Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Музыкальная жизнь Дона

Виктор Сергеевич Хазизов

ВСЯ ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ

композитор Алексей Павлович Артамонов

Родители будущего композитора — Павел Алексеевич и Ольга Михайловна, приехавшие на Дон из Санкт-Петербурга, преподавали в Новочеркасском кадетском корпусе (отец — военное дело, мать — музыку). До 1919 года то же учебное заведение посещал юный Алексей.

Семья была очень музыкальной. Отец не только пел, но и владел скрипкой и фисгармонией. Мать играла на фортепьяно и виолончели. У Артамоновых часто собирались местные музыканты и любители музыки. Звучали песни, романсы, фортепьянные пьесы. Постоянное музицирование в доме, раннее знакомство с произведениями русской и западноевропейской классики создали благоприятную атмосферу для развития музыкального дарования Алексея. С ранних лет он включается в музыкальную жизнь семьи, занимается с матерью на фортепьяно (к десяти годам играет с ней в четыре руки симфонии Бетховена), увлекается фортепьянной музыкой Грига, Чайковского, Рахманинова.

В 1917 году Алексей Артамонов поступил учиться в Новочеркасские музыкальные классы Русского музыкального общества (по классу фортепьяно к Е. Г. Круссеру), но учеба была прервана гражданской войной. Лишь после установления советской власти в Новочеркасске (1920 год), музыкальное образование было продолжено. Алексей брал уроки у преподавателя В. И. Бунимовича. Надо сказать, что во время наступления Красной армии на Дон, отец (бывший полковник царской армии) был вынужден отступить с кадетским корпусом. Впоследствии он разделил трагическую участь многих, покинувших Россию. Новороссийск, Турция — успокоение нашел в далеком Египте. Мать с двумя детьми осталась без средств к существованию. Но благодаря музыке семья Артамоновых выжила в это трудное время. Ольга Михайловна по-прежнему преподавала музыку, а Алексей, пополняя бюджет семьи, работал концертмейстером.

Особый след в душе Алексея оставило пребывание в Новочеркасске в 1918-1921 годы дяди матери — Петра Петровича Фигурова. Известный певец-баритон, артист Большого театра, он не раз выступал вместе с Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой. Дядя рассказывал Алеше о незабываемых встречах, знакомил его с прекрасными образцами оперной классики и заразил любовью к музыкальному театру. Талантливому юноше уже стали тесными музыкальные классы, и в 1922 году семья переезжает в Ростов. Алексей Артамонов поступает в Ростовский музыкально-педагогический институт. Директором и преподавателем института был Михаил Фабианович Гнесин, отличный преподаватель и прекрасный человек. У него молодой Артамонов учился с 1922 по 1927 год. Лекции по эстетике читала Мариэтта Шагинян. В институте преподавали — Н. Сперанский, А. Каменский, Л. Образцов, И. Зелихман. Теорию и композицию вел Н. Хейфец. К нему в класс и поступил А. Артамонов. По классу фортепьяно Алексей занимался у профессора В. Шауба.

С 1925 по 1934 год А. П. Артамонов преподает специальное фортепьяно, фортепьяный ансамбль и теоретические предметы в музыкальной школе им. М. Ф. Гнесина. Там же ему приглянулась юная ученица Женечка Боборыкина, которая вскоре стала и любовью и женой на всю жизнь.

А. Артамонов пробует свои силы в фортепьянных произведениях, пишет романсы. Большой след в его творчестве оставил А. Н. Скрябин. Под его влиянием появляются две симфонические поэмы, а в 60-х годах Артамонов возвращается к седьмой и восьмой симфониям, к А. Скрябину. Потом будет «Левый марш» на стихи В. Маяковского, шестая симфония «Посвящение Октябрю» (1967) и другие произведения.

С середины 30-х годов начинается так называемый театральный период в творчестве А. Артамонова. В 1936 году он поступает в театр им. М. Горького, где начала работать столичная труппа под руководством Ю. Завадского. «Работа с Ю. А. Завадским, — рассказывал впоследствии Артамонов, — многому меня научила. Взыскательный художник, он хорошо знал и тонко чувствовал музыку. От меня он требовал не только полного слияния музыки с содержанием пьесы, но и создания музыкальной характеристики персонажей. Работать с ним было порой трудно, но чрезвычайно увлекательно».

