Шехтель Фёдор Осипович архитектор проект здания городской библиотеки им. А. П. Чехова
  Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Любовь Феоктистовна Волошинова

СЛЕД ШЕХТЕЛЯ В ТАГАНРОГЕ

Торжественное освящение и закладка фундамента библиотеки-музея им. А. П. Чехова состоялась в год 50-летия со дня рождения писателя — 14 сентября 1910 года. Об этом событии, значение которого выходило за рамки городской хроники, сообщали ростовские газеты «Приазовский край»,»Южный телеграф» и новочеркасские «Донские областные ведомости» [1].

За пять месяцев до закладки здания городская комиссия определила участок для строительства, основные архитектурные параметры здания, набор помещений, примерную стоимость (25 тыс. руб.) [2].

Размышляя о возможном авторе проекта, комиссия не могла не вспомнить о друге А. П. Чехова, московском зодчем, академике Академии художеств Федоре Осиповиче Шехтеле, который был знаком с Антоном Павловичем с 1880-х гг. по сотрудничеству в московских журналах — там Шехтель работал в студенческие годы иллюстратором и «виньетистом». Со временем появился общий круг знакомых, завязалась переписка. «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно» [3].

Отвечая на письмо городского головы А. З. Хандрина, зодчий писал: «…Я очень польщен предложением Вашим сделать проект здания городской библиотеки им. А. П. Чехова и могу Bас уверить, что и мой личный труд я совсем не буду считать и попрошу возместить лишь мои расходы на помощников. Я сделаю детальный проект и все отдельные детали в большом масштабе. Постройку же на месте придется вести Вашему архитектору, который не откажется войти со мной в переписку относительно всевозможных связанных с постройкою вопросов...» [4].

Проект таганрогской библиотеки-музея стал важным моментом в творческой биографии зодчего, одного из лучших в России представителя стиля модерн.

Здание предполагалось разместить в квартале между улицами Петровской и Греческой. В телефонном разговоре с городским головой Шехтель сообщал: «...площадь, отведенная под здание, очень мала. Въезд во двор возможен только с Греческой улицы. Потолок можно устроить стеклянным, так как боковое освещение было бы недостаточным» [5].

Пространственное ядро здания сформировала группа залов: читальный — большими проемами обращенный к Петровской улице, музейный — окнами во двор. Объединяли их вестибюль, рекреационный холл и центральный зал для выдачи книг, освещенный верхним светом. В цокольном этаже размещались архивы, склады, подсобные помещения, котельная. Объемная композиция здания строилась на соподчинении прямоугольных объемов и полуцилиндров. Главный фасад (к Петровской улице) формировал художественный облик здания. В его асимметричной композиции преобладал ризалит читального зала, оформленный стилизованным порталом, на высоком аттике которого было начертано: «Библиотека и музей им. А. П. Чехова». На красную линию застройки выдвигался и узкий ризалит парадного входа. Участок фасада между ризалитами перебивал ритм узких проемов и простенков. Объем полуцилиндра прорезался рядом больших проемов на фоне рустованной поверхности стен.

Ряд стилизованных архитектурных форм, избранных мастером, восходил к разным историческим стилям: дорический портал — к эпохе классической Греции, апсида-алтарь — к временам классицизма, узкий ризалит входа — к мемориальному пилону восточных мавзолеев. Все они объединялись единством масштаба и горизонтальных членений (карниз, аттики, русты, уступ цоколя).

На год раньше проекта таганрогской библиотеки Шехтель разработал проект своего московского особняка. При внешнем сходстве используемых форм это были разные архитектурные образы. Особняк в стиле московского ампира отличался живописной пластикой объемов и лиричностью деталей, а мемориальное библиотечное здание характеризовали лаконичность форм, укрупненные жесткие ритмы проемов и деталей.

Присланный Шехтелем проект Таганрогской библиотеки «в 6 чертежах… со сметой, составленной городским архитектором П. Т. Синяковым», были рассмотрены на заседании городской управы и Особой комиссии по разработке сооружения здания библиотеки.

10 августа Дума постановила: «Одобрить принятый Особой комиссией и Управой составленный архитектором Шехтелем план здания… с некоторыми изменениями во внутреннем расположении комнат, указанным городским архитектором Синяковым; поручить Управе и Особой комиссии немедленно приступить к осуществлению постройки…; на постройку ассигновать до 36 тыс. руб.; разрешить для этого использовать разрешенный городом заем из запасного капитала в 30 тыс. руб. …» [6. —Л. 118, 118 об]

На 20 августа 1910 г. были назначены торги на сдачу в подряд постройки библиотеки-музея. Но результаты торгов не были утверждены Думой. На переторжку 23 августа никто из подрядчиков не явился. «После этого поступило предложение от ростовского подрядчика И. А. Красникова: взять подряд за 34 500 руб. Дума постановила сдать подряд Красникову… считая в том числе и стоимость работ по разборке здания училища» [6. — Л. 129].

Иуда Абрамович Красников был одним из подрядчиков, ведущих строительную деятельность в Ростове и его окрестностях. «Строительная горячка» предреволюционных лет сделала строительное производство коммерческим предприятием, которое приносило доход, как строителям, так и домовладельцам. Однако предстоящее строительство библиотеки выгод не обещало. Возможно, у подрядчика были свои личные мотивы участия в возведении библиотеки. По договору, Красников обязывался «вести работы с таким расчетом, чтобы означенное здание возвести, окончательно отделать и сдать не позже 1.08.11» [6. — Л. 129]. Однако ни в конце 1910-го, ни в начале 1911 г. темпы ведения строительных работ не устраивали городскую управу. И в апреле её члены обращаются к нотариусу Таганрогского окружного суда и просят принять меры к подрядчику Красникову, который затягивает строительство из-за плохой организации работ. В дальнейшем городская комиссия и городской архитектор постоянно осуществляют надзор за строительством, в ходе которого приходится совершать отступления от проекта. Ограничения и неравномерность финансирования не позволяют применять высококачественные строительные материалы, а здание хотели видеть красивым и прочным.

Предлагаемая по проекту облицовка фасада природным камнем заменяется штукатуркой. Деревянные перекрытия решают выполнить железобетонными, каркас потолочного остеклённого фонаря — из дерева (вместо металлического, а второй фонарь — не делать). Все оконные переплеты были выполнены металлическими. А от железных штор на дверях и окнах отказались из-за значительной стоимости.

Долго подбирал подрядчик кровельное железо. Металлические парадные двери заменили деревянными, в цокольном этаже выполнили двухмаршевую бетонную лестницу вместо предлагаемой металлической винтовой. Все эти отступления от проекта и переделки, связанные с ними, удорожали стоимость строительства и затягивали сроки.

3 ноября 1911 г. комиссия, в очередной раз осмотрев здание, установила что «несмотря на истечение срока окончания работ, предусмотренных договором» не выполнен ряд отделочных и общестроительных работ.

И. А. Красников устраняет перечисленные недоделки, и 18 декабря 1911 г. члены городской управы, члены комиссии и городской архитектор П. Т. Синяков вновь осматривают здание. Но оно вновь не было принято из-за сырости, причиной которой признали плохую работу вытяжной вентиляции в стенах и отсутствие в оконных рамах форточек. Кроме того, не были завершены некоторые работы по дворовой части. Окончательную приемку здания отложили до наступления теплого времени и просушки здания. Надзор за ним до 1 апреля отнесли за счет подрядчика Красникова.

Здание было готово к оборудованию и размещению фондов библиотеки к весне 1912 г.

Стоимость строительства составила 40 тыс. руб. [7]. Ростовский подрядчик исполнил все замечания и предписания городской комиссии, но и внес значительные денежные суммы на его завершение.

Торжественное освящение здания библиотеки-музея состоялось только 17 января 1914 г.

Тема мемориальных зданий часто возникала в творчестве Федора Осиповича Шехтеля. В списке его проектов встречаются мемориальный храм, часовни, здание крематория, конкурсный проект мавзолея В. И. Ленина с трибунами и аудиторией. Проект библиотеки-музея среди них единственный наполненный оптимистическим звучанием, благодаря гуманистическому ореолу личности Чехова.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Приазов. край. — 1910. — 16 сент.(№ 243). — С. 4; Юж. телеграф. — 1910. — 16 сент. (№ 2743). — С. 3; Дон. обл. ведомости. — 1910. — 18 сент. (№ 199).
  2. История городской библиотеки им. А. П. Чехова / И. Л. Морозова и др. // Вехи Таганрога. — 2001. — № 8. — С. 9.
  3. Кириченко Е. Федор Шехтель. — M., 1973. — С. 131.
  4. ГАРО. Ф. 55, оп. 1, д. 1451. — Л. 74.
  5. Таганрогская хроника // Приазов. край. — 1910. — 4 июля (№ 173). — С. 5.
  6. ГАРО. Ф. 577, оп. 1, д. 739
  7. Чеховские места в Таганроге: Путеводитель. — Ростов н/Д, 1959. — С. 128


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июль 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

110 лет со дня pождения Боpиса Гавpииловича ШПИТАЛЬHОГО (1902-1972), констpуктоpа авиационного оружия, Геpоя Социалистического Тpуда, уpоженца Ростова. Доктоp технических наук, пpофессоp Шпитальный создал скорострельный пулемёт ШКАС (совместно с И. А. Комарицким, 1930) и пушку ШВАК (совместно с С. В. Владимировым, 1936). Во время Великой Отечественной войны пушка устанавливалась на истребителях Лавочкина и Яковлева, бомбардировщиках Ту-2 и Пе-8, штурмовиках Ил-2, танках Т-60. Награждён двумя орденами Ленина и медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942).

Большая энциклопедия. Т. 59. С. 397;
Советская военная энциклопедия. Т. 8. С. 528-529;
Наука Дона в лицах. С. 37.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"