Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Изобразительное искусство Ростовской области / Художники Дона

Валерий Васильевич Рязанов

ЗЕМЛЯ ПАХЛА ПОЛЫНЬЮ…

Геннадий Семёнович Запечнов

В мастерской Геннадия Запечнова, вознёсшейся от раскалённого асфальта на пятнадцатиэтажную высоту, было светло и уютно, – к уюту располагала и простенькая икона в углу с изображением Николая Чудотворца и букет степного кермека на столе, словно бы забрызганный мелкими синими каплями.

Картина на мольберте в первые минуты показалась несовременной: сквозь дверной проём полуразрушенного деревенского сарая просматривалась дряхлая церковь поодаль, к которой вела протоптанная дорога. У амбара суетились два грача, задумавших по весне строить гнездо.

Геннадий рассказывал: «Родился я в станице Константиновской. Росли мы как степной бурьян. Начиналась весна, и, как только сходил лёд, уже не расставались с Доном. У реки на бахчах встречали восходы солнца, провожали у костров вечерние зори, пекли картошку, ловили рыбу. Неделями жили у реки, а дома появлялись с первыми заморозками». У Геннадия вызывало радость всё, что происходило в донской степи: на буграх, в балках, в прибрежных рощах и камышах…

Запечнов убеждён: именно природа сделала его художником. Уж очень хотелось удержать в памяти детство и с помощью кисти поделиться своей радостью. Ещё будучи школьником младших классов, он променял на коробку красок свой велосипед – в сельской местности престижная вещь у молодёжи!

После армии Геннадий окончил Грековское художественное училище. И началась жизнь в Ростове: работал художником-оформителем в различных организациях, выставлял первые холсты. Были среди них индустриальные пейзажи и образы мужественных рабочих: обычная тема 70-х и начала 80-х...

Однако настоящая, надёжная точка опоры в творчестве была где-то в другой сфере. И наступил момент: потянуло на родину, в донскую степь, к пахнущей полынью земле.

Геннадий Запечнов предложил своему коллеге Валерию Кульченко поехать «пописать природу» в Константиновский район. Так родилась небольшая творческая группа, увлечённо трудившаяся лето 1981 года в одном из степных хуторов совхоза «Восход». Художники и сегодня с благодарностью вспоминают его директора Николая Григорьевича Пустошкина, радушного, понимающего их труд человека.

И захватили, унесли Геннадия то гаснущие, то вновь проявляющиеся краски степного Дона, краски его загадочной палитры, горячий воздух, голубая дымка, оливковые воды реки… Его настроения можно уловить в приглушённо звучащих красках картины «Дом с красной крышей», где автор убеждает: в этом простом житейском сюжете много того, чего нам подчас так не хватает…

Подобное чувство испытываешь при первом же взгляде на его «Золотой куст». Рваные тучи, колодцы голубого неба, ветви, лужицы, опавшие листья – всё эмоционально напряжено, густо и терпко «взято» в цвете, всё несет в себе щемящее осеннее настроение.

Геннадий неоднократно выезжает в популярнейший Дом творчества «Академическая дача». Там – профессиональная школа и работа, рядом с коллегами можно взвесить свои достижения и заметить промахи, пользуясь советами мастеров искусства.

Пришло время поездок по России. Появились работы «Облака над Тверской землёй», «Калининская земля», «Полесье», «Лесная невеста», «Осенние свадьбы», «Пейзаж с изгородью», – последний даёт убедительный пример того, что впечатляющий, интересно решённый образ природы – не обязательно внешне красивый мотив; это может быть просто пригорок перед домом, серые деревянные крыши сараев, высаженные в осеннюю пору молодые деревца да пожухлая трава…

«Бабье лето». И снова мы словно вдыхаем ароматы степи. Совсем потускнели краски осени, поблёкли травы, но сохранили ещё в себе летнее тепло, и сочится оно, тянется сполохами в небо.

«Ветренный день». Топорщатся клонимые к земле травы, бунтуют раздираемые ветром тучи, неуютно и тревожно в степи такое беспогодье. А в «Пейзаже с лошадьми» гармоничны плавные, предвечерние краски: широкие снопы гаснущего солнечного света, пробив облака, высветлили мерцающий Дон, его выжженные зноем степные берега. Кони у воды. Тишина.

Запечнов устраивает отчёты перед зрителями в Константиновском районе, в Усть-Донецке, Сальске, Калаче-на-Дону, Таганроге, участвует в республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках, совершает поездку в Болгарию. И принимает участие в организации первого международного пленэра в Константиновске.

1990-е годы – время особо упорного труда, художник впервые обращается к истории. Рождаются триптих «Степан Разин», портреты атаманов Степана Ефремова, Матвея Платова, в которых он стремится выразить своё отношение к личности или просто восхищается удалью и статью донцов, красотой казачьего костюма. И пишет «Ведерниковские бугры», «Осенние багрянцы», «Натюрморты со степной ковылью»…

Без донского пейзажа трудно представить Геннадия Запечнова. В его пейзажах природа живёт собственной жизнью, редко в её пределы вторгается человек. Есть в ней поэтическая зачарованность, тишина, которую не хочется нарушать. Такое состояние в природе идёт от мягкой, почти пастельной тональности.

С 1966 года Геннадий Семёнович возглавлял Правление Ростовской организации Союза художников России. Хлопоты по ведению хозяйства трёхсот творческих личностей, организация выставок, многое другое, где так и жди шишек и ссадин… В 1998-м Запечнов стал Заслуженным художником России – большая ответственность перед зрителем! Ведь на картине не напишешь, что было мало времени...

В 2000-е годы рождаются новые замыслы: композиция «Дорога к храму», «Сбор шиповника», триптих «Вечер в Почвино», драматический сюжет, посвящённый 60-летию Победы над фашизмом «А рано утром грянул гром». В них есть объединяющее начало – жизнь родной земли во всем её многообразии – в минуты светлые и в дни трагические. А рядом новые впечатления от поездок в родной Константиновск – его околицы, степные мотивы, а то и просто уголки природы, вечно притягательной, вечно новой.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

150 лет со дня рождения Мануила Христофоровича АЛАДЖАЛОВА (1862—1934), живописца, уроженца Нахичевани-на-Дону. Преподавал в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902—1918). Участвовал в выставках Московского товарищества художников, Союза русских художников, «Мира искусства», Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств и других. В Ростовском областном музее изобразительных искусств хранятся его работы «Задворок» (1910), «Село ночью» (1910), «Усадьба за деревьями» (1914).

Художники народов СССР. Т. 1. С. 83;
Рязанов В. От первого приюта до наших дней : из истории изобр. искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д : Ковчег, 2011. С. 21-23;
Живопись. С. 50.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"