Рудник Лев Сергеевич в истории Ростовского академического театра драмы им. М. Горького
  Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Театр и кино на Дону

Владимир Давыдович Таршис

ОБЛАСКАННЫЙ И НАКАЗАННЫЙ

Лев Сергеевич Рудник в истории Ростовского академического театра драмы им. М. Горького

Почему-то принято считать, что после предвоенного взлета театра при Ю. А. Завадском подобного периода в ростовской драме не было. Но это не так. В 1948 во главе коллектива оказался яркий художник, не ведающий неудач, — Лев Рудник. Он влюбил в себя и актеров, и зрителей. Педагог, мастер театра, он великолепно разрабатывал с актерами драматургию любого масштаба, превосходно чувствуя и выстраивая форму спектакля.

Окончив театральную школу при Ленинградской «госдраме», Л. С. Рудник начинает режиссерский путь в легендарной «Александринке» — театре им. А. С. Пушкина. Из спектаклей того периода удалось восстановить лишь два: «Бегство», по Д. Щеглову, и «Ваграмова ночь», по Л. Первомайскому. Но, видимо, и они были достаточно значительны, ибо уже через три года, в 1940—м, он назначается — в 34 года (!) директором и художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького. И ставит крупные спектакли. Но в прессе, к сожалению, почти никакой информации — шла война, театр, эвакуированный в Киров (Вятку), был отдален географически от столичной театральной прессы. Наиболее значительные создания Л. С. Рудника все же известны, их успех, в первую очередь, связан с именем народного артиста СССР В. П. Полицеймако, который блестяще сыграл Луку в горьковской пьесе «На дне», погодинского Ивана Шадрина в «Человеке с ружьем», заглавную роль в соловьевском «Фельдмаршале Кутузове», Горлова во «Фронте» А. Корнейчука. В военный период режиссер Рудник обращается к разноплановой драматургии и ставит спектакли по произведениям — К. Симонова «Русские люди» и «Парень из нашего города», А. Островского «Волки и овцы»; Э. Скриба «Стакан воды», К. Гольдони «Слуга двух господ», А. П. Чехова «Вишневый сад», М. Горького «Мещане». А в 1944 году — в 37 лет, случай далеко не частый, Лев Сергеевич Рудник удостаивается высочайшего по тем временам звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

И вдруг неожиданно (так и не удалось установить причину, правда, был развод с одной из ярких актрис БДТ) Рудник покидает Ленинград и переезжает в столицу. Здесь он возглавляет Московский театр-студию киноактера, необычайно много ставит, увлеченно работает с актерами, многие из которых — звезды. Все складывается счастливо и для театра, и для его руководителя. Но... тут-то и возникает партийное «персональное дело Рудника», которым в ЦК занимается сам Шкирятов (оскорбленный муж «Его любви», кинодеятель «Мосфильма» взревновал к главрежу и решил во что бы то ни стало не упускать в чужие руки собственную жену кинозвезду). В результате Рудник оказывается за партийным бортом (не удалось установить и год вступления в ВКП (б), даже «Театральная энциклопедия» дает неверную справку: «Член КПСС с 1952 года», но это дата повторная — нового вступления уже в Ростове).

Хорошо известно обстоятельство, связанное с восстановлением «в рядах»: во главе Ростовского обкома партии стоял Николай Семенович Патоличев, завзятый театрал, не пропускавший ни единой премьеры в драме, запросто заглядывавший в антрактах и по окончании спектаклей за кулисы к актерской братии. По всей видимости, была причина взять под свое могучее крыло исключенного, теперь она уже останется навсегда невыясненной. Скорее всего, Патоличев, оставив в стороне всеобщий страх, заботился о самом театре, чтоб его возглавил художник крупного дарования. В том же, 48-м, в труппе появляется после настойчивых рекомендаций бывший политический зек Юрий Эрнестович Кольцов, имевший «минус» для проживания в десяти городах страны, куда входил и Ростов. Патоличев и его «берет на себя». Восемь лет украшал ростовскую сцену бывший «немецкий шпион», лишь после полной реабилитации в 1956 возвращается на родимую мхатовскую сцену, для которой сберегли его в Ростове (он ведь мог оказаться и в «тетюшах», потерять веру в себя и в собственные возможности).