В театре им. Горького Алексей Павлович много пишет, здесь раскрывается его талант театрального композитора. Позднее он стал дирижером и музыкальным руководителем театра. Более тридцати спектаклей было поставлено в эти годы с музыкой А. П. Артамонова, среди них такие шедевры мировой драматургии, как «Отелло» Шекспира, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера, «Вишневый сад» Чехова и др. Первыми музыкальными работами Артамонова по произведениям современной советской драматургии были: «Хлеб» В. Киршона, «Интервенция» Л. Славина, «Мятеж» Д. Фурманова, «Гибель эскадры» и «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Человек с ружьем» Н. Погодина. На сцене театра им. М. Горького был поставлен и спектакль местного автора Ф. Готьяна «Тигран» (оформление спектакля — художник М. Сарьян, музыка А. Артамонова). Композитор удачно передал национальный армянский колорит пьесы, приподнятый романтический настрой ее, сочетание поэтической лирики и драматического накала.

Музыка к комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» создает атмосферу яркого света, неистового веселья, стремительной динамики и праздничности. Не случайно, когда Ю. Завадский в 1940 году, переехав в Москву, поставил в театре Моссовета «Хозяйку гостиницы» он использовал музыку Артамонова. Более десяти лет не сходил со сцены этот спектакль. Исполнительница роли Мирандолины Вера Марецкая писала: «... когда я приходила на спектакль вялая, это исчезало по мере погружения в атмосферу роли и звуков прелестной музыки, написанной композитором Артамоновым». Популярность А. П. Артамонова как театрального композитора росла. К его музыке стали обращаться театры Москвы, Ашхабада, Тбилиси, Орджоникидзе, Пскова, Таганрога, Кишинева и других городов. Но, несмотря на популярность, в прессе стали появляться упреки, что, начав свой творческий путь как симфонист, Алексей Павлович ограничил себя исключительно театральной музыкой. Это было не совсем верно, композитор накапливал свой творческий потенциал, и работа в театре была для этого великолепной школой. Так, четвертая симфония создавалась из музыки к пьесе «Фельдмаршал Кутузов», увертюра к «Отелло» стала симфоническим произведением. Первые оперы «Тигран» и «Гибель эскадры» выросли из музыки к одноименным пьесам.

В 1939 году был создан Ростовский союз композиторов, в который вошли: А. Артамонов, Н. Гольм-Серебряный, П. Гутин, Я. Друскин, Г. Капанаков и др. Это способствовало расширению творческих интересов композитора. Созданная им в 1940 году «Казачья» симфония вскоре была исполнена в Ростове. А потом уже Москва слушала оперу «Тигран». Успех этих сочинений вдохновлял композитора, у него зрели замыслы новых крупных произведений. Но, к сожалению, грянула новая война, симфонический оркестр и коллектив театра им. М. Горького эвакуировались. Алексей Павлович остался в Ростове: здесь был организован Театр эстрады и миниатюр, где композитор и стал работать музыкальным руководителем. Вместе с театром он неоднократно выезжал на передовую линию фронта и на гастроли в города Поволжья и республик Северного Кавказа, а затем эвакуировался в г. Чапаевск Куйбышевской области. Возвратившись в Ростов в июне 1943 года, А. Артамонов до 1949 года продолжает работать в Театре эстрады и миниатюр (впоследствии преобразован в Театр комедии). С 1949 по 1958 год он работает заведующим музыкальной частью, дирижером и композитором в драмтеатре им. М. Горького, а с 1958 по 1966 год — дирижером и художественным руководителем Ростовской филармонии. В эти годы Алексей Павлович создает вторую и четвертую симфонии, им написаны оперетты — «Третий лишний» и «Это она». Возвратясь в театр М. Горького, он вновь посвящает себя музыке к драматическим спектаклям. Так на сцене появляется «Маскарад» М. Лермонтова и «Учитель танцев» Лопе де Вега с музыкой Алексея Артамонова. Судьбу «Маскарада» можно назвать счастливой. В 1957 году ее ставит Харьковский академический театр оперы и балета им. Н. Лысенко. Только в течение зимнего сезона оперу показывали 16 раз, а на фестивале «Театральная весна» спектакль получил диплом первой степени. В 1959 году к опере обращается Горьковский театр оперы и балета. В концертном исполнении картины из «Маскарада» прозвучали в Москве в зале им. П. И. Чайковского на первом съезде композиторов РСФСР.

