Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Изобразительное искусство Ростовской области / Художники Дона

Ю. А. Немиров

ФЁДОР МАТВЕЕВИЧ ЧЕРНОУСЕНКО (1893-1960)

Столетний юбилей художника, ныне почти забытого, наверное, вряд ли вызовет большой общественный интерес. Но не будем торопиться с выводами. Отметим, к примеру, что этот художник писал с натуры Ворошилова, Кирова, Маленкова... Работы Ф. Черноусенко есть в краеведческих и художественных музеях Ставрополя, Грозного и Махачкалы. А начинал когда-то сын многодетного пекаря вообще блестяще. В государственном архиве Ростовской области мной обнаружена его автобиография, датированная 8 мая 1920 года, где говорится: «Произведения мои находятся в Англии, Америке, Аргентине, Испании. Как в частных, так и в общественных галереях. В каких именно, указать не могу, потому что они попадали туда через руки моего спекулянта» (торговца картинами, надо полагать).

В 1914 - 1917 годах Федор Черноусенко жил в Париже, где продолжал художественное образование после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. «Участвовал в выставках независимых, устраивались две моих выставки», — читаем в той же автобиографии. А в семейном архиве большой интерес представляет каталог вернисажа «Галерея независимых», проходившего в столице Франции во второй половине января 1917 года. Среди указанных там картин Ф. Черноусенко — «Материнство» и «Цветы».

Вернувшись на родину, в Ростов, Федор Матвеевич заведует художественно-агитационной секцией политотдела военного комиссариата СКВО и преподает рисунок и живопись в художественной школе. Тогда и был написан портрет командующего округом К. Ворошилова, хранившийся до войны в местном Музее Революции (все его фонды погибли во время немецкой оккупации). В 20 — 30-е годы Ф. Черноусенко были созданы картины, отражавшие такие темы, о художественном решении которых можно судить уже по названиям — настолько они однозначны: «10 лет советской власти на Северном Кавказе», «Киров на 1-м съезде колхозников в Ленинградской области», цикл полотен «Строительство частями Красной Армии Саратовского моста через Волгу», «Товарищи Ворошилов и Хрущев осматривают выставку служебных собак в подмосковном селе Завидово».

Как бы мы ни относились к подобной живописи, она — своеобразный документ тоталитарной эпохи, и Федор Матвеевич Черноусенко, несомненно, был ее искренним певцом. А самое интересное, что было в его творческой жизни, не отмечено ни громкими именами из учебника истории, ни большими гонорарами: названные мной картины закупались для Центрального музея Революции СССР, для Смольного и других столь же серьезных учреждений.

Летом 1924 года из Ростова на Северный Кавказ отправилась экспедиция, состоявшая из трех художников — Ф. Черноусенко, Д. Федорова, В. Шлепнева. Вот маршрут этого путешествия по Дагестану: Гуниб, Гимры и другие высокогорные аулы, Махачкала. Зарисовки, эскизы, несколько графических серий — таков результат экспедиции, которой руководил Ф. Черноусенко.

В конце 1924 года художников пригласили с творческим отчетом в Москву. «Мы здесь известны всему ученому миру, — писал Федор Матвеевич жене в Ростов. — Мы все время проводим в докладах ученым обществам, связанным с разными государственными ассоциациями, проводящими восточную политику. Нам предлагают поездку в Бухару, в Афганистан, в Крым. Профессора Исторического музея приглашают поехать вместе с ними в Карачай, к Эльбрусу...»

Удалось осуществить только часть этих планов — поездку (а вернее сказать, небезопасное пешее путешествие) в горные районы Чечни. Живописные и графические работы, привезенные оттуда, в 1927 году были выставлены в только что открытом тогда в Ростове, на Буденновском проспекте, Музее горских народов. Десять лет спустя, после ликвидации Азово-Черноморского края, сотни рисунков и десятки картин Черноусенко, Федорова и Шлепнева попали в музеи автономных республик Северного Кавказа и по-прежнему вызывают большой интерес посетителей своей уникальной достоверностью в отражении того далекого времени.

В послевоенные годы Федор Матвеевич искал себя в новой тематике, пытаясь вернуться к своей творческой индивидуальности, столь ярко заявившей о себе когда-то в Париже. Поселившись сначала в Ленинграде, потом в Москве, он скучает по родному городу. Приезжает на Дон в 1949 году и пишет большое полотно — два на три метра — «Ростовская набережная». Казалось бы, еще не поздно все начать заново, но опять последовали выгодные заказы — портрет Сталина, например, приобретенный для Ростовского обкома ВКП(б), и Черноусенко возвращается к «надежной» историко-революционной тематике. Одну из картин — «Ленин в селе Шушенском» — он не успел закончить... Перед нами, таким образом, типичная драматическая судьба художника, не сумевшего подняться над жизненными обстоятельствами и не развившего свой недюжинный дар.

Литература
  1. Немиров Ю. Дорога в облаках // Дон. — 1982. — № 9. — С. 148—154.
  2. Художники земли донской: Худож. жизнь края с XVIII в. по 30-е годы XX в.: Каталог выставки / Авт. вступит, статьи Ю.А. Немиров. — Ростов н/Д, 1980. — С. 56—58, 60, 69.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

90 лет Петpу Яковлевичу ЛОБАЧЕВСКОМУ (1922), специалисту в области механизации производственных процессов в сельском хозяйстве. Пpофессоp кафедры сельскохозяйственных машин Азово-Чеpномоpской госудаpственной агpоинженеpной академии Лобачевский разработал основы теории точного сева пропашных культур (подсолнечника, кукурузы, сорго, бобовых).

Зайдинер В. И. Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия : история и современность / В. И. Зайдинер, С. А. Ковынева. Ростов н/Д : Терра, 2000. С. 236;
Профессор П. Я. Лобачевский продолжает работу // Академия. 2007. 31 марта. С. 2;
Алексеев А. Фронтовик... профессор... сеятель // Дон. маяк. 2002. 8 мая. С. 2;
Зайдинеp В. Воин, ученый, педагог // Дон. маяк. 1997. 29 маpта. С. 2;
Жарова К. Ради жизни на земле // Маяк. 1980. 3 янв. С. 4.

1234

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"