Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Любовь Феоктистовна Волошинова

ОН ПОНИМАЛ И ЛЮБИЛ РОСТОВ

Хачатур Христофорович Чалхушьян

Сегодня в городе трудно найти архитектора, анализируя творчество которого, можно сказать: «Он понимает и любит Ростов». Эти слова с полным правом можно отнести к Хачатуру Христофоровичу Чалхушьяну — архитектору незаслуженно забытому сегодня. Он жил и творил в нашем городе. Хачатур Христофорович не мог представить свой южный город без скверов и бульваров, разряжающих напряженное пространство перекрестков и улиц; без проспектов — открытых перспективе задонья; без зеленых партеров-газонов, организующих простор площадей. Он не мыслил Ростов без его исторического наследия, дающего ориентиры будущих архитектурных творений.

Хачатур Христофорович принадлежит к тем зодчим, которые успели получить основы образования в дореволюционной России, сформировали в те годы представления о профессиональном долге и этике.

Он родился в 1899 г. в Нахичевани на Дону, окончил ростовское Петровское реальное училище. Стремление получить высшее образование в столице было традиционным для его семьи. Отец — Христофор Христофорович Чалхушьян происходил из обедневшей дворянской семьи. Неимоверными усилиями, благодаря помощи нахичеванских попечителей он получил юридическое образование как и его младший брат Григорий Христофорович (известный автор «Истории Ростова-на-Дону», 1883).

Однако нахичеванский нотариус, обремененный немалой семьей (кроме Хачатура еще сын и две дочери), не мог долго помогать старшему сыну. Понимая это, Хачатур все же едет в столицу и поступает по конкурсу в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Через три года ему приходится оставить учебу и зарабатывать на жизнь самому. Но и это обстоятельство оборачивается в его пользу. Он работает в проектных бюро таких мастеров, как академик М. М. Перетяткович, Л. Н. Бенуа и др. Именно в эти годы складывается его пристрастие к гармоничным формам классицизма, архитектуре эпохи Возрождения; формируется представление о здании как об элементе единого градостроительного организма.

Финансовые затруднения семьи заставляют его вернуться в Нахичевань перед началом гражданской войны, тогда кажется, что дальнейшая возможность учебы полностью потеряна.

До 1920 г. Х. Х. Чалхушьян работал в управлении Армянского Красного креста. После установления Советской власти поступает в управление Архстрой Юго-Восточного Комитета Государственных сооружений. В начале 1923 г. появляется возможность поехать в Ленинград закончить учебу в институте. Диплом о высшем образовании он получает спустя год. Проработав несколько лет в «Стройкоме» ленинградского Губоткомхоза, в августе 1928 г. он с женой и сыном возвращается в Ростов.

В эти годы в Ростове развернулось кооперативное жилищное строительство. Опыт дипломированного столичного архитектора оказывается востребованным в городе, где он родился.

Жесткий государственный диктат в области проектирования и строительства тогда еще не сложился. Жилые комплексы, дома-гиганты появились на рабочих окраинах. При чрезмерно лаконичных формах и объемах они имели интересные функционально-планировочные решения квартир и секций (использующие приемы планировки доходных домов начала века), комплексно размещались в сложившихся и формирующихся кварталах, решали ряд социальных и бытовых проблем.

Наиболее значительными из первых ростовских построек Х. Х. Чалхушьяна стали: дом-гигант № 2 на Профсоюзной улице, комплекс 18-ти жилых домов на улице Мечникова, гостиница «Ростов» в соавторстве с архитекторами И. Е. Чаркесианом и Л. Л. Эбергом. Позднее, оценивая эти постройки он напишет в газетной статье: «Этот период строительства характеризуется однообразием форм, безраздельно господствуют идеи конструктивизма, все сводится к объемам зданий и масштабам». Но сегодня не будем забывать, что аскетизм стиля конструктивизм в России середины 1920-х гг. происходит в значительной мере от бедности страны, пережившей разруху гражданской войны.

В каждом из первых творений Х. Х. Чалхушьяна проявляются отклонения от общей схематичности и жесткости схемы. Дом-гигант № 2 удачно размещен на склоне рельефа Ростов-горы, активен по конфигурации, благоприятен по ориентации внутридворовых пространств. К необычности его конфигурации и компоновке блоков может быть применен термин «ловушки для солнца», употребляемый архитекторами тех лет. Комплекс 18-ти домов помимо его удачного комплексного планировочного решения размещен в зеленой зоне и включает зеленые участки внутри обширных внутридворовых пространств. Гостиница «Ростов», при всей новизне форм, поддерживает масштаб застройки проспекта и являет нейтральный фон, стоящим на противоположной стороне зданиям: Мужской гимназии, Алексеевским складам, жилым домам начала века.

