Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

А. Ермоленко

РОСТОВСКИЙ АРХИТЕКТОР И. П. СМИРНОВ

малоизвестные страницы биографии и творчества

Игорь Петрович Смирнов родился 9(22) апреля 1896 года в Саратове в семье дворянина. Его отец, Петр Федорович Смирнов, окончил полный курс наук в Императорском Московском университете по юридическому факультету, служил в Саратовской судебной палате, в Ставропольском окружном суде; в июле 1905 года был переведен на должность товарища прокурора в Таганрогский окружной суд. В 1909 году — перемещен на должность прокурора Ростовского окружного суда, а в феврале 1917 года назначен на должность председателя Ростовского на Дону окружного суда. За годы своей ревностной службы Петр Федорович имел несколько наград, среди которых ордена Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 2–й и 3-й ст. [1]. Мать, Антонина Ивановна, урожденная Юматова, была дочерью мещанина, хотя Игорь Петрович считал, что эта фамилия имеет древние корни и восходит по знатности к XIII веку.

Игорь был старшим сыном в семье, кроме него были еще две девочки, Ольга, 1897 года рождения, и Людмила, 1899 года рождения, с которыми он был очень дружен. Это была высокообразованная интеллигентная семья.

В юности Игорь был увлечен мировой и русской литературой, изобразительным искусством, живописью и архитектурой, прекрасно играл на фортепиано.

В 1914 году, окончив в Ростове мужскую классическую гимназию, Игорь после конкурсных испытаний был принят в Институт гражданских инженеров императора Николая I в Петрограде. Он мечтал стать архитектором.

Учился с большим желанием, на отлично, о чем свидетельствует сохранившаяся в семье зачетная книжка. Однако, в связи с революционными событиями 1917 года, занятия в институте были прерваны и весной 1918 года Игорь Смирнов был вынужден начать свою трудовую деятельность, так и не закончив образование.

С этих пор жизнь молодого архитектора становится зависимой от разных обстоятельств, и прежде всего от исторических событий, в которые он был вовлечен волею судьбы.

1918 год... В России началась гражданская война. Мир разделился на красных и белых. Вот как сам вспоминает события тех лет И. П. Смирнов: «От призыва в старую армию я был освобожден как белобилетник, и весной 1918 года я поступил практикантом на 7-ю дистанцию службы пути бывшей Владикавказской ж. д. С этого момента начинается моя самостоятельная трудовая жизнь. В январе 1919 года я тяжело заболел сначала возвратным, а затем и сыпным тифом. Вместе со мной заболели и мои родители. Мать моя умерла во время самой болезни, а отец — после тяжелых осложнений».[2]

Следует отметить, что в своей автобиографии, написанной в Ростове 15 января 1942 года, Игорь Петрович слукавил, говоря о том, что отец его умер.

Это была «ложь во спасение», за которую не следует судить Игоря Смирнова.

В действительности, в семье его дочери О. И. Смирновой сохранились письма из Парижа 1934 года, из которых становится понятным, что Петр Федорович в 1920 или 1921 году эмигрировал во Францию с двумя дочерьми-студентками, Ольгой и Людмилой. Ольга с 1918 года училась в Ростовской консерватории, а Людмила — в Ростовском университете на медицинском факультете. Связь с сестрами у Игоря Смирнова продолжалась в переписке, письма из Парижа от Ольги (эта сестра была ему особенно близка) приходили в Ростов и в 30-е годы. А в 1935-м году Игорь Петрович назвал именем любимой сестры свою дочь.

Но всего этого не прочесть за скупыми строчками автобиографии:

«Еще не оправившийся от болезни, я был перевезен родственниками в город Майкоп. Восстановив свои силы, я поступил в том же 1919 году на должность техника в Майкопскую городскую управу, откуда с приходом Красной армии автоматически перешел в коммунальный отдел Ревкома, а затем — в отдел государственных сооружений Совнархоза». [2]

Почему же Игорь Смирнов не покинул Россию вместе со своими родными?

Он был молод, полон надежд, ему хотелось участвовать в строительстве новой жизни. А еще был уверен, что только на Родине осуществится мечта стать архитектором.

К тому же в Майкопе Игорь Смирнов создал свою семью.

