Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Искусство Дона / Изобразительное искусство Ростовской области / Художники Дона

Ю. А. Немиров

ПОГИБШИЙ ТАЛАНТ

Василий Васильевич Часовников

Так уж случилось, что дата смерти замечательного донского художника неизвестна. Последние годы его жизни прошли в Китае, и достоверно лишь то, что еще в 1913 году он продолжал заниматься там миссионерской деятельностью как православный священник...

Родился Василий Васильевич 23 марта (4 апреля) 1864 года в донской станице Потемкинской. У его отца, священника местного прихода, было два сына. Старшего звали Леонтием. Получив по настоянию главы семьи духовное образование, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в такой степени проявился его незаурядный талант, что месяц спустя после начала занятий Леонтий Часовников был переведен сразу в третий класс. Столь же скорых успехов добился он в Императорской Академии художеств. Две работы на мифологические сюжеты были выполнены с таким блеском, что их оставляют в стенах Академии как образцовые, а одну отмечают серебряной медалью. Леонтий мечтал создать цикл картин на темы из истории родной Донщины, но все замыслы перечеркнула смерть, когда ему было всего двадцать два года.

Знакомясь с биографией Василия Часовникова, приходишь к мысли: он стремился осуществить то, что не удалось брату. Для этого поступил в то же училище. Наставником его в постижении основ искусства был великий В. Перов. «Часовников,— вспоминал В. Бакшеев,— всегда горячо высказывался за содержание в картине, за то, чтобы зритель, глядя на картины, морально, нравственно совершенствовался, очищался. В группе учеников, среди которой был Часовников, первый номер всегда доставался ему. Во время перемены В. Г. Перов, идя из натурного класса, заходил к нам и, сидя на табуретке, долго рассматривал работу Часовникова...»

Фрагмент воспоминаний другого человека, близко знавшего Часовникова в ту пору. Это наш земляк Я. Д. Минченков, раскрывший в своей книге «Воспоминания о передвижниках» яркую страницу биографии Василия Часовникова — его дружбу с Исааком Левитаном: «В тяжелые дни ученичества, когда Левитану приходилось ночевать под скамьями в Училище живописи и питаться на три копейки в день, он подружился с Часовниковым, очень одаренным и чутким юношей.

Василий Васильевич, находившийся в немного лучших материальных условиях, всячески помогал Левитану, делился с ним куском хлеба, давал бумагу, угли для рисования и оберегал от всяких неприятных случайностей в товарищеской среде. Эти две фигуры при всем своем несходстве имели в себе много общего, олицетворяя веяние времени...».

На родине молодого художника знали об его успехах, и в канцелярии Войскового наказного атамана было решено взять Часовникова на казенный кошт, выделив ему специальную стипендию, если он продолжит учение в петербургской Академии художеств. И там, в столице, живописец заявил о себе наилучшим образом. Он был награжден золотыми и серебряными медалями и, таким образом, получил право за счет казны побывать в Риме, Венеции, Флоренции и других центрах европейского искусства. К сожалению, этой возможностью Василий Васильевич не воспользовался.

Получив диплом академии, он вернулся па Дон, в Новочеркасск, и занялся преподаванием в гимназии и в Атаманском техническом училище. Это была служба, а для души Часовников сделал в те годы большой цикл картин и рисунков на темы далекого прошлого донского края. Названия некоторых работ нам известны но публикации в журнале «Дон» (1887.— № 2): «Старочеркасский собор», «Стоговский хутор» «Кавалькада на озере Веттерн». Последний из названных рисунков навеян легендами о подвиге донских казаков, погибших в сражении со шведами под Нарвой в ноябре 1700 года.

В том же номере журнала «Дон» читаем: «Еще до окончания курса в Академии художеств и в Археологическом институте Василий Васильевич принимал участие в трудах формирования зарождавшегося Донского музея и исторического архива при нем в качестве сотрудника его». Поездки по Дону, предпринятые с этой целью, оказались плодотворными. Тогда были написаны большие полотна в районе Цимлянских городищ, где находится один из интереснейших археологических памятников скифско-сарматской Руси.

Интерес художника к давней истории выразился и в том, что он совершил несколько пеших путешествий по стране, посетив, в частности, монастырь на Валааме. Впоследствии В. Часовиикон закончил монастырские курсы при Казанской духовной академии и принял монашество. Трудно со всей определенностью сказать, что послужило причиной столь резкого поворота в жизни мастера. Его дореволюционный биограф глухо говорит о том духовном кризисе, который привел Василия Васильевича к клобуку и рясе, но все же вынужден признать: «Одаренный от природы высокими качествами честности и безукоризненной нравственности, Часовииков не мог мириться с окружающей обстановкой и давно уже начал искать выход из нее. Под влиянием этого чувства он предался изучению богословия и религиозных вопросов и вел чисто аскетическую жизнь... Душа его стремилась к высшим идеалам религии...»

В 1899 году Василий Часовииков под именем отца Авраамия отправился в Китай в составе русской духовной миссии. Несколько позже, уже в Пекине, Василий Васильевич был возведен в сан архимандрита.

«Оставляя Новочеркасск, — читаем в сборнике «Донцы XIX века»,— отец Авраамий роздал знакомым большую коллекцию своих картин, а остальные поручил продать и вырученные деньги употребить на благотворительные цели... Весь небольшой избыток домашних вещей также был роздан им бедным ученикам Атаманского технического училища и другим». Узнав о решении Часовникова уйти от всего мирского, а значит — и от творчества тоже, Исаак Левитан говорил Якову Минченкову: «Он стоит передо мной... как живой укор совести. Он как бы моя перешедшая в него совесть... Это неразгаданное и грустное, грустное без конца. И как тяжело бывает остаться наедине со своей совестью — так чувствую я себя при воспоминании о Василии Васильевиче».

Образно определил драму Часовникова хорошо знавший его продавец писчебумажного магазина в Новочеркасске: «...На себя как бы, в некотором роде, руки наложил». Здесь будет уместно напомнить о гибели в молодом возрасте живописцев Андрея Жданова и Леонтия Часовникова. Казалось, конца не будет этим несостоявшимся судьбам, но уже была в зените слава Николая Дубовского, а вслед за ним шли Илья Машков, Иван Крылов, Митрофан Греков — целое созвездие талантов, рожденных Донской землей.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Донцы XIX века. — Новочеркасск, 1907. — Т. 2. — С. 1-3.
  2. Художники земли Донской: Каталог выставки / Вступ. ст. Ю. Немирова. — Ростов н/Д, 1980. — С. 8-10
  3. Плевакин Б. Был и я среди донцов. — М.: Современник, 1985. — С. 46-55.
  4. Плевакин Б. Исчезнувшие картины // Дон. — 1979. — № 8. — С. 188-191.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июнь 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

150 лет со дня рождения Мануила Христофоровича АЛАДЖАЛОВА (1862—1934), живописца, уроженца Нахичевани-на-Дону. Преподавал в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902—1918). Участвовал в выставках Московского товарищества художников, Союза русских художников, «Мира искусства», Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств и других. В Ростовском областном музее изобразительных искусств хранятся его работы «Задворок» (1910), «Село ночью» (1910), «Усадьба за деревьями» (1914).

Художники народов СССР. Т. 1. С. 83;
Рязанов В. От первого приюта до наших дней : из истории изобр. искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д : Ковчег, 2011. С. 21-23;
Живопись. С. 50.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"