Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Изобразительное искусство Ростовской области / Художники Дона

Валерий Васильевич Рязанов

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ТИМОФЕЕВ

донской художник

Очень образно о творческом процессе сказал один китайский художник прошлых столетий: «Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер». Первое ощущение, которое испытываешь от знакомства с живописью Александра Тимофеева — это бурный напор свежего ветра странствий. Вот лишь некоторые названия его работ: «Низовка штормовая», «Курильское ожерелье», «Среди смерчей», «Напевы моря»... А так значатся в каталогах его выставок большие тематические сериалы произведений: «Азовщина», «Поэма о земле Дона», «Снега России», «Кавказ, Крым», «Дальний Восток, Курилы». Все это автором исхожено, изъезжено, пройдено водными путями или прочитано.

Когда родился Александр Тимофеев — художник, чья жизнь и творчество органично слились со стихией природы? Может быть, с раннего детства, когда впервые взял в руки карандаш, чтобы остановить удивившие его мгновения жизни? А может быть, в годы работы метеорологом?

В 1946 году Александр поступил в Ростовское художественное училище, где наибольшее влияние на него оказал Т. П. Семенов — ученик знаменитого русского живописца Константина Коровина.

Помимо учебы много свободного времени Александр проводил в залах музея изобразительных искусств, который в те годы занимал 2-й этаж художественного училища и где можно было часами вникать в тайны жизни природы в пейзажах Левитана или, забыв о времени, быть завороженным артнабизмом кисти Коровина, Архипова.

Потом был Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, оконченный Тимофеевым по творческой мастерской академика живописи Д. К. Могальского, и начался самостоятельный путь в то волнующее неведомое, что зовется искусством. На эту дорогу Александр Тимофеев вступил еще до учебы в Москве, когда начал осваивать и постигать поэзию земли, на которой он живет. Стоит вглядеться в его работы «Теплая земля», «Землица», «Земные заботы», чтобы убедиться — вот кто упоенно ее пишет! Земля у него — всегда основа жизни, она дышит напряженно, дыбится, вплескивая синие озера, пропуская на своей груди меж холмов тугие излучины рек и пыльные нити дорог. Тема земли Тихого Дона, его старых казачьих станиц, степных лугов и пойм в творчестве Александра Тимофеева трактуется по-особому, как-то эмоционально пронзительно. По складу своего дарования Тимофеев в искусстве поэт-романтик. Тимофеев любит писать вешенскую землю, на которой он бывал много раз, где встречался с М. А. Шолоховым, а его подарок писателю полотно «Степные тюльпаны» и поныне висит в шолоховском доме. Наряду с пейзажами Александр Тимофеев работает над жанровыми и тематическими картинами. Чтобы собрать необходимый натурный материал к композиции «У моря Азовского» художник искал будущих своих персонажей среди рыбаков Ейска, Темрюка, Тамани. И в эти же 60-70-е годы, он пишет среднюю Россию (серия «Русское зодчество»), привозит большой цикл акварелей из Дагестана. А в 1972 году с начала весны и до поздней осени Тимофеев с этюдником на плече путешествовал по Дальнему Востоку, собирая впечатления о природе и жизни людей в горах Сихотэ-Алиня, в порту Находка, в таежном городе Арсеньеве, на островах Шикотан и Кунашир. Там он слышал тяжелое дыхание вулканов и на себе ощущал подземные толчки, выходил в Тихий океан, пережил не один шторм, а на следующий год его снова тянуло на этот пугающе яростный и притягательный край света. Дальний Восток интересен тем, — говорит Александр Тимофеев, — что там происходит утверждение человеческой личности во время контакта и столкновения ее с суровой стихией природы этого края. После этих поездок Тимофеев долго не мог прийти в себя и на материке все казалось теперь каким-то мелким, а многие человеки маленькими и тщеславными. Со слов самого художника, именно там, на Дальнем Востоке, к нему пришло понимание, какие есть в жизни и мире истинные ценности. Так родились полотна: «Угрюмый остров» «Кунашир. Вулкан Тятя», «Край света», «Религия красоты».

Александр Тимофеев безусловно счастливый человек, он не понаслышке знает пятнадцать крупнейших рек России, видел семь морей и один океан, но чем измерить тот богатейший спектр впечатлений, который испытал художник за годы своих творческих поездок по городам и весям своей Родины?



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

90 лет Петpу Яковлевичу ЛОБАЧЕВСКОМУ (1922), специалисту в области механизации производственных процессов в сельском хозяйстве. Пpофессоp кафедры сельскохозяйственных машин Азово-Чеpномоpской госудаpственной агpоинженеpной академии Лобачевский разработал основы теории точного сева пропашных культур (подсолнечника, кукурузы, сорго, бобовых).

Зайдинер В. И. Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия : история и современность / В. И. Зайдинер, С. А. Ковынева. Ростов н/Д : Терра, 2000. С. 236;
Профессор П. Я. Лобачевский продолжает работу // Академия. 2007. 31 марта. С. 2;
Алексеев А. Фронтовик... профессор... сеятель // Дон. маяк. 2002. 8 мая. С. 2;
Зайдинеp В. Воин, ученый, педагог // Дон. маяк. 1997. 29 маpта. С. 2;
Жарова К. Ради жизни на земле // Маяк. 1980. 3 янв. С. 4.

1234

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"