Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 
Искусство Дона
Киноискусство на Дону
Светлана Михайловна Новикова

ИРОНИЧНЫЙ МУДРЕЦ

кинодокументалист Роман Александрович Розенблит

Когда-то, лет 10 назад, известный донской кинодокументалист сочинил на себя автошарж:

Я не грущу, отмерив годы,

Творю кино, пью чай с сорбитом,

И рад, что не проходит мода

На встречи с Ромой Розенблитом.

Мне думается, мода на Романа Розенблита не пройдет, потому, что он — личность харизматическая. Человеческий масштаб, неподражаемое чувство юмора, подкрепленное и облагороженное интеллектом и недюжинной эрудицией делает его желанным собеседником, неизменным ведущим всех кинематографических капустников и юбилеев, героем творческих встреч.

Романа Александровича всегда отличает умение найти точные, искренние, единственно верные слова обращенные как к своим сверстникам, так и к совсем юным, не так просто пускающим в себя сердцам. И это всегда урок — урок мудрости, нравственности, человечности.

Журналист, руководитель эстрадного коллектива, метод работник, заведующий отделом, ответственный секретарь, редактор, главный редактор, кинорежиссер высшей категории — ступени восхождения к профессионализму.

А начиналось все так: Рома Розенблит родился на Украине в 1934 году, когда там во всю бушевали страшные последствия «голодомора». Жили трудно, вспоминает Роман Александрович, отец работал в паровозном депо и однажды вел состав с самим Кривоносом — «железнодорожным Стахановым». Из города Гайворон, что в Кировградской области, вся семья: отец, мама, маленький Рома и его старший брат — по настоянию папиных сестер переехали в Ленинград. В Ленинграде, в 1938 родилась младшая сестра, в Ленинграде же маленький Рома в 1941 г. пошел в первый класс под аккомпанемент сигналов «воздушная тревога» и «отбой».

«Вместе с пацанами (а это было начало сентября 1941 г.) бегали к горящим Бадаевским складам и собирали в склянки текущий горячий сахар», — вспоминает Роман Александрович. Помнит он и школьные уроки в бомбоубежище и то, как в темные зимние ночи все они ходили со «светлячками» — круглыми фосфоресцирующими значками. Помнит как отличникам учительница Мария Ивановна Бабанасова давала витаминный морковный чай... А однажды, во время бомбежки, в классе-убежище со стены свалился портрет товарища Сталина и Роман Александрович до сих пор помнит ужас на лице учительницы и ее крик: «Дети, вы видели что это не по моей вине?!». Из-за тяжелого ранения (последствия которого остались на всю жизнь) Рома пропустил целый учебный год. После 8 класса Роман Розенблит поступает в училище культуры, которое заканчивает с отличием и получает направление в Московский Библиотечный институт (ныне — Академия культуры).

Интерес к эстраде, книге, журналистике проявился у Романа Александровича именно в студенческие годы. СТЭМ, ВВВ (Вечера веселых вопросов) — прообраз КВНа, Целина, участие во Всемирном Фестивале молодежи и студентов — все это было тогда же... А потом — с 1959 г. — Ростов из которого Роман Александрович больше не уехал. Дворец культуры железнодорожников — здесь он приобрел надежных друзей: К. Лаврентьева, С. Харагезова, В. Яблокова, И. Калиничева, здесь же организовал первый на Дону Молодежный эстрадно-театральный коллектив, а затем на его базе — театр «Магистраль».

С 1962 по 1968 года Роман Александрович работает в редакции газеты «Комсомолец», и пройдя путь от корреспондента до ответственного секретаря, наконец, в 1968 году приходит в Ростовскую киностудию. Для Розенблита Киностудия, на которой он трудится уже 35 лет, не только любимое дело — это его творческая и человеческая жизнь. Здесь им создано более 40 документальных фильмов.

Среди особо любимых, созданных Романом Александровичем фильмов: «Хождение по квадратному кругу», «Новочеркасск – 62», «Восхождение к пропасти», «Ноктюрн для аккордеона и памяти», «От материнского порога», «Корчагины с утра до позднего вечера», «Разные дни осени» — это ступени практического постижения профессии и философского постижения жизни.

В творчестве его интересует человек. Человек-художник, мастер, не разрушитель, но творец в самом широком смысле слова. Человек создающий материальные и духовные ценности, которые остаются когда уходим мы, занимая свою маленькую или большую нишу в культурной истории человечества. И каждая рассказанная Р. Розенблитом история есть возведение «частного» ко «всеобщему», — кстати, закон прозы А. П. Чехова.

Антон Павлович не только самый любимый, самый созвучный мироощущению мастера писатель, но еще и предмет пристального изучения, исследования, анализа, судьбы и творчества великого русского писателя, художественный мир которого строится как сопоставление вечного и временного, природного и социального, вещного и духовного, пошлого и настоящего... Тонкая попытка «приближения к Чехову» документальный фильм «Версия» частная любовная переписка Чехова с Ольгой Книппер приобретает в фильме общечеловеческий характер, становится явлением общественной морали. Сквозь фильм мы ощущаем очистительное влияние личности писателя — гуманиста, его настойчивого, негромкого голоса совести...

«И как ни велико зло.., все на земле только и ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью», — в этих чеховских словах человеческий оптимизм , который присущ Роману Розенблиту — Заслуженному работнику культуры России, члену Союза журналистов, члену Киноакадемии «Ника», члену художественного совета студии, секретарю Правления Донского Союза Кинематографистов, Дипломанту фестивалей документального кино в Киеве, Вильнюсе, Минске, в Ростове-на-Дону, ветерана труда, блокадник Ленинграда.

Творческая, как и научная профессиональная жизнь — самая продолжительная, а следовательно, Роман Розенблит еще не раз порадует нас новыми кинематографическими откровениями.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Март 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"