Артист и режиссер «горьковцев» Владимир Александрович Молчанов вспоминал, как однажды к началу «Дачников», где Кольцов блистательно играл Басова, он не явился, хотя всегда приходил в театр раньше других. Кинулись домой — «забрали». Рудник — какое мужество! — метнулся по одному ему известному адресу и — вызволил артиста. И всякий раз, когда срок проживания в Ростове для Кольцова завершался, Рудник вновь сказочным способом продлевал его в просторах неведомых ни для кого кабинетов.

В Ростове, на небольшой сцене нынешней филармонии («трактор» тогда был еще разрушен), он ставит масштабные спектакли: «Маскарад» и «Бесприданница», «Мертвые души» и «Живой труп», «Учитель танцев» и «Двенадцатая ночь», «Лондонские трущобы» Б. Шоу и «Люди доброй воли» Г. Мдивани.

Актеры боготворили Л. С. Рудника, молились на него — Мастера, доброго, строгого, но абсолютно лишенного диктаторства. Этому режиссеру доверяли, верили во всем, подчинялись его требованиям добровольно.

Лев Сергеевич вел огромную просветительскую работу, участвовал почти во всех приемах спектаклей в театрах Дона, давал оценки с глубоким и подробным анализом удач и просчетов. В поездках по области он пропагандировал в доходчивой и понятной форме последние поиски К. С. Станиславского. Ходили в те времена легенды об особом методе и «системе» Рудника. Он с юмором относился к этим байкам и всерьез объяснял в Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, что нет такой-этакой системы, по которой он работает с актерами. Есть — схема. К примеру, репетиции у него шли под музыку, создающую атмосферу в происходящем, помогающую наработать, выявить необходимое состояние — от сцены к сцене. Актерам на выпуске премьеры бывало очень нелегко, когда репетиционная звуковая подмога исчезала. Но результат всегда был выверен, исполнительский настрой сохранялся, он жил исподволь. Рудник требовал от актеров на предвыпускном прогоне в каждом из эпизодов самостоятельно оставлять самое главное. И — трехчасовой будущий спектакль проигрывался минут за двадцать. Так выявлялся стержень, скелет произведения, его оголенное направление.

Кроме того, Л. С. Рудник читал курс по истории театра в ростовском кульпросветучилище. Возглавлял студенческий театр мединститута, наиболее интересный молодежный театральный коллектив. В 1952 году режиссер оказался «дважды главным» и в Ростовском театре комедии.

...Возвратился он в Москву, восстановленный в партии, но не в свой «ведомственный» киношный театр. Лев Сергеевич Рудник возглавил Центральный театр транспорта, т. е. попал в обойму штатного расписания Министерства путей сообщения (ныне это театр имени Н. В. Гоголя). Лев Сергеевич способствовал зачислению на Высшие режиссерские курсы своего помощника по режиссуре в ростовский период В. А. Молчанова. А впоследствии осуществил с ним постановку таких спектаклей: «Кремлевские куранты», «В добрый час», «Укрощение строптивой». И все же спустя несколько лет Театр киноактера «призвал к себе» — артисты кино почитали его не менее ростовчан. Здесь в его режиссуре выходят: «Наследство», «Милый доктор», «Глубокие корни» (позже сняты на пленку ЦТ). Вновь ставятся, но уже, естественно, иначе «Русские люди», «Огненный мост», гусевская «Слава». И еще кинофильмы: «Дуэль», «Судьба», «Кок Вася», «Сквозь леденящую мглу» (последний — перенесенный на экран спектакль его театра).

В эти же годы Л. С. Рудник деятельно осуществляет подготовку театров Северного Кавказа к декадам и дням их культуры в столице, удостаиваясь звания народного артиста этих республик.

Перешагнув 85-летие, режиссер ушел из жизни. До конца дней своих он возглавлял свой любимый театр-студию, в котором был когда-то наказан, обласкан и почитаем.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июль 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"