Его жена, Вартануш Еремеевна Мнацаканова, была дочерью богатого армянина. «Дедушка имел плантации табака, хотя жил аскетически скромно и так же воспитывал своих детей, — рассказывала Ольга Игоревна Смирнова. Молодые жили и работали на его земле. В 1928 году у дедушки все отняли».

Вместе со своей семьей, женой и сыном Георгием, в 1926 году Игорь Смирнов переезжает в Ростов-на-Дону. В проектном бюро СКОПСа при Управлении Северо-Кавказской железной дороги он занимает должность архитектора. По линии Северо-Кавказского округа путей сообщения И. Смирнов много ездит по стране, принимает участие в проектировании гражданских зданий в Сталинграде (Волгограде), Таганроге, Сочи, Макопсе, и конечно, в Ростове-на-Дону.

Отдельные ростовские страницы деятельности Игоря Петровича Смирнова рассматриваются в настоящей работе.

В декабре 1926 года И. Смирнов был приглашен помощником архитектора по постройке Дворца Труда им. В. И. Ленина в Ленгородке [3]. Дворец Труда задумывался как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение.

Молодой архитектор самозабвенно включился в работу по проектированию интерьеров уникального здания, очень гордился, что ему одному из многих доверили такой важный объект, и занимался им вплоть до мая 1927 года. Это был первый серьезный успех И. П. Смирнова на архитектурном поприще: сохранились копии его расчетов, чертежей. Но, увы, как было принято в те годы, имя И. П. Смирнова в документах по проектированию Дворца Труда, не упоминается. Все заслуги по проектированию здания приписываются главному архитектору Л. Ф. Эбергу [4].

Нам не узнать теперь, какие же чувства испытывал Игорь Петрович в связи с тем, что остался безымянным в истории строительства Дворца Труда. Но опыт он приобрел, и имя его зазвучало в архитектурной среде Ростова.

В 1928-1929 годах И. П. Смирнов, будучи сотрудником СКОПС СКЖД, а также техником жилсоюза [5], стал проектировать жилые дома квартала железнодорожников в Ростове. В частности, по его проекту в 1934 году были введены в строй два жилых здания по ул. Верхней Нольной (№ 9 и 13), в одном из которых он получает трехкомнатную квартиру.

В 30-е годы Игорь Петрович — в расцвете своих творческих и физических сил. В 1934 году его пригласили работать по совместительству в проектное бюро строительства драматического театра в Ростове.

Известно, что здание Ростовского драматического театра строилось по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха (впоследствии тоже академика). Интерьеры театра разрабатывали ростовские архитекторы.

В те годы работа по совместительству расценивалось не иначе, как взяточничество со всеми вытекающими отсюда последствиями: за совместительство полагалась статья 116 Уголовного Кодекса.

Игорю Петровичу был вынесен строгий выговор с занесением в личное дело. Начальник стройотдела СКЖД Кальнин, подписав это Распоряжение [6], потребовал от Смирнова прекращения участия в строительстве театра. Однако руководство проектными работами театра этого не допустило. В Управление СКЖД поступило ходатайство, подписанное ответственными руководителями, с просьбой оставить архитектора Смирнова на строительстве театра по совместительству.

Интересно мнение самого И. П. Смирнова об этой работе: «работать по проектированию на такой исключительно в архитектурном и техническом отношении стройке выпадает далеко и далеко не каждому архитектору. Работать под руководством таких мастеров, как академик Щуко и профессор Гельфрейх в сотрудничестве с архитектором Эбергом и [С....] является для меня и честью и огромной школой. Разработка проекта театра как в отношении наружной и внутренней архитектуры его является широчайшим полем и фактом моей творческой биографии [плохо разобрано], поэтому оставление работы по строительству гортеатра явилось бы для меня величайшей потерей и я хотел бы оказать [...]. На основании вышеизложенного прошу сложить с меня взыскание как недостаточно обоснованное, а также не препятствовать моей дальнейшей работе по проектированию гортеатра во внеурочное время. Полагаю, что опыт и навыки, приобретенные мною на этой работе могут пригодиться для моей работы на железной дороге. Просьбу строительства гортеатра о нечинении мне препятствий к дальнейшей работе в Проектном бюро строительства прилагаю» [7].

В этой записке, написанной в 1934 году виден и характер, и смелость, которая была нужна ее автору, чтобы в такое сложное время думать о любимом деле и совсем не думать о себе.

