Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Хачатур Христофорович Чалхушьян

АРХИТЕКТУРА РОСТОВА

В наследство от прошлого Ростов, как и другие города Союза, получил относительно благоустроенные центры и темные, грязные, разрушающиеся рабочие окраины. Первые усилия советской власти были направлены на устранение этого наследства. Все больше и больше развертывается благоустройство рабочих окраин, рабочее жилищное строительство, строительство больниц, школ. Этот период отличается простотой внешней архитектуры. Все внимание сосредоточивается на качестве строительных работ. Преследовалась цель дать хорошее жилище для рабочих безотносительно архитектурного оформления. Но при постройке общественных зданий уже очевидны архитектурные замыслы.

Дворец труда в Ленгородке [Дворец культуры железнодорожников. — Л. Ф. Волошинова] обращает на себя внимание законченной архитектурой, к сожалению, пропадающей из-за неудачно выбранного месторасположения здания. Свободный ансамбль зданий 2-й советской больницы [ныне БСМП-1. — Л. В.] на фоне зелени и цветников производит хорошее впечатление.

Затем идет все больше развертывающее во всех частях города жилищное строительство из красного и белого кирпича. Этот период строительства характеризуется однообразием форм, безраздельно господствуют идеи конструктивизма, все сводится к объемам зданий, к масштабам. Абстрактно решаются задачи экономии материалов и рационализации. Жилые дома-гиганты № 1-2 — в Ленгородке [по ул. Профсоюзной. — Л. В.], «Красный микояновец», жилой квартал СКОПСа олицетворяют этот этап развития архитектуры.

Положительными сторонами архитектуры этого времени являются проработанные планы зданий, с точки зрения их назначения, функций.

Налицо лучшая организация зданий, учет освещения, лучшая постановка зданий на участке. Дальнейшее увлечение идеями конструктивизма приводит к резкому ухудшению качества строительства. Свидетельством этого являются 18 домов на Ростов-гора [комплекс жилых домов по ул. Мечникова к западу от Комсомольской пл. — Л. В.]. Печальный пример неудачной архитектуры и плохого качества работ показывает также дом «Смычка строителей» по Буденновскому проспекту [между ул. Козлова и Комсомольской пл. — Л. В.]. Эти ошибки должны быть в кратчайший срок исправлены, фасады этих строек надо оштукатурить, устроить балконы, благоустроить и озеленить участки этих домов.

В своем развитии архитектура Ростова повторяет все этапы развития архитектуры нашего Союза. Увлечение конструктивизмом находит отражение и в первых конкурсных проектах краевого Дома Советов [ныне здание администрации Ростовской области. — Л. В.] и Ростовского нового театра [Театр им. М. Горького. — Л. В.]. Увлекались игрой оголенных объемов — масс здания, контрастами гладких поверхностей стен с колоссальными плоскостями стекла.

Интересным образцом архитектуры бесспорно является новый театр [проект акад. Щуко и проф. Гельфрейха]. Его гладкие, сверкающие белизной стены, облицованные белым камнем и мрамором, с колосальными виражами стекляных поясов, оригинальный силуэтный объем здания, вырастающий неожиданно посреди парка на повороте главной магистрали Ростова, производит сильное впечатление. При прекрасном качестве отделочных работ все же остается чувство некоторой недоговоренности в архитектуре. Отсутствие архитектурной детали, членений плоскости, подчеркивающих масштабы объема, надуманность вынесенных вперед стеклянных пилонов, лестничных клеток, неоправданные колоссальные поверхности стекла — основные недостатки архитектуры нового театра.

Следует так же остановится на строительстве Ростовской гостиницы [гостиница «Ростов» на пр. Буденновский. — Л. В.], исполнен так же в конструктивистском духе. В процессе строительства он коренным образом переделывался без привлечения авторов проекта. К сожалению, переделка, не устраняя прежних недостатков, ухудшает проект. Новая трактовка фасада гостиницы портит прежний силуэт здания. Не спасает положения и барельеф, производя впечатление случайно посаженного на верхушку здания.

К следующему этапу развития ростовской архитектуры можно отнести 1-й дом специалистов с открытой застройкой, выполненный с некоторым улучшением строительных работ, а также широко развернувшиеся надстройки старых зданий. В большинстве случаев надстройки механически решают задачи архитектуры, на выступающие части старого фасада надстраиваются совершенно гладкие стены новых этажей, подчас совершенно других масштабов. В надстраиваемом в настоящее время здании штаба СКВО видно стремление сохранить прежнюю архитектуру. Мысль не плохая. Надстройка не закончена, но уже сейчас можно сделать некоторые замечания: фактура штукатурки другая и хуже старой, лепные украшения арки на гладких стенах не входят органически в рельеф здания; карнизы слепы, не соответствуют увеличившейся величине здания. Однако новый объем здания производит внушительное впечатление.

Затяжка отдельных строек на три и больше строительных сезонов стала обычным явлением Ростовской строительной практики. Это обстоятельство отрицательно отзывается на качестве строек. Незаконченные постройки долгое время портят общий вид улиц.

[…]

В творчестве ростовских архитекторов последнего времени намечается стремление осознать и освоить задачи, поставленные перед советской архитектурой.

Из архитектурных проектов этого этапа пока еще ничего не реализовано стройкой. Начато только строительство 2-го дома специалистов на Буденновском проспекте, спроектированного с учетом требований большой архитектурной выразительности, с включением в общий ансамбль квартальной застройки существующего здания клуба.

[…]

Каждая историческая эпоха давала свою архитектуру, в которой синтезируются социальные идеи и задачи. Наша эпоха, наша великая страна, перестраивающая человеческое общество на совершенно новых основаниях, создающая бесклассовое социалистическое общество должна быть достойным образом отображена и в архитектуре.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

75 лет Виталию Фёдоpовичу КОРОБОВУ (1937), заслуженному художнику РФ. Выпускник Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Профессор кафедры изобразительного искусства Ростовского педагогического института ЮФУ Коробов - автоp сюжетно-тематических композиций, натюрмортов, портретов современников. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях.

Живопись. С. 148-149;
Кто есть в Ростове-на-Дону и Ростовской области. Вып. 2. С. 227;
Виталий Коpобов : каталог выставки / вступ. ст. Г. Алимуpзаевой. Ростов н/Д, 1988. [62 c.], ил.;
Рудницкая Ю. Художники Дона. С. 94-100;
Приходько М. Виталий Коробов: колористический талант живописца и художественный ум // Форум. 2009. № 4. С. 72-80;
Тыртышный В. Одно спасение – «равнодушная» природа // Наше время. 1994. 19 апр. С. 3;
Долгушева Г. Языком живописи // Веч. Ростов. 1990. 3 апр. С. 3.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"