Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Литература Дона / Жизнь и творчество донских писателей

ВЕЧНЫЙ РАЙ ИВАНА КОЛОДКИНА

Об этом человеке ничего нельзя сказать однозначно. Свойства личности и характер его дарований таковы, что можно только принимать или не принимать.

Всмотритесь внимательно в его лицо и прибавьте два метра роста, импозантной внешности казака-старообрядