Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Аркадий Александрович Айрумян
Любовь Феоктистовна Волошинова

ГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТОР НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ

Николай Никитич Дурбах

Среди архитекторов Ростова и Нахичевани прошлого рубежа веков чаще иных вспоминают имя Николая Никитича Дурбаха (Никогос Мкритичевич Дурбахян). Его творения вот уже пяти поколениям горожан рассказывают о художественных вкусах нахичеванцев того времени, которое впоследствии назвали серебряным веком русской культуры.

Мало кто сегодня из юных жителей Ростова-на-Дону знает, что его трудами преобразились центральные площади бывшей Нахичевани, улицы украсились богатыми особняками и домами, построены ряды учебных зданий, возведены Нахичеванский городской театр, а в центре Ростова — несколько многоэтажных доходных домов.

Девизом его творчества могли бы стать слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасет мир. И действительно, в каждом его строении, от малого особняка до городского театра, зримо стремление преобразить свой город и его будни гуманистическими художественными образами.

Глядя на фасады его творений, покоряющие то изяществом и живописностью декора, то благородством и строгостью пропорций, трудно представить, что их создатель происходил из мещанского сословия, из семьи очень невысокого достатка.

Он родился в Нахичевани в 1857 году, здесь же получил общее среднее и начальное художественное образование. Рано сформировавшаяся личность художника осознала настоятельную потребность в дальнейшем художественном совершенствовании. Но только благодаря твердости характера человек его происхождения из провинции мог учиться в С. Петербургской Императорской Академии художеств. И судя по тому, что в Академии он был не студентом, а вольнослушателем, денег на учение постоянно не хватало. В феврале 1886 года он получил диплом «неклассного художника с правом производить постройки», тогда ему исполнилось 29 лет[1].

Жизнь в С.-Петербурге сильно повлияла на будущего зодчего, сформировала образ мыслей, художественные вкусы, дала высокопрофессиональное образование. Как сообщает семейное предание, из города на Неве привез он жену полячку, которая стала хранительницей его очага, матерью пятерых детей. С 1886 по 1889 год он активно занимается частной практикой, строит жилые дома для коммерсантов, адвокатов, врачей в самой Нахичевани, а также в ближних городах Ростове, Азове, Мариуполе [2].

Частных жилых домов в Нахичевани этого периода сохранилось несколько: жилой дом Л. Попова (ныне здание роддома пл. К Маркса, 8), дом доктора К. Кечека на 30-й линии (ныне дом 22 а), дом юриста Степаносяна (ныне дом на Первой Майской улице, 20), жилые дома по 7-й линии (ныне под № 5 и 29) [3] и др.

Самый значительный по габаритам — двухэтажный дом с мезонином Л. Попова, самый малый — дом для своей семьи одноэтажный в пять проемов по фасаду. Все они компактны по плану, функциональны по планировке. Роднит их обаяние ордерной классической декорировки, теплота и самобытность архитектурных деталей, создающих индивидуальный облик фамильных домовладений. Возведение именно этих строений быстро сформировало авторитет зодчего среди торгово-промышленных кругов Нахичевани.

Первого марта 1889 года в Нахичеванскую-на-Дону городскую управу от художника архитектуры Николая Дурбаха поступило прошение: «Окончив курс С.-Петербургской Императорской Академии художеств по архитектурному отделу и подкрепив свои познания строительной практикой в течение трех лет в городах Нахичевани и Ростове-на-Дону, осмелюсь покорнейше просить Городскую управу назначить меня на должность Нахичеванского городского архитектора на условиях, предлагаемых господином городским головой» [4].

С 1 апреля 1880 года он был зачислен на должность городского архитектора города Нахичевани-на-Дону с окладом 1200 руб. в год с годичным испытательным сроком, после окончания которого, вновь избирается на эту должность, теперь уже бессрочно [5].

В эти годы в Нахичевани разворачивается активное строительство общественных зданий, что счастливо совпадает с расцветом его таланта.

На северной стороне Бульварной площади, на западном и восточном углах ее возводятся два учебных здания: в 1891 году — Городское училище, в 1893 году — Екатерининская женская гимназия [6]. Они окончательно определили культурно-просветительское назначение площади. Их проектирует и строит Н. Н. Дурбах. Регулярные классические принципы планировки площади, заложенные ещё первым планом Нахичевани 1781 года, он продолжает в облике новых учебных зданий.

