Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Театр и кино на Дону

Ю. А. Немиров

РЕЖИССЕР, АКТЕР, АНТРЕПРЕНЕР

Николай Иванович Собольщиков-Самарин (1869-1945)

Творческую биографию видного русского актера, режиссера и антрепренера обычно связывают с Нижним Новгородом, но и для ростовского театра он тоже сделал немало. Перед тем, как Собольщиков-Самарин взял его в аренду, дела в труппе были из рук вон плохи. Газета «Приазовский край» в марте 1907 года была вынуждена сделать публичный разнос антрепренеру С. Крылову: «Драматическую труппу пора дать такую, какая была в Ростове при Синельникове. И режиссера найти не из актеров... Пора, наконец, на ростовской сцене водворить на постоянное место жительства искусство».

Это и предстояло сделать Николаю Ивановичу Собольщикову-Самарину. В 1908 году он взял в аренду театр, построенный на деньги табачного фабриканта Асмолова (это здание на Таганрогском, ныне Буденновском, проспекте не сохранилось). Было Собольщикову тогда около сорока лет, а за спиной уже остались театры Петербурга, Баку, Казани, Саратова... Гастрольные поездки по провинции с такими знаменитостями, как Гликерия Федотова, Федор Горев, Василий Далматов... Имея такой богатый опыт, Николай Иванович смело начал свой первый сезон на Дону. Назвав собранную им труппу драматическим ансамблем, он тем самым подчеркнул свое стремление создавать цельные, хорошо отрепетированные спектакли. Ставка делалась не на заезжую «звезду», а на слаженную работу творческого коллектива, подчиненную одной художественной задаче. В этом плане образцом для Н. Собольщикова-Самарина всегда служил Художественный театр в Москве.

Вот имена актеров и актрис, покорявших тогда сердца ростовцев: П. Вульф, И. Славатинская, М. Юрьева, Н. Васильев, Г. Демюр, П. Муромцев. Актерский талант самого Собольщикова-Самарина восхитил город в первом же поставленном им спектакле. Это была историческая драма А. Н. Островского «Воевода» («Сон на Волге»). Режиссер играл беглого посадского Романа Дубровина, отважно вступившего в борьбу с вельможей, похитившим его жену Олену. Действие спектакля было стилизовано под народную былину, участники его «выплывали» на сцену на струге времен Стеньки Разина... В дуэте с молодой актрисой Павлой Вульф Собольщиков-Самарин создал образ Лаврецкого в инсценировке романа «Дворянское гнездо». Он сам переложил тургеневскую книгу на язык театра. Драматургия давно увлекала этого разносторонне одаренного человека. Николай Иванович был автором оригинальных пьес «Ванька-ключник» и «Княжна Тараканова», а также инсценировок романа Г. Сенкевича «Камо грядеши», сказок «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».

Конечно, ради кассовых интересов подчас приходилось идти на компромисс и включать в репертуар «Дебют Венеры», «Обнаженную», «Дитя любви», «Хорошенькую»... Но афишу ростовской драмы при Собольщикове-Самарине определяли не драмоделы, а великие писатели — Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, А. П. Чехов. Вместе с тем, не будем заблуждаться относительно публики тех времен: редко какой спектакль выдерживал пять-шесть повторений. Подготовить еженедельно две премьеры — это было, по выражению Павлы Вульф, «провинциальной каторгой». Но и при столь напряженной работе, в которой, к сожалению, далеко не всегда было подлинное творчество, та же П. Вульф сыграла в чеховских спектаклях свои лучшие роли — Нину Заречную («Чайка»), Аню («Вишневый сад»), Ирину («Три сестры»). Вспоминая последний из названных спектаклей, историк донской сцены Борис Михайлович Перлин, писавший обычно под псевдонимом Б. Анненский, замечает: «Я до сих пор вижу Андрея Прозорова — эту большую грустную фигуру опустившегося и заеденного жизнью интеллигента, провозящего по сцене колясочку с ребенком». Роль Андрея играл Собольщиков-Самарин.

Творчество так много значило в жизни, что Николай Иванович решил передать антрепризу актрисе О. Зарайской — женщине энергичной и предприимчивой. Но режиссер и актер все равно, конечно, не мог оставаться в стороне от сложностей провинциального театрального бытия. Корреспондент журнала «Театр и искусство» Б. Камнев в обзоре одного из собольщиковских сезонов, сам, может быть, о том не помышляя, дал высокую оценку тому, что удалось сделать мастеру сцены за несколько ростовских сезонов: «Бюрократия театр не посещает — репертуар последних лет ей не но душе, капиталисты видят в театре личного врага своего, нарушающего их интересы, развращающего служащий и рабочий класс, проповедуя права человека». А раз так, то какая могла быть поддержка со стороны городских властей? Билеты на спектакли были и без того дороги, да еще дума обложила все зрелища денежным сбором в пользу города, не желая различать, где «Живой труп» Л. Толстого, а где — развеселый кафе-шантан на сцене театра-цирка, построенного купчихой Машонкиной па Сенной улице... «И во всей думе,— сокрушался журналист,— не нашелся ни один гласный, который протестовал бы против этого. Обложили — и успокоились. Точно каменоломню отдали в аренду или сделали надбавку на городскую раскладку на кабаки и трактиры».

Постоянно общаясь с людьми такого уровня культуры, Н. И. Собольщиков-Самарин мечтал перебраться в некий благословенный город, где все было бы совершенно иначе, но, покидая на некоторое время Ростов, он снова возвращался на донские берега: слишком много души и таланта было отдано этому городу!.. И все же 4 июня 1916 года произошло прощание со зрителями. В тот вечер Николай Иванович в последний раз вышел на сцену театра на Таганрогском проспекте — шло «Дворянское гнездо». Спектакль, противостоявший мутной волне безнравственности, которую проповедовали писатели типа Арцыбашева с его «Саниным». С подмостков ростовской драмы в полный голос еще раз прозвучала тема душевной чистоты и верности...

ЛИТЕРАТУРА
  1. Немиров Ю. А. Годы, спектакли, роли: Из истории театров Дона. — Ростов н/Д, 1984. — С. 45-52.
  2. Вульф П. В старом и новом театре. — М.: Изд-во ВТО, 1962. — С. 175-176.
  3. Анненский К. Ростовский период деятельности Н. И. Собольщикова-Самарина // Ннколай Иванович Собольщиков-Самарин: Записки. — Горький, 1960. — С. 338-342.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

55 лет СПК «Киселёвский» Заветинского района (1957).

И лишь ковыль о прошлом всё звенит... С. 129-131.

123

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"