В 50-60-е годы особенно активно разворачивается общественно-музыкальная, педагогическая, дирижерская деятельность Артамонова. С 1955 года он ведет класс сочинения в Ростовском училище искусств, растит кадры молодых композиторов — многие из них впоследствии стали членами Союза композиторов СССР (Аракс Матевосян, Владимир Дружинин, Олег Хромушин, Владимир Красноскулов, Галина Гонтаренко и др.). В 1953 году Алексей Артамонов избирается председателем правления Ростовской композиторской организации, а с 1960 года — секретарем Союза композиторов РСФСР и членом правления Союза композиторов СССР. На протяжении 20 лет он руководил Союзом композиторов Ростовской области.

Седьмая, восьмая и девятая симфонии — непрограммные произведения композитора. Многое роднит эти сочинения и прежде всего — стремление решить масштабные по своей идейно-образной направленности трактовки на основе взаимодействия трех планов: лирики, драмы, героики. Исполненная в Москве, на III съезде композиторов РСФСР (1973 г.), Седьмая симфония привлекла к себе внимание. А Г. Свиридов выделил ее в числе наиболее интересных работ в области симфонической музыки, созданных за последние годы.

Наряду с творческой деятельностью, воспитанием молодой смены, А. П. Артамонов занимается общественной работой: с 1957 года он — член президиума Областного комитета защиты мира; в 1957-1959 годы — депутат райсовета депутатов трудящихся Пролетарского района города Ростова.

В 1957 году за заслуги в области театрального искусства Алексею Павловичу Артамонову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1967 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1986 году (в связи с 80-летием) композитор получил второй орден Трудового Красного Знамени.

Оглядываясь на пройденный путь композитора и гражданина, можно с уверенностью сказать, что А. П. Артамонов прожил достойную жизнь. Многочисленные его ученики живут и трудятся сегодня на необъятных просторах нашей родины. Многие из них с гордостью говорят: «Я учился у Алексея Павловича Артамонова». Он был чутким и внимательным к своим ученикам, и они платили ему тем же. Алексей Павлович был хорошим семьянином, вместе с женой Евгенией Александровной они вырастили и воспитали двоих детей. Старший сын Павел стал инженером кораблестроителем, поет в церковном хоре. Дочь Татьяна, окончив Харьковскую консерваторию, посвятила себя преподавательской работе. Ее муж — композитор В. Ф. Красноскулов — профессор Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова. Их сын Алексей Красноскулов, лауреат конкурса им. Баха в Германии, кандидат искусствоведения, преподает в Ростовском училище искусств. Преемственность поколений продолжается.

Алексей Павлович Артамонов умер 22 мая 1994 года. Его именем названа ростовская музыкальная школа № 9. Здесь часто звучит прекрасная музыка композитора.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Цукер А. Алексей Артамонов // Композиторы Российской Федерации. — Ростов н/Д, 1981. — Вып. 1. — С. 4-42.
  2. Архив композитора А. П. Артамонова // ГАРО Личный фонд. Р-4371.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

110 лет со дня рождения Константина Петровича АЗАРОВА (1902-1964), ведущего специалиста по технологии эмалирования металлов, доктора технических наук. В Новочеркасском политехническом институте с 1945 года, руководил кафедрой стекла и эмалей (1953-1964). Организовал на химико-технологическом факультете научно-исследовательскую эмалевую лабораторию (ныне его имени). Работы профессора Азарова в области физической химии и технологии силикатов получили широкое практическое применение.

Новочеркасск. С. 277-278;
Данцев А. А. Планета по имени «ЮРГТУ (НПИ)». С. 155.

123

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"