть большинства иностранных инженеров, сложности привлечения капиталов, талантливость и самоотверженность русских инженеров, небывалую работоспособность российских железнодорожных рабочих, борьбу за качество работ, небывалые темпы строительства железных дорог на рубеже XIX и ХХ вв., беспорядки на железнодорожном транспорте в годы Первой русской революции и др.

Четкое хронологическое изложение настраивает читателя на серьезное восприятие темы, и он по-иному воспринимает уже известное, с уважением относится к информации, публикуемой впервые.

Широка и разнообразна фактологическая база исследования. Это — материалы из фондов Музея истории Северо-Кавказской железной дороги, Дорожной научно-технической библиотеки СКЖД, Центрального музея железнодорожного транспорта России, Центральной научно-технической библиотеки железнодорожного транспорта России, Донской государственной публичной библиотеки, Государственного архива Ростовской области, а также восьми личных коллекций и частных архивов. Но груз информации не подавляет автора исследования, не превращает его в бесстрастного летописца. Его повествование — глубокое, цельное, вдохновенное изложение сложного процесса строительства железных дорог, неотъемлемой части технического прогресса в развитии южных земель России.

Оформление книги отличается хорошим художественным вкусом. Удачно подобран шрифт, размещен текст, оформлены заголовки и концовки глав. Досадное сожаление вызывает ряд фотодокументов, отпечатанных с низким качеством. Но это не умаляет значения иллюстративной части книги — богатой и разнообразной. Это рисунки первых паровозов и вагонов, цветные карты, многочисленные фотооткрытки с изображением вокзалов, станций, мостов, тоннелей, портов, элеваторов, больниц, электростанций, зданий управлений, многочисленных пристанционных построек, а также именных билетов, купонов, облигаций, акций, расписаний движений, заемных билетов и многого другого. Но, пожалуй, самое интересное из иллюстраций — это фотопортреты служащих дороги, публикуемые впервые! Среди них — управляющие дорогой, инженеры, начальники станций... Автор исследования дает нам возможность взглянуть в лица людей, чьим трудом и талантом была создана железнодорожная сеть Юга России, не претерпевшая значительных изменений в течение всего XX в. Эти открытые лица полны достоинства и уверенности в необходимости своей работы для грядущих поколений.

Во всех главах книги, а также в последующих «прибавлениях и размышлениях» автор не скрывает от читателя противоречий процесса железнодорожного строительства, его сложностей и неудач, спокойно рассказывает об успехах и достижениях. Ему чужд ложный пафос и поучения, он убеждает логикой событий, результатами строительства и деятельности железных дорог». Он не допускает спекуляций всякого рода в описании аварий и крушений, мошенничества и должностного произвола. Он профессионально уважает объект своего исследования и этим увлекает читателя.

Исследование В. Т. Сидоренко «Выбранные места из истории Северо-Кавказской железной дороги» — первый случай раскрытия данной темы, случай удачный и радующий.

С выходом книги хочется поздравить автора, не менее горячо поздравить широкий круг ее будущих читателей, которым предстоит знакомство с этим интереснейшим историческим исследованием. Жаль только, что тираж издания всего 300 экземпляров! Попадет ли книга в краеведческие отделы городских, областных, технических библиотек — предугадать трудно... Но что она должна занять в них достойное место — несомненно!



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

80 лет Виктору Васильевичу КРАСУЛИНУ (1932), хирургу, ведущему специалисту России в области урологии. Доктор медицинских наук, профессор Красулин в 1971 году организовал в Ростовском медицинском институте первую в России кафедру урологии (возглавлял до 1997 года). Под его руководством на базе ростовской больницы скорой медицинской помощи № 2 развивается неотложная и детская урология.

Наука Дона в лицах. С. 131;
Панков Г. И, Хирургия на Дону. С. 109-110 ;
Лечат одного излечивают двоих // Мед. газ. 1994. 11 февр. С. 6.

12345

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"