Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Любовь Феоктистовна Волошинова

НЕГРОМКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ДАТА

Георгий Алексеевич Петров (1912-1975)

К зданиям, возведенным в Ростове в 1950-е годы, мы сегодня относимся как к обыденному и привычному. А ведь благодаря им город после разрушения Великой Отечественной войны не просто поднялся из руин, но и сохранился как градостроительное целое. Благодаря им сложилось художественное единство застройки улиц и площадей, получили достойный фон творения известных российских зодчих: академиков архитектуры К. А. Тона, А. Н. Померанцева, М. М. Перетятковича; профессора архитектуры А. Н. Бекетова и др.

Удача послевоенной реконструкции города состоялась благодаря мастерству и таланту участвовавших в ней ростовских архитекторов: Г. А. Петрова, Л. Л. Эберга, Я. А. Ребайна, В. И. Григора, Х. Х. Чалхушьяна, Н. М. Соколова, Н. А. Александрова и др.

Пожалуй, одним из самых ярких представителей этого поколения архитекторов был Георгий Алексеевич Петров (1912-1975). Самым значительным его творением стало здание Высшей партийной школы (1956) на Буденновском проспекте.

Биография зодчего отразила все трагические противоречия нашего ХХ века. Он родился накануне первой мировой войны, пятилетие детства пришлось на дореволюционные годы, детство и отрочество его «охватили» и время коренных социальных перемен в жизни общества. В 1920-е годы Г. А. Петров учился в Нахичеванской советской трудовой школе № 13; в 1932 году окончил Северо-Кавказский краевой строительный техникум, затем продолжил образование в Московском архитектурном институте, где в эти годы активно изучалось классическое наследие и архитектурные стили разных исторических эпох. После окончания вуза в 1937 году Г. А. Петров несколько лет работал в Ростовском институте «Промстройниипроект».

Отечественная война вычеркнула четыре года из творческой биографии зодчего. С первых ее дней и до последних он — в рядах Советской армии. Вернувшись в родной разрушенный город в сентябре 1945 года Г. А. Петров с энтузиазмом включается в восстановление Ростова.

Расцвет его творческих сил совпал с утверждением в советской архитектуре «неоклассики», воплотившей темы «Победы» и «Прославления Отечества». Это были темы его поколения — поколения победителей и созидателей. Они ярко отразились в творениях зодчего конца 1940-50-х годов: многоэтажных домах на Большой Садовой улице (Дом с кафе-кондитерской «Золотой колос», 1949; Дом с магазином «Динамо», 1951 г.; и др.), Дворце Союзов на Ворошиловском проспекте (1949), жилом доме на улице Суворова, 1/9 (1953) и др. Здание Высшей партийной школы (совместно с архитектором Н. Г. Худовердовым) и Ростовский цирк (1957 г., совместно с архитектором А. В. Барулиным) были последними в ряду этих творений. Все они стали лицом возрождавшегося Ростова, продолжили традиции исторической застройки города.

Создавая образ здания Высшей партийной школы, зодчий видел в нем не просто официальное здание «руководящей и направляющей силы общества», он трактовал его как «Дворец просвещения». Это хорошо видно на фотографии эскизного проекта 1953 года, значительно отличающегося от воплощенного рабочего варианта здания.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» внесло коррективы в ход строительства.

Общая тенденция к упрощению декорировки фасадов лишила, к примеру, здание оригинального силуэта (в виде обелисков и «раскрытых книг» на балюстраде парапета и фигур в нишах главного фасада.

Однако налаженная строительная индустрия, выпускавшая в городе керамическую облицовку и архитектурные детали фасадов, несколько смягчила изменения в проектном решении. Так, верхние этажи были облицованы керамическими плитками, также были использованы керамические капители и базы колонн, карнизные блоки, рельефные вставки с гирляндами и розетками. Кроме того, два нижних этажа имели отделку блоками туфа скальной фактуры. Над семью окнами первого этажа в арочных нишах архитектор и скульптор В. В. Баринов исполнил барельефы на тему «просвещения». Это был единственный случай подобной авторской работы в Ростове тех лет.

