Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 
Искусство Дона
Изобразительное искусство Ростовской области
Художники Дона
Валерий Васильевич Рязанов

МАСТЕР ЭКСЛИБРИСА АЛЕКСАНДР СИЛИН

Коллекционеры-книжники, разыскав в букинистическом магазине какое-либо редкое издание, иногда на внутренней стороне переплета обнаруживают наклеенный ярлычок в виде миниатюрного графического рисунка с именем прежнего владельца книги. И если этот рисунок несет в себе черты высокой художественности, а имя прежнего хозяина известно широко, а то и знаменито, то данное издание для библиофила становится вдвойне ценным. Выдающийся русский художник и историк искусства А. Н. Бенуа говорил, что «экземпляр книги, снабженный экслибрисом, теряет свой безличный характер, он становится известной «персоной».

Книжный знак — экслибрис (с латинского — «из книг») в России появился в самом начале ХVIII в. и в своих первых образцах носил геральдический или гербовый характер. Расшифровывая в рисунке набор деталей и символов, можно было узнать каким титулом обладал владелец библиотеки, каких высоких милостей или наград он был удостоен или каков был его родовой девиз. В следующем XIX столетии, как и в начале XX в., доминируют декоративно-орнаментальные или сюжетные композиции, которые уже редко напоминают о сословии хозяина книги, но все больше рассказывают о его духовных интересах и привязанностях. Особо яркого развития в России экслибрис достигает на грани XIX и XX столетий, когда в этом жанре графики работали такие крупные русские художники, как А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский, В. Фаворский, С. Чехонин и др.

Что же касается Дона, то в плане затронутой нами темы сегодня хотелось бы вспомнить еще одно имя прекрасного художника, к сожалению почти забытого, но очень талантливо проявившего себя в жанре книжного знака еще в 20-е гг. Это широко известный в художественной среде Ростова первых десятилетий XX в. художник и искусствовед Александр Дмитриевич Силин (1883-1942). Его родиной была Москва, где он окончил гимназию и филологический факультет университета, но, будучи с юности увлеченным искусством, Силин получил еще и художественное образование в рисовальных классах Строгановского училища и частных школах известных русских живописцев — К. Ф. Юона и В. Н. Мешкова.

В начале века репродукции с произведений А. Д. Силина можно было встретить в московских журналах «Золотое Руно», «Орфей», а «Весы» почти целиком посвятили работам художника один из своих номеров за 1907 год.

В Ростове-на-Дону, продолжая заниматься творчеством как график и театральный художник, Андрей Дмитриевич с 1918 г. ведет также активную педагогическую деятельность, читая лекции по истории мирового искусства и теории рисования в художественных школах, в Донском археологическом институте и в Северо-Кавказском университете. По свидетельству ростовских художников, учившихся у Силина, будучи человеком большой общей культуры и эрудиции, Александр Дмитриевич вызывал неизменное восхищение своими лекциями у аудитории.

В начале 20-х гг. Силин-график много работает в области экслибриса, но увлечение историей книжного знака, очевидно, пришло к нему раньше. Об этом можно судить по вышедшему в 1918 г. в Петроградском книжном кооперативе «Петрополис» уникальном издании (всего 200 нумерованных экземпляров) «Книжные знаки». В нем кроме вклеенных экслибрисов приводятся очень ценные сведения по литературе, посвященной истории и эволюции экслибриса, а также информация об известных частных библиотеках второй половины XIX и начала XX столетия и о художниках, исполнявших для них экслибрисы. Вступительная статья к этому изданию подписана монограммой с инициалами Силина — «А. С.».

В 1926 г. тиражом 250 экземпляров ростовская типография крайполиграфшколы издает небольшой альбом с экслибрисами самого Александра Дмитриевича. При знакомстве с ними сразу невольно обращаешь внимание на стилевую эрудицию их автора. В совсем небольшого размера графических листах, искусно выполненных пером и тушью, можно найти отголоски традиций европейской средневековой гравюры с ее основательной проработкой детали, с ритмическим филигранным штрихом и классическими персонажами своего времени — чернокнижником, алхимиком, Мефистофелем (знаки Ф. М. Удалова, П. В. Сивкова, А.С. Житомирского). А вот иной графический ход — изломанные нервные линии рисуют облик глубоко страдающего, внутренне надломленного одинокого Пьеро (из книг О. И. Сокрановича). Но есть среди знаков и подлинно лирические сюжеты, выполненные в ясной спокойной пластической манере, созвучной образному замыслу — передать атмосферу той эмоционально-эстетической среды, которая наиболее близка его герою (экслибрис Н. Г. Радопулос).

Среди имен, встречаемых на книжных знаках А. Д. Силина, есть достаточно известные в прошлом на Дону, например, профессор А. М. Евлахов — член редколлегии газеты «Приазовский край» — автор обзорных статей и рецензий на художественные выставки; И. Б. Березарк — псевдоним литератора Ильи Борисовича Рысса, учившегося в Ростовском университете, знавшего Максимилиана Волошина и бывавшего у него в Коктебеле, а также экспонировавшего свои графические произведения на выставках Ростово-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств (1918 г.). В его знаке очерченные угловатыми силуэтами упоенно углубленные в чтение женские фигурки заставляют нас вспомнить экзальтированное искусство европейских художников-экспрессионистов начала XX века. Но надо полагать, автор экслибриса хорошо знал круг интересов и настрой душевных струн тех, для кого он создавал эти графические новеллы.

Произведения А. Д. Силина представляли российское искусство экслибриса в 1928 г. на международной выставке в Лос-Анжелесе, в 1937 г. состоялась персональная выставка художника в Москве. В фондах Государственной Третьяковской галереи хранятся две графические работы Силина, в коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств также находится одно произведение этого разносторонне одаренного человека, сыгравшего свою заметную роль в истории художественной жизни нашего края.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Март 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"