В семейном архиве сохранились сделанные рукой И. П. Смирнова рисунки интерьера театра, которые были в точности использованы при строительстве здания. Их можно найти также в уникальном альбоме 1936 года издания, посвященном театральному зданию, правда без указания фамилии их автора [8].

Игорь Петрович остался на строительстве театра. Но, пролистав уникальную книгу 1935 года выпуска [9], которая рассказывает о тех, кто строил это здание, мы не встретим здесь имя И. П. Смирнова. Зато увидим фотографии партийных деятелей Азово-Чер-номорского края, при которых велось строительство театра; очерки о людях стройки: лучшей мотористке Мили Зеньковской (с. 78-83), стороже товарище Явно и начальнике стройки Стамблере, высококвалифицированных столярах отце и сыне Синчиных, каменотесе Шилякове и других строителях новой жизни.

Не должно было быть на советской стройке людей с таким происхождением, как Игорь Смирнов, хотя труд его, голова, знания были нужны... Наверное, такие горькие мысли приходили в голову Игорю Петровичу тогда, когда в Ростове 29 ноября 1935 года состоялось открытие театра.

«Это был настоящий народный праздник. Допозна по ярко освещенной площади двигались бесконечные колонны демонстрантов. В праздновании участвовавали не только многие тысячи жителей Ростова, но и делегации других городов, совхозов и колхозов» [10].

Тем не менее, творческие результаты были налицо. В 1935 году Игорь Петрович становится членом Ростовского областного отделения Союза советских архитекторов. Работает он не только в Ростове, его приглашают и в другие города страны. В семейном архиве сохранился проект и фотоматериалы спального корпуса для Дома отдыха в Макопсе (Краснодарский край, 1936).

А в Ростове он проектирует вокзал Сельмаш, который стал событием в жизни города, о чем писала газета «Молот» [11].

Нельзя не отметить, что эта статья — единственное доказательство в литературе факта архитектурного творчества И. П. Смирнова.

Но вернемся к страницам его биографии. В свободное время Игорь Петрович увлекается спортом, в частности хоккеем и большим теннисом, создает женскую команду хоккея на траве. Участвует в краевых и всесоюзных соревнованиях по теннису, занимая призовые места в командных и личных соревнованиях. И. П. Смирнов входил с пятерку сильнейших теннисистов края. В семье О. И. Смирновой хранятся несколько документов и множество фотографий, рассказывающих о спортивных увлечениях отца. Он проектирует некоторые спортивные сооружения в городе. Так, например, по его инициативе были запроектированы и построены площадки и здания стадиона «Буревестник» в Рабочем городке за Комсомольской площадью (1939 г.).

В 1939 году И. П. Смирнов с группой ростовских архитекторов (а именно: П. М. Якуниным, Л. Л. Эбергом, Я. А. Ребайном, М. А. Дворяновым) направляется в Грузию и Армению для изучения архитектурных памятников, о чем свидетельствует, выданный ему документ. [12]

Экспедиция из ростовских архитекторов осуществляет обмер, зарисовки и фотографирование архитектурных памятников. Работа Игоря Петровича увлекает и побуждает спустя год заняться подобным делом и в Ростове. В семейном архиве хранится удостоверение, выданное «архитектору И. П. Смирнову, производящему фотосъемку, зарисовку и обмеры памятников старой архитектуры города Ростова. Просьба ко всем организациям и лицам оказывать тов. Смирнову законное содействие» [13]. И еще, он собирает книги по истории города, по своей специальности, по искусству, редкие книги и даже рукописи, связанные с историей Ростова. Одна из таких рукописей ныне хранится в редком фонде Донской публичной библиотеки [14].

В 1940-м году И. П. Смирнов переустраивает здание железнодорожного техникума.

Военный 1941-й год Игорь Петрович встретил в Ростове. Было ему 45 лет. Освобожденный по зрению, он не подлежал призыву на военную службу. В первую оккупацию, в ноябре 1941 года, Игорь Петрович оставался в городе. Немцы его не тронули, но об этих днях никаких документальных подтверждений не сохранилось, разве что его автобиография, написанная в период между первой и второй оккупацией.