А внутри здания торжественный настрой парадным помещениям (актовый зал, фойе, вестибюль, парадная лестница) придавали колонны, пилястры, лепные орнаменты, балюстрады, малые и большие люстры.

Зданию Ростовской партшколы была отведена и важная градоформирующая роль. Оно задавало масштаб восстанавливаемой застройке северной стороны площади, поддерживало масштаб пятиглавого собора на ее противоположной стороне и стало неотъемлемым элементом Буденновского проспекта.

Сегодня глядя на это, одно из красивейших зданий послевоенного Ростова, сознаешь, как непросто было автору сохранять каждую деталь в последний год строительства, когда указания по упрощению и упразднению «архитектурных излишеств» исходили из самых высоких кабинетов.

И понятен интерес, который возникает к личности его создателя. На фотографиях, сохранившихся в семейных альбомах друзей и знакомых, мы видим его высокую крепкую фигуру и приятное открытое лицо. А ситуации, в которых он запечатлен, несут обаяние его личности.

По свидетельству современников, 50-е годы были счастливыми в его жизни, хотя семейная драма не обошла его стороной.

Последующие 60-е, сменившие близкую мастеру эстетическую систему ценностей, породили глубокий творческий кризис. Ни в одном из проектов и строений этих лет он не смог проявить свое дарование так же ярко, как в предшествующее, казалось, более сумрачное «тоталитарное» десятилетие.

Судьба здания Ростовской высшей партийной школы сложилась негладко. Достаточно вспомнить, что в ожидании приезда в Ростов Н. С. Хрущева в начале 1960-х годов местное руководство предлагало срочно выкрасить фасад здания с уникальной отделкой в единый неброский цвет, чтобы его благородный вид не бросался в глаза высокому гостю. Только по счастливой случайности это кощунство не совершилось. А уже в середине 1980-х, после сооружения в непосредственной близости от здания подземного перехода, а также протечек подземных коммуникаций, начались просадочные деформации оснований фундамента. Появились трещины в стенах, начали осыпаться карнизы и даже капители нескольких полуколонн.

Противоаварийные мероприятия выполнялись и тогда, когда здание уже покинуло партийное начальство (конец 1980-х годов). Проводятся они и нынешними владельцами здания — Ростовским филиалом Таможенной академии.

Сегодня, отбросив многие идеологические догмы, мы пытаемся дать художественную оценку зданию и вспомнить его создателя Г. А. Петрова. Надеюсь, что эта негромкая архитектурная дата привлечет внимание и к другим творениям мастера, поистине являющимся лицом послевоенного Ростова.

ЛИТЕРАТУРА
  1. ГАРО. Ф. 4038, оп. 1, д. 1164.
  2. ГАРО. Ф. 4329, Оп. 1, д. 150 (1957 г.).
  3. Технический архив «Ростоблпроекта». Арх. № 813/71. Фасады Областной партийной школы в Ростове.
  4. Сведения получены от главных специалистов института «Гражданпроект» в начале 1960-х годов В. Н. Кузнецова, Н. Н. Семененко.
  5. Архив Ростовской организации Союза архитекторов России. Личное дело архитектора Г. А. Петрова.
  6. Личный архив коллекционера В. Борзенко (Фото с проекта 1953 г. и документы).


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

150 лет со дня рождения Мануила Христофоровича АЛАДЖАЛОВА (1862—1934), живописца, уроженца Нахичевани-на-Дону. Преподавал в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902—1918). Участвовал в выставках Московского товарищества художников, Союза русских художников, «Мира искусства», Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств и других. В Ростовском областном музее изобразительных искусств хранятся его работы «Задворок» (1910), «Село ночью» (1910), «Усадьба за деревьями» (1914).

Художники народов СССР. Т. 1. С. 83;
Рязанов В. От первого приюта до наших дней : из истории изобр. искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д : Ковчег, 2011. С. 21-23;
Живопись. С. 50.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"