Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Музыкальная жизнь Дона

См. также:
Красноскулова Т. А. Теплота его глаз
Хазизов В. С. Алёша

Марина Анатольевна Бугаева

ДЕЛА АРТАМОНОВА

Талантливый композитор, дирижёр, пианист, педагог и общественный деятель, наконец, замечательный человек, интеллигент по происхождению — таковым остаётся в памяти коллег и учеников Алексей Павлович Артамонов.

1968 год... Могла ли я оценить тот щедрый дар, которым судьба одарила меня, «первоклашку» Ростовского училища искусств? Мне предложили попробовать себя в занятиях композицией. Из одного крыла знаменитого в Ростове Дома актёра, где тогда располагалось шумное и разноголосое музыкальное училище, я попала в другое — точнее, в другой мир, в котором обитали не просто жильцы серой довоенной четырёхэтажки, а ИМЕНА. На верхнем этаже — квартира Артамонова, о чём извещала неброская табличка на двери. Я позвонила. Дверь открыл сам Алексей Павлович. Поразили не его высокий рост, не строгая импозантность, а голос — замечательный, глубокий бас, — как я вскоре убедилась, равно выразительный и в приветствии, и в репликах по телефону, и в чтении стихов, и в иллюстрациях вокальных сочинений. Несуетная величавость движений, аристократизм Артамонова были естественны, они не подавляли, не сковывали. Помню постоянное ожидание встреч с ним, радость познания нового, знакомство с поэтами, которые остались любимыми на всю жизнь — прежде всего с Гейне и Полонским, музыкальные сочинения за пределами учебных программ...

Лишь позже, в консерватории, я осознала весь масштаб личности своего учителя.

Многие годы Алексей Павлович был центральной фигурой музыкальной жизни Дона. С его именем связана история рождения и становления Ростовской композиторской организации, которую он возглавлял в течение двадцати лет. В немалой степени возрождение Донской консерватории обязано усилиям Алексея Павловича, её кадровый состав формировался в основном из учеников Артамонова. Ежегодный фестиваль «Донская музыкальная весна», проводимый на базе областной филармонии, — также заслуга Артамонова, его вдохновителя и организатора.

Но всё же главные события жизни Алексея Павловича связаны с творчеством. Ему созвучен мир музыкального театра, сцены с трепетным ожиданием чуда, игрой воображения, романтикой добра и зла и вечным стремлением к идеалу. Интерес к театру у композитора возник, по-видимому, вместе с увлечением музыкой в годы детства, когда в гостеприимный дом Артамоновых в Новочеркасске приезжал дядя мамы Алексея Павловича Пётр Петрович Фигурнов, баритон Большого театра, друживший с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой.

Обучаясь музыке, сначала под руководством мамы Ольги Михайловны — пиннистки, преподавателя фортепиано в Новочеркасском кадетском корпусе, — затем в исполнительских классах Русского музыкального общества, шестнадцатилетний паренёк продолжил образование в Ростове, в Музыкально-практическом институте (так тогда называли консерваторию). Среди его педагогов — профессор Н. 3. Хейфец, теоретик и композитор, ученик Н. А. Римского-Корсакова.

Первые сочинения юного композитора — фортепьянные пьесы, романсы, инструментальные ансамбли, две симфонические поэмы — несут на себе печать романтики послереволюционных перемен.

В центре культурных событий конца 20-х — начала 30-х гг. в Ростове — открытие новых театров: ТРАМа (театра рабочей молодёжи), театра Эстрады и миниатюр и драматического имени М. Горького. Эти годы открывают без малого тридцатилетний театральный период в жизни и творчестве Алексея Павловича Артамонова.

С 1936 по 1940 г. в театре драмы работает прославленная московская труппа под руководством Ю. В. Завадского. В золотой фонд отечественного театрального искусства вошли спектакли поставленные Завадским в Ростове: «Отелло», «Много шума из ничего», «Трактирщица» «Собака на сене», «Женитьба Фигаро», «Ревизор», «Горе от ума», «Маскарад», «Богдан Хмельницкий», «Тигран». На сцене блистали Мордвинов, Марецкая, Плятт, декорации к спектаклям создавали Сарьян, Пименов, Вучетич... Музыку к спектаклям писал главным дирижёр и художественный руководитель театра Артамонов.

«Работа с Ю. А. Завадским, — вспоминал Алексей Павлович, — многому научила меня. Взыскательный художник, он хорошо знал и чувствовал музыку. От меня он требовал не только полного слияния музыки с содержанием пьесы, но и создания музыкальных характеристик персонажей. Работать с ним было трудно, но чрезвычайно увлекательно».

Даже после возвращения труппы в Москву в театре Моссовета ещё долго шли спектакли с блистательной, остроумной и романтичной музыкой Артамонова.

Слава театрального композитора обеспечивала Алексею Павловичу постоянные заказы на музыку к спектаклям драматических театров Москвы, Ашхабада, Тбилиси, Орджоникидзе, Харькова, Горького, Кишинёва. Со временем сочинения Артамонова обрели вторую жизнь: в материал IV симфонии вошла музыка к пьесе «Фельдмаршал Кутузов», в самостоятельное симфоническое произведение превратилась увертюра к спектаклю «Отелло». «Тигран», «Маскарад» и «Гибель эскадры» преобразовались в оперы. Концертное исполнение лермонтовского «Маскарада» в зале имени Чайковского в Москве стало событием. Войдя в концертную программу I съезда композиторов России, музыка «Маскарада» транслировалась по Всесоюзному радио, драматические отрывки читал Николай Мордвинов.

С именем Артамонова связано не только становление донской театральной культуры, но и формирование инструментальных жанров — камерного ансамбля, сонаты и симфонии. «Казачью» симфонию — первую из тринадцати артамоновских — Шостакович назвал «талантливым истоком донского симфонизма». Самобытный дар композитора отмечал Свиридов.

Алексей Павлович в течение многих лет был дирижёром и художественным руководителем филармонического оркестра. В программы выступлений обязательно включалась музыка ростовских композиторов, в том числе его учеников. Преподавательская деятельность Артамонова в Ростовском училище искусств в течение трёх десятков лет — одна из самых трепетных и эмоциональных страниц его творчества. Одарённый, чуткий педагог, Алексей Павлович чувствовал индивидуальность каждого ученика, помогал ему понять и развить себя. Из класса Артамонова вышли и талантливые дирижёры, и музыковеды, и инструменталисты в том числе джазовой направленности, и, конечно же, одарённые композиторы. Среди воспитанников Алексея Павловича — ленинградец О. Хромушин, москвичи В. Дьяченко, В. Дружинин, С. Павленко и А. Бакши, ростовчане В. Красноскулов, А. Матевосян, Г. Гонтаренко и И. Левин.

Память о выдающемся музыканте и педагоге надолго пережила его самого. Именем Артамонова названа Детская школа искусств, в которой работают его ученики, звучит его музыка. В концертном зале развёрнуты стенды с материалами, переданными семьёй Алексея Павловича. Памяти Артамонова посвящен регулярно проводимый в городе конкурс юных композиторов — один из первых в России конкурсов детского творчества.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

90 лет Петpу Яковлевичу ЛОБАЧЕВСКОМУ (1922), специалисту в области механизации производственных процессов в сельском хозяйстве. Пpофессоp кафедры сельскохозяйственных машин Азово-Чеpномоpской госудаpственной агpоинженеpной академии Лобачевский разработал основы теории точного сева пропашных культур (подсолнечника, кукурузы, сорго, бобовых).

Зайдинер В. И. Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия : история и современность / В. И. Зайдинер, С. А. Ковынева. Ростов н/Д : Терра, 2000. С. 236;
Профессор П. Я. Лобачевский продолжает работу // Академия. 2007. 31 марта. С. 2;
Алексеев А. Фронтовик... профессор... сеятель // Дон. маяк. 2002. 8 мая. С. 2;
Зайдинеp В. Воин, ученый, педагог // Дон. маяк. 1997. 29 маpта. С. 2;
Жарова К. Ради жизни на земле // Маяк. 1980. 3 янв. С. 4.

1234

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"