Они оба имеют трехчастную центричную композицию фасадов, поэтажное членение, центральные порталы во втором ярусе, за которыми объемы ризалитов увенчаны куполами. Эти здания уже формируют новый масштаб застройки площади. Они имеют коридорную планировку с двухсторонним размещением классов и вспомогательных помещений.

Но окончательно облик Бульварной площади сложился с возведением в центре здания Нахичеванского городского театра. Его создателем стал Н. Н. Дурбах. Интересна сама предыстория здания.

В 1879 году в Нахичевани было официально учреждено «Общество любителей драматического искусства», которое включало две труппы, одна играла на русском языке, другая — на армянском. Председателем Общества на протяжении 38 лет был Г. И. Чубаров (известный предприниматель и юрист).

Спектакли игрались в помещении гимназии и летнего Коммерческого клуба. Общество пользовалось благосклонностью нахичеванцев и признанием Городской думы. 30 марта 1894 года Общество подает в Думу ходатайство «О сооружении здания для городских общественных учреждений и помещения в нем театрального зала и местного коммерческого клуба» [7]. Однако Дума решает иначе. Она поручает Н. Н. Дурбаху разработать проект здания городского театра.

Такой подход противоположен ростовскому варианту возведения театра. Здесь Асмоловский театр строился в 1883 году как частное здание, труппы собирались на профессиональной основе, постановки в разных жанрах окупали себя.

Проект Нахичеванского театра Н. Н. Дурбах разработал за 3,5 месяца. По смете требовалось 83630 руб. В наличии было 39600 руб. Но Дума под председательством городского головы Балабанова постановила единодушно: «Построить театр между зданием женской гимназии и городским училищем». Место, по всей видимости, было предложено автором проекта. Строительство длилось 4 года 2 месяца. 16 декабря 1899 года состоялось открытие премьерой по пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». Отделка интерьеров продолжалась до 1907 года [8].

Здание Нахичеванского городского театра стало воплощением мечты о храме Мельпомены и Талии нескольких поколений горожан. Менталитету купеческого города импонировала нарядная торжественность и благородство облика нового театрального здания в центре Бульварной площади.

План его был выполнен по типу, распространенному в практике строительства театров России конца XIX — начала XX веков. Ядро объемной композиции здания составляет трехъярусный подковообразный зрительный зал с колосниковой сценой. Со стороны площади его огибает объем фойе, лестниц, кулуаров, гардеробных, вестибюлей. С противоположной стороны группируются служебные помещения. Зал вмещал 600 зрителей, включал партер, амфитеатр, два яруса лож, балкон и галерею.

После завершения строительства театра его боковые фасады были объединены с угловыми учебными зданиями северной стороны площади — Парадными лестницами с балюстрадой, что подчеркнуло художественное единство площади. Такое организованное цельное решение имели только две площади Нахичевани — Екатерининская с конца XIX века и Бульварная в начале XX века.

Ещё до возведения театра Н. Н. Дурбах стал автором интересного архитектурного монумента — Александровской колонны в Александровском саду (ныне парк им. В. Черевичкина). Она сооружалась по инициативе городской думы на средства Нахичевани. После открытия колонны в мае 1894 года на её пьедестале была установлена доска с текстом: «В память 25-ти летия царствования в бозе почившего императора Александра II» [9]. Монумент представлял собой тосканскую колонну, увенчанную шаром с двуглавым орлом — символом российской государственности. Это был единственный подобный монумент и в творчестве Дурбаха, и на территории Ростова и Нахичевани.

В конце этого же 1894 года в творческой биографии Николая Никитича произошло событие, значение которого трудно переоценить. В Ростов с первым эскизом проекта здания городской Думы и Управы на Большой Садовой приезжает профессор Академии художеств архитектор А. Н. Померанцев [10]. Происходит его встреча с нахичеванским архитектором, ведущим строительство доходного дома Армянского благотворительного общества на противоположной стороне улицы. Краеведы по-разному высказываются об участии столичного профессора в проекте строящегося здания. Однако вспомним, что оба зодчих были выпускниками Академии Художеств. Оба являлись приверженцами традиции русской архитектурной школы, хотя у А. Н. Померанцева был опыт четырех лет заграничной поездки в Италию, а у Н. Н. Дурбаха лишь — архитектурной практики в южно-русских городах. К моменту приезда А. Н. Померанцева проект дома Армянского благотворительного общества уже был составлен, велось строительство. Встреча и обмен мнениями о строительстве в этом районе города несомненно внесла определенные коррективы в облик фасада, но они вряд ли были значительными. Здание было достроено в 1896 году, когда к строительству Думы только приступали. Невозможно не предположить и взаимного влияния проекта Дурбаха на творческие планы Померанцева, разрабатывающего впоследствии второй вариант здания Думы, который стал (по сравнению с первым) выше на один этаж, в плане меньшим по габаритам, более монументальным по внешнему облику, не утратив, однако, изначальной торжественной нарядности.