На рубеже 1920-30-х гг. в архитектуре определяется стремление к большей архитектурной выразительности фасадов и объемов зданий. Оно проявляется в возвращении «забытых» традиционных архитектурных деталей, членения стен, формированию эстетически организованного ритма функциональных элементов (балконов, ризалитов, эркеров, проемов и т. п.). Намечается сдержанный поворот к классическому наследию. Этот период в советской архитектуре сегодня называют постконструктивизмом, в то время он еще не получает четкой эстетической оценки. В Ростове он проявился в строительстве целого ряда многоэтажных домов северной части Буденновского проспекта (от современных ул. Варфоломеева до Комсомольской площади).

Х. Х. Чалхушьян участвует в проектировании застройки квартала, ограниченного проспектом Буденновским, ул. Мечникова, переулком Подбельского, ул. Козлова (современные названия). Квартал включал протяженный корпус «Смычка строителей» (вдоль Буденновского проспекта), три жилых корпуса специалистов в восточной части квартала (1928-1934 гг.).

Его авторству так же принадлежит многоэтажный дом специалистов на углу Буденновского проспекта и ул. Катаева (бывшая Кузнецкая) (1934-1935 гг.) и дом начальствующего состава СКВО на углу Буденновского проспекта и ул. Варфоломеева (бывшая 6-я улица) (1934-1940 гг.). Эти многоэтажные дома уже ориентированы фасадами на проспект, имеют иное архитектурное оформление, более адаптированы к городской застройке, к ее исторически сложившемуся масштабу и стилистике. Кроме того, они вместе с другими жилыми домами (архитекторов М. Н. Кондратьева, П. А. Бучнева, А. М. Дворина) являют собой попытку сформировать единый комплекс проспекта, в котором зодчие формируют соподчиненный ритм объемов, стилистику их деталировки, сдержанную пластику обработки фасадов.

Была в предвоенные и послевоенные годы в творчестве Хачатура Христофоровича заветная тема. Случай — в виде закрытого конкурса межгородских проектных организаций — предоставил ему возможность начать работу над проектом Государственной краевой научной библиотеки им. К. Маркса в Ростове. Впервые в 1935 г. он выполнил конкурсный проект здания библиотеки, располагавшейся на углу Буденновского проспекта и ул. Энгельса. Второй раз он составляет проект по конкурсу 1937 г. для библиотеки с книгохранилищем на 2 миллиона книг на площади им. Кирова. Его проект вновь был выбран для строительства и разработки. Впоследствии проект упоминался в справочнике архитектора, изданного Академией архитектуры СССР (том 7). В 1951 г. Х. Х. Чалхушьян вновь участвует в подобном конкурсе, где здание библиотеки размещается на площади Культуры и Искусств, образованной вокруг памятника С. М. Кирову. Но строительство в те годы так и не было начато. Во всех трех проектах здание библиотеки олицетворяло собой храм науки и было исполнено в сдержанных формах советской неоклассики.

Казалось бы, специалист такого уровня — госорганизации Ростоблпроект — должен был быть непременно эвакуирован в годы Великой Отечественной войны. Но такого не случилось. Как сам Хачатур Христофорович писал в анкете: «Был поздно уволен с работы, нездоров. Не успел уехать из Ростова. Чтобы обезопасить себя и семью от трудмобилизации вынужден был поступить сторожем на крупзавод». В городе вместе с ним оставались жена и семилетняя дочь, родившаяся в 1935 г. после умершего в детстве сына.

Послевоенная реконструкция Ростова вновь призвала опыт и знания зодчего, которому уже было за пятьдесят. Он активно участвует в реконструкции старых зданий и строительстве новых в центре города.

Одним из ярких примеров профессионального содружества ростовских зодчих конца 1940-х — начала 1950-х гг. стала реконструкция застройки перекрестка Буденновского проспекта и Б. Садовой улицы. Разрушенные строения на всех четырех углах перекрестка заставили искать его новое государственное решение. На восточной стороне проспекта два многоэтажных здания с башенными объемами (здание с магазином «Золотой колос», архитектор Г. А. Петров; реконструкция доходного дома Пустовойтовых — ныне универмаг) сформировали своеобразные пропилеи города размещенные на въезде в центр города от железнодорожного вокзала. На западной стороне проспекта организовали небольшие скверы. За ними поднялись два новых здания: Управление сельского хозяйства (архитектор Х. Х. Чалхушьян, 1953 г.) и Дом книги (архитектор Л. Л. Эберг, 1956).

