Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 
Искусство Дона
Театры Ростовской области
Наталья Николаевна Зайцева

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

(1917-1921)

Студия образовалась в мае 1917 года. Компания ростовских мальчиков и девочек "Зеленое кольцо" собиралась и обсуждала книги, читали рефераты о литературных событиях. В ее ядре подобралось несколько людей, влюбленных в театр, они создали "Театральную мастерскую".

Создателем и вдохновителем Театральной мастерской был П. К. Вейсбрем, который собрал вокруг театра крупные художественные силы: композитор М. Ф. Гнесин читал лекции по музыке стиха, спектакли оформляли художники М. С. Сарьян, Д. С. Федоров. А. А. Арапов.

В состав театра входили: Александр Иосифович Костомолоцкий (1897-1971) — комик, впоследствии актер Театра имени Вс. Мейерхольда; Тусузов Георгий Баронович (1891-1986), с 1934 года актер Театра сатиры; Холодова Гаянэ (Халайджиева), впоследствии выступала на ленинградской эстраде как чтица; Холодов Рафаил, позже актер московского Театра сатиры; Евгений и Антон Шварц, первый стал знаменитым драматургом, а второй — известным мастером художественного слова; Чернова Белла, ее муж и брат мужа — тоже актеры. Это в доме ее отца в 1920 году обустроится государственный театр — Театральная мастерская; братья Литваки — один из них Анатолий (1902-1974) — стал позднее известным американским кинорежиссером.

Второй спектакль "Вечер сценических опытов": эскиз "Пир во время чумы" Пушкина, этюд из "Маскарада" Лермонтова, сцены из неоконченной драмы О. Уайльда. Это был первый отчетный спектакль, и проходил он в зале консерватории РМО 30 ноября 1918 года. Спектакль поставил молодой талантливый режиссер Павел Карлович Вейсбрем. Было ему в ту пору 19 лет. Перед уходом белых он вместе с родителями покинул Россию, уехал в Париж. Через несколько лет вернулся в Ленинград и там ставил пьесы в различных театрах.

"... Труппа меня поразила. И, очевидно, не тем, что здесь собрались яркие люди, а иным. Это был очень интеллигентный по составу театр..." — вспоминает театральный критик М.Янковский.

Театральная мастерская проводила литературные собрания — чтение избранного поэта и беседы о его произведениях. На первом собрании, которое прошло 3 ноября 1918 года, читали А. Блока — "Двенадцать", "Балаганчик", "Мусагет". В дальнейшем предполагались вечера Пушкина, Тютчева, Бунина.

В 1920 году Театральная мастерская захватила особняк Черновых по Б. Садовой. Зал черновского особняка превращен был в крошечную театральную залу. В это же время театр становится государственным. «...Театр давал нам крошечную зарплату, право обедать и столовой Рабис и этот хлеб. И постепенно, постепенно реальность его существования утвердилась этими фактами. Во всем остальном было куда меньше основательности. Вряд ли у нас были какие-нибудь театральные вкусы и верования... потому что в театре все дрогнуло, перемешалось...» (Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников. — Л.: Сов. писатель, 1990. — С. 346).

У театра было два режиссера - Д. П. Любимов и Аркадий Борисович Надеждин. Надеждин поставил "Гондлу" Н. Гумилева и "Иуда - принц искариотский" А. Ремизова. Любимов - "Гибель "Надежды" Гейерманса и "Адвокат Пателен". Спектакль "Ошибка смерти" по пьесе В. Хлебникова игрался всего один раз, в присутствии автора, в ростовском "Кафе поэтов". Смотрел свою драматическую поэму "Гондла" в постановке Театральной мастерской и Н. Гумилев в 1921 году.

Директором театра был Горелик - секретарь Наробраза. Ему было 22-23 года. Вел театр он со свирепой и молчаливой энергией - вспоминает Е. Шварц. Идеологом — заведующий Наробразом К. Суховых, который перед каждым спектаклем говорил вступительное слово, увязывая пьесу с сегодняшним днем.

А. Ардов сравнивал Театральную мастерскую со студиями Московского художественного театра: «Пусть же Театральная мастерская, раздвинув несколько шире кружок своих сотрудников, станет на более сценический, или точнее, практически сценический путь... Не надо смущаться, если кое-кто признает игру сотрудников мастерской «дилетантской»...

Во вдохновенной игре, во влюбленности в свое дело, в том благоговении к искусству, которое наблюдается в среде сотрудников мастерской — залог успеха".

Репертуар театра, необычность игры привлекали внимание прессы. О нем писали М. Шагинян, М. Кузмин, Ю. Анненков.

В 1921 году Театральная мастерская при содействии Н. Гумилева переехала в Ленинград. Но здесь театр вскоре прогорел, а актеры больше не вернулись в Ростов.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Гумилев Н. С. Драматические произведения. Переводы. Статьи —- Л.: Искусство, 1990. — С. 382-38;
  2. Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников. — Л.: Сов. писатель, 1990. — С. 344-360;
  3. Немиров Ю. А. Годы, спектакли, роли. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1984. — С.74-75;
  4. Березарк И. Штрихи и встречи. — М., Сов. писатель 1982. — С. 99-103;
  5. Янковский М. // Мы знали Е. Шварца. — Л.; М.: Искусство, 1966. — С. 117-122;
  6. Милин М. Николай Гумилев и "Театральная мастерская" с Большой Садовой // Утро. 1994. — 7-23 июня. — С. 10-11;
  7. Гегузин И. Николай Гумилев смотрит Гондлу // Искусство Ленинграда. 1991. — №8. — С. 76-78;
  8. Кузмин М. Прекрасная отвага // Жизнь искусства. — 1922. —17 янв.;
  9. Бор О. Театральная мастерская (Вечер сценических опытов); Ардов А. О "Театральной мастерской" // Экран и сиена. — 1919. — № 27-28. — С.9;
  10. В Театральной мастерской [Подпись: М. Б-н] // Театрал, курьер. — 1919. — № 3. — С. 17;
  11. Шагинян М. "Вечер сценических опытов" // Приазов. край. — 1918. — 4 дек.;
  12. Плетнев Б. Театральная студия // Театрал. курьер. — 1918. — № 22. — С. 9;
  13. Музалевский. Театральная мастерская: Вечер Блока // Театрал. курьер. — 1918. — № 14. — С. 11;
  14. Театральная мастерская // Приазов. край. — 1918. — 3 янв.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Март 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

130 лет со дня pождения Коpнея Ивановича ЧУКОВСКОГО (Коpнейчуков Hиколай Васильевич, 1882–1969), писателя, переводчика, литературоведа. Автор стихотворных cказок «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Телефон». В жуpнале «Дон» в pубpике «От пяти до пятнадцати» публиковались детские шуточные пpоизведения (1968). Пеpеписывался и поддеpживал твоpческие связи с ростовским искусствоведом Марком Копшицером, писателем Виталием Сёминым.

Русские писатели 20 века. С. 748-750;
Корней Чуковский – Виталию Сёмину / публ. В. Кононыхиной-Сёминой // Дон. 2005. № 6. С. 236-238;
Гурвич С. «Как я счастлив, как я рад поздравить «Ленинских внучат» // Веч. Ростов. 1982. 31 марта. С. 4.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"