Думается, именно следствием этой встречи, стало строительство Н. Н. Дурбахом ещё двух монументальных доходных домов в центре Ростова, переживающего «строительную горячку»: Доходного дома Яблоковых (1901 г.) на углу Б. Садовой улицы и Таганрогского проспекта (ныне здание Консерватории) и Доходного дома Кисина и Фроймович на углу Московской улицы и Казанского переулка (ныне пер. Газетный) (1901 г). Многое в облике обоих домов близко доходным домам С.-Петербурга: высокие первые торговые этажи с большими витринами, живописная стилизация классического ордерного декора, парадные входы в центральных ризалитах, оригинальные силуэтные завершения зданий. Дом на Московской улице начинает возводится в 1898 году совместно с ростовским городским архитектором Н. А. Дорошенко, а после скоропостижной кончины его Н. Н. Дурбах сам ведет и завершает строительство.

Однако эта деятельность в Ростове не отодвигает нахичеванские заботы Николая Никитича. По-прежнему, его внимание обращено на строительство зданий в родном городе. В начале века по его проекту возводят: Гогоевскую женскую гимназию на 28-й линии, а в 1912 году — мужскую классическую гимназию на 1-й Фёдоровской улице (ныне Мясникова). Интересно архивное свидетельство его выступления в дебатах о строительстве мужской гимназии, где он говорит, что эстетическая сторона при возведении здания играет не меньшую роль, чем финансовая [11].

Н. Н. Дурбах принимает участие в конкурсе на реконструкцию здания Екатерининской женской гимназии. В этом конкурсе, объявленном Думой в начале века, оказалось всего два участника. Сам Н. Н. Дурбах, автор изначального строения, и нахичеванский художник и архитектор X. К. Гусикьянц, бывший также преподавателем этой гимназии. Дума нашла более удачным проект X. К. Гусикьянца, который включал надстройку одного этажа над существующим корпусом и пристройку двухэтажного корпуса со стороны внутриквартального парка [12]. Н. Н. Дурбах согласился с таким выбором Думы и участвовал в надзоре за его воплощением, которое завершилось в 1910 году.

Помимо проектирования и надзора за возведением учебных зданий он также осуществляет технический надзор за строительством других городских зданий: корпуса крытого рынка (1912), Торгового здания на углу 26-й линии и Базарной площади, здания городской Думы (пристройка начала XX века), а также здания Управления Владикавказской железной дороги (1911—1914 гг.).

Судя по его послужному списку, хранящемуся в архиве, и по свидетельствам очевидцев, именно на рубеже веков он много и напряженно работает, с одинаковым пристрастием возводит городские строения и доходные дома предпринимателей, во всем проявляет индивидуальность своего дарования.

За годы работы в городской управе на должности городского архитектора с 1889 по 1911 год он ни разу не был в отпуску и только в 1891 году десять дней не являлся на службу по болезни.

Его заслуги были оценены городской управою, хотя не обошлось и без досадных недоразумений. Первый чин коллежского регистратора ему дали на три года позднее, чем было положено, в 1902 году; последующий чин коллежского секретаря он получил в 1905 году.

За службу был также награжден орденами Святого Святослава (1904) и Святой Анны (1911) третьей степе-ни1 которые давали право на получение дворянства при достижении определенного по службе чина.

С 1895 по 1917 год он пять раз избирался гласным Нахичеванской городской Думы [13].

Конец его жизни был омрачен как личными обстоятельствами, так и общими социально-политическими потрясениями России. Разрыв с женой и детьми, которых он (находясь в гражданском браке) официально усыновил и передал право наследования своим «благоприобретенным домом» [14], отход от общественных дел. Гражданская война, которая исключила возможность строительства и творчества, попытка создать новую семью...

В начале 1920-х годов он уже редко занимался частной практикой, отношения с новой властью не складывались. Болезни преследовали его. Н. Н. Дурбах умер 23 сентября 1924 года в возрасте 67 лет [15] и был похоронен на Армянском кладбище Нахичевани. Там же обрели вечный покой: городской голова Балабанов, благословивший его на строительство Нахичеванского театра, его коллега, художник и архитектор X. Г. Гусикьянц, многие гласные городской Думы и его заказчики, бывшие подлинными ценителями его таланта. В последний путь его провожали немногие близкие и знакомые, с которыми он сохранил отношения в последний год.

Его творениям выпала счастливая судьба — выжить в двух разрушительных войнах и сохранить свой облик, по которому мы сегодня знакомимся с его творческой биографией.

Однако сегодня его творчество еще не стало предметом исследования искусствоведов и архитекторов. Газетные публикации о нем касались отдельных его зданий, шумных подробностей его биографии»; неудачно сопоставляли его творчество с практикой современного проектирования и строительства. Известные ныне списки его творений не являются полными, степень его участия в создании каждого требует уточнения. Направленные архивные исследования могут принести интересные открытия.

Сегодня ни на одном из его зданий, признанных памятниками архитектуры, не установлена мемориальная доска. Несомненно, что первым такого памятного знака заслуживает Нахичеванский городской театр. В ноябре 1999 года зданию театра исполняется 100 лет. Хочется думать, что инициатива о появлении мемориальной доски на его фасаде окажется близкой и Обществу Нор-Нахичеван, и ВООПИиК, и дирекции самого театра и Ростовским отделениям союзов архитекторе н и театральных деятелей и многим другим творческим содружествам и частным лицам. А наши дети и внуки прочитают на фасаде торжественную беломраморную надпись: Нахичеванский городской театр, возведен архитектором Н. Н. Дурбахом в 1896-99 гг.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Кондаков С. Н. Список русских художников к юбилейному справочнику Академии художеств. — СПб, 1914,— С. 327
  2. Об этом сообщает Евгения Карповна Кечек — старшая дочь Веры Николаевны Кечек, урожденной Дурбах (старшая дочь архитектора Н. Н. Дурбаха)
  3. Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани на-Дону. — Ереван, 1988. — С. 108, 112
  4. ГАРО. Ф. 91, оп. 1, ед. хр. 505. (Прошение)
  5. ГАРО. Ф. 91, оп. 1, ед. хр. 505 (копия формулярного списка). 1911 г.
  6. Халпахчьян О. X. Указанная работа. — С. 108, 112
  7. ГАРО. Ф. 91, оп. 1, д. 719
  8. Приазов. край. — 1899. — 16 дек. — С.2
  9. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 1. — С. 39
  10. ГАРО. Журнал 8-го очередного собрания Городской Думы. 2 ноября 1897 года. — Ростов н/Д, 1898. — С. 291
  11. ГАРО. Ф. 91, Оп. 1, ед. хр. 1518
  12. Приазов. край. — 1910. — 4 сент.
  13. ГАРО. Ф. 91, ед. хр. 505. Личное дело Нахичеванского городского архитектора Н. Н. Дурбаха.
  14. По сведениям внучки Н. Н. Дурбаха Е. К. Кечек
  15. По сведениям Областного ЗАГСа, запрошенным А. А. Айрумяном.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

90 лет со дня рождения Анатолия Васильевича КАЛЯЕВА (1922—2004), доктора технических наук, академика РАН. Ректор Таганрогского государственного радиотехнического института (1968—1986). Профессор Каляев разработал теорию и архитектурно-программные основы нового, не имеющего аналогов в мире класса высокопроизводительных многопроцессорных суперкомпьютеров. За достижения в области вычислительной техники, подготовку инженерных и научных кадров удостоен звания Героя Социалистического Труда. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного знамени (тремя), Отечественной войны II степени, Дружбы народов. Почётный гражданин Таганрога. Его именем названа площадь, перед НИИ многопроцессорных вычислительных систем установлен бюст.

Герои Труда Дона. С. 442—444;
Таганрог. С. 375;
Каляев А. В. 80 лет в XX веке : воспоминания. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2002. 406 с. : ил.;
Бардашенко А. Романтик, академик и герой // Таганрог, правда. 2008. 6— 12 июня. С. 4—5;
Вахонин С. Лёгких путей не искал // Молот. 2005. 24 марта. С. 1;
Емельянов С. Академик Большой академии // Таганрог, правда. 2000. 23 дек. С. 3.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"