Есть предположение, что эту Автобиографию он писал по настоянию органов НКВД:

«Я беспрерывно работал на транспорте до 23 января 1941 года, когда уволился с должности старшего архитектора Ростовского н/Д проектного бюро «Союзтранспроекта» в связи с расформированием бюро и поступил в «Сахаропромпроект» на должность архитектора-бригадира. В связи с ликвидацией и этого учреждения я поступил в трест «Водоканализация» в проектный отдел, где и проработал в качестве архитектора вплоть до поступления на завод «Красный Аксай» в декабре 1941 года. Диплома об окончании высшего учебного заведения так мне получить и не удалось. Однако, поступив в октябре 1925 года на работу чертежником, я непрерывно повышал свою квалификацию, с мая 1930 года работал уже в должности старшего инженера, а с мая 1939 года — старшим архитектором Ростовского бюро «Союзтранспроекта». С 1935 года я являюсь членом Союза советских архитекторов СССР. И. Смирнов 15 янв. 1942 г.». [2]

Что здесь сомнительно, трудно судить. Однако чувствуется, что над Игорем Петровичем сгущаются тучи. Ольга Игоревна (ей было тогда лет семь) вспоминает, что однажды в их доме был обыск.

Второго обыска Игорь Петрович ждать не стал. Он оставил семью и ушел из Ростова. Больше его никто не видел. Ольга Игоревна считает, что отец пропал без вести. А неумолимое время стерло память о нем в архитектуре родного города.

Справедливо ли это? Думается нет. И хотя белых пятен в биографии ростовского архитектора Игоря Петровича Смирнова еще немало, мне кажется его творчество и судьба еще ждут своего исследователя.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Формулярный список о службе Председателя Ростовского на Дону Окружного суда Петра Федоровича Смирнова // РОМК КП 21374/1.
  2. Смирнов И. П. Автобиография // Личный архив О. И. Смирновой.
  3. Удостоверение № 1194 от 1 августа 1927 года выдано Смирнову И. П. Правлением СКЖД, Производителем работ по постройке Дворца Труда им. В. И. Ленина в Ленгородке; Справка от 28.10.1927 г. № 344.
  4. Токарев А. Г. История строительства Дворца Труда в Ленгородке // Рубикон: Сб. науч. работ молодых ученых. — Ростов н/Д, 1999. — Вып. 5. — С. 117.
  5. ГАРО. Ф. Р 175, д.11, л. 166
  6. Распоряжение № 126 по Стройотделу СКЖД от 28 сентября 1934 года: Копия // Личный архив О. И. Смирновой
  7. Ответ И. П. Смирнова на Распоряжение... // Личный архив О. И. Смирновой
  8. Ростовский театр имени Максима Горького: [Альбом]. — Ростов н/Д: Азчериздат, 1936.
  9. Ростовский драматический театр имени Максима Горького. — Ростов н/Д: Азчериздат, 1935. — 110с.
  10. Орлов Л. Дважды рожденный // Век театральной культуры. — Ростов н/Д, 1963. — С. 43.
  11. Вейсман Л. Вокзал Сельмаш // Молот. — 1937. — 5 сент.
  12. Удостоверение № 283/с за подписью председателя Ростовского отделения Союза советских архитекторов Аванесова и ответственного секретаря Захарьянца от 11.09.1939 г.
  13. Удостоверение № 403/с за подписью председателя Ростовского отделения Союза советских архитекторов Аванесова и ответственного секретаря Захарьянца от 5.09.1940 г.
  14. Хазизов В. С. [Чалхушьян Г. X. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону] // Донской временник. Год 2000-й. — С. 147.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

40 лет Красносулинскому заводу металлоконструкций «Стройметкон» (1972). Ныне — ОАО.

Мякинченко В. А. Сулин и сулинцы. С. 55;
Воробьёв А. «Стройметкон» приступил к оздоровительным процедурам. // Коммерсантъ. 2009. 6 авг. С. 8;
Литвиненко А. Металлоконструкции всероссийского масштаба // Красносул. вестн. 2004. 19 авг. С. 3;
Беликов С. Долгая дорога к прибыли // Молот. 2004. 22 июня. С. 3;
Беликов С. В надежде на лучшие времена // Красносул. вестн. 2002. 12 сент. С. 1;
Петрова Л. ЗМК : вчера и сегодня // Там же. 1998. 28 мая. С. 2;
Васильева С. Мастерство пришло с годами // Власть Советов. 1986. 2 авг. С. 2.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"