Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Литература Дона / Жизнь и творчество донских писателей

Лидия Ивановна Краснокутская

ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КРИТИКОВ 30-Х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ

В 30-е годы XX века на страницах политико-экономического, литературно-критического и публицистического ежемесячника Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, горских и красноармейских депутатов «Революция и горец» развернулась дискуссия об отношении к классическому наследию русской литературы.

Речь шла, прежде всего, о писателях, которые были на Кавказе, соприкасались с местным населением, изучали обычаи, нравы, писали на кавказскую тематику.

Одна из публикаций «Лев Толстой и горцы» (по поводу книги Тахо-Годи «Лев Толстой в Хаджи-Мурате») Ислама Карачайлы (псевдоним писателя Ислама Хубиева) была помещена во втором номере журнала «Революция и горец» за 1930 год.

Автор книги «Лев Толстой в Хаджи-Мурате» — известный дагестанский ученый, политический и общественный деятель Алибек Алибекович Тахо-Годи, первый комиссар народного образования Дагестана с 1922 по 1929 г. В 1929 г. он был переведен на работу в Наркомпрос СССР. Параллельно читал лекции по кавказоведению в МГУ и в пединституте им. Ленина. Профессор, автор учебника по античной литературе, знаток французского языка, Алибек Тахо-Годи 9 октября 1937 г. был арестован по обвинению в пантюркизме и тюркофильстве, в 1956-м — реабилитирован и полностью оправдан. Его оппонентом выступает не менее выдающаяся личность — кавказский журналист, борец за просвещение горцев Кавказа Ислам Карачайлы. Он занимал должность ответственного секретаря журнала «Революция и горец» со дня выхода и до прекращения его издания (1928 — 1933). В каждом номере печатались его статьи, посвященные истории, культуре, образованию, социалистическому строительству на Северном Кавказе. Он был одним из первых, кто принимал непосредственное участие в становлении карачаевской письменности и печати, являлся редактором первой газеты на карачаевском языке — «Таулу джашау» («Горская жизнь»), а также республиканской газеты «Горская жизнь» (на русском языке), автором первых учебников для школ грамотности. «Литературная энциклопедия», характеризуя творчество И. Карачайлы, писала: «Карачайлы — автор нескольких критических работ о Пушкине, Льве Толстом, Лермонтове и др., вносящих существенные коррективы в оценку творчества этих классиков как «певцов Кавказа». В 1937 г. также был репрессирован и затем расстрелян.

Впервые работа А. А. Тахо-Годи «Лев Толстой в «Хаджи Мурате» была опубликована в журнале «Новый Восток» (1929, №26-27). Редакция, предваряя публикацию, заявляла о своем несогласии с авторской позицией в том, что «...автор ставит знак равенства между деспотизмом Шамиля и Николая Первого. Поскольку Шамиль возглавлял борьбу горцев Чечни и Дагестана за независимость, сыгравшую объективно революционную роль, вряд ли возможно установление знака равенства между ним и Николаем Первым». Ислам Карачайлы, соглашаясь с редакцией, проводит критический анализ работы А. А. Тахо-Годи.

Основной его контраргумент состоит в том, что сочувствие и симпатии к своему герою Толстого не говорят о симпатиях писателя к горцам: «Ни о каких особых симпатиях Толстого к горцам и их борьбе не приходится говорить. Только напрасно обо всем этом не сказал ни слова тов. Тахо-Годи».

Анализируя книгу А. А. Тахо-Годи, Ислам Карачайлы пишет: «Мы любуемся им потому, что он со всеми его внутренними переживаниями, кризисами, страстями и порывами великолепно подан Толстым... выношен им до мельчайших деталей, продуман и прочувствован в тайных, ни для кого недоступных лабораториях своего гениального автора. Но нам, горцам, знающим, что Толстого когда-то называли совестью великого народа... нам недостаточно, что Толстой художник, бунтарь и мятежник в потенции, сочувствует бунтарю и мятежнику в действительности, вовсе не ломая головы над вопросом: каким же богам, в конечном счете, служит Хаджи-Мурат? Нам бы, горцам, хотелось, чтобы Толстой-моралист, Толстой-человек, Толстой-«пророк» и «праведник» высказал свое отношение к борьбе между горскими народами Кавказа и «колоссом на глиняных ногах», дореформенной, крепостнической Россией — Россией Николая I...

Мы хотели бы слышать из уст великого Толстого слова осуждения не войн вообще, не убийств вообще, не насилия вообще, а осуждения столетней горско-русской войны (с признанием в ней правоты горцев), осуждения массового истребления горских племен, осуждения той системы насилия и грабежа, которую... установила в начале 60-х годов над уцелевшими остатками горских племен крепостническая Россия».

Далее автор задается вопросом: законно ли предъявлять к писателю такие требования?

И отвечает утвердительно, поскольку Л. Н. Толстой был на Кавказе в молодые годы артиллерийским офицером сражался с горцами.

Заканчивая свою критическую статью, Ислам Карачайлы сожалеет о том, что Тахо-Годи не воспользовался правом поднять затронутые вопросы. «Но даже независимо от тех или иных недочетов работы — Лев Толстой в «Хаджи-Мурате» — ... нужно приветствовать появление на свет первой работы о Толстом, принадлежащей исследователю-горцу...», и выражает надежду, что «последующие работы исследователей-горцев о великих русских писателях, которые не всегда играли достойную их роль в отношении горцев и Кавказа, охватят все «больные» и «проклятые» вопросы... на которые идущие нам на смену поколения горцев, безусловно, захотят получить ясные чеканные ответы, не допускающие двусмысленности толкования».

Эти вопросы поднимает секретарь Чеченского обкома ВКП(б) Ефрем Алексеевич Эшба в книге «Асланбек Шерипов», но вместо «нахождения на них собственного ответа... соглашается с Толстым и другими...». В статье «О художественной интуиции и проникновении» [Революция и горец. — 1930. — № 3. — С. 69-75. – ред.], посвященной книге Е. Эшба, И. Карачайлы осуждает «усыпительную, сугубо некритическую, пропитанную слишком большим доверием, оценку значения этих [Пушкин, Лермонтов, Толстой] классиков...» публицистом-марксистом, горцем, который пишет о значении великих русских классиков для революционного воспитания горской молодежи. Виной этому, считает И. Карачайлы, авторитет и наследие великих русских классиков.

Анализируя положение дел в литературе 30-х гг. XX в., автор уверяет: «Если бы не было известных традиций, оставленных Пушкиным, Лермонтовым, Толстым в изображении горцев, то писатели второй величины не смели бы трогать горцев, повторять искажения, допущенные классиками...».

Знакомство с этими статьями дает нам представление о неоднозначном восприятии творчества Л. Н. Толстого в нашем регионе в 30-е гг. прошлого века. Обращение к статьям И. Карачайлы не ставит цель утвердить или оспорить его взгляды на отражение кавказской темы у Толстого, а воспринимается нами как данность.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

55 лет СПК «Киселёвский» Заветинского района (1957).

И лишь ковыль о прошлом всё звенит... С. 129-131.

123

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"