Здание Управления сельского хозяйства спустя два года было передано музыкально-педагогическому училищу, преобразованному вскоре в музыкально-педагогический институт. В облике этого административного здания Х. Х. Чалхушьян остается верен пристрастию к классическому наследию, сформировавшемуся в молодости. Классические и ренессансные мотивы, органично соединяясь на фасаде, образуют живописную композицию, которая органично существует с пространством сквера, с доходным домом начала века, к которому примыкает с ордерными композициями на фасадах пропилеи города.

А несколькими годами раньше Х. Х. Чалхушьян участвует в реконструкции административного здания и жилого дома «Ювэнергометаллургпром» на углу Б. Садовой и пер. Островского. Здесь он тоже демонстрирует понимание единого комплекса застройки улицы, уважение к сохранившемуся масштабу застройки и декору здания.

Однако проектировать и строить ему приходилось не только на Большой Садовой. В 1947-1950 гг. он автор реконструкции учебного корпуса механического факультета РИИЖТа, в 1948-1950 гг. — здания общежития Горностроительного техникума на Пушкинской улице № 2, в 1953-1956 гг. — жилого дома «Севзаготстроя», в 1951-1954 гг. — жилых домов электроремонтного завода и ряда других.

В послевоенные годы ему пришлось немало проектировать и строить в ближайших и дальних городах Юга: в Таганроге, Новочеркасске, Сальске, Хосте и др. Но при этом он остается очень ростовским зодчим, хорошо понимающим внутренние законы развития города в каждой его, казалось бы, рядовой постройке. Это подтверждает его последняя работа, связанная с планировочным решением Комсомольской площади (1962-1966 гг.). Согласно его решению, на площади был организован круговой газон и в последствии сооружена 15-метровая стела (скульптор В. П. Дубовик, архитектор Я. С. Занис), которая стала ориентиром проспекта и сходящихся улиц. Мемориальный зеленый круг в центре площади был поддержан рядом газонов по ее периметру.

Однако разговор о творческом пути Хачатура Христофоровича был бы неполным, если не сказать о его педагогической деятельности. Началась она еще в Ленинграде в 1927 г., скорее всего по причине материальной поддержки семьи. Преподавал он рисование для рабочих на курсах треста «Ленинградодежда». Навыки рисовальщика, полученные в институте и в проектных бюро М. М. Перетятковича и Л. Н. Бенуа, позволяли это. Однако с годами, в связи с накопившимся опытом и знаниями, появилась потребность рассказать современникам об архитектуре несоветской эпохи. В конце 1940 — начале 1950-х гг. он читает курс «История архитектуры» в Новочеркасском политехническом институте на строительном факультете. В 1956 г. преподает на строительном факультете РИИЖТа, в конце 1960-х — на архитектурном факультете РИСИ. Может поэтому стремится уже в преклонном возрасте поделиться профессиональным опытом, что видит впереди опасность для архитектуры со стороны индустриального типового домостроения, которое слоновой поступью входит в исторический центр Ростова.

Его творческая жизнь прервалась неожиданно. Преждевременно ушла из жизни жена — Зинаида Алексеевна. В начале 1970-х дочь увезла отца в Москву, где он и скончался в возрасте 91 года 30 августа 1980 г. В родной город его прах был перевезен в 1981 г. и подзахоронен в могилу жены на Северном кладбище Ростова.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Публ. см.: Григорий Чалхушьян История города Ростова-на-Дону.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

100 лет Покровскому храму в Константиновске (1912).

Светлый день в ст. Константиновской // Дон. обл. ведомости. 1912. 1 июля. С. 3;
Граф В. Константинова многоликий : краевед, очерки. Ростов н/Д : Странник, 2009. С. 56—58;
Владимирова Т. У храма день рождения // Дон. огни. 2002. 29 июня. С. 7;
Наумова В. Церковь открылась при содействии администрации // Там же. 1997. 20 марта. С. 1;
Крюков В. Звонят Покровские колокола // Там же. 1994. 26 марта. С. 2;
Черницина В. Покровская церковь // Там же. 1991. 10 окт. С. 2;
Кирпачук И. За стенами Покровской церкви // Знамя коммунизма. 1961. 7 апр. С. 3—4, 9 апр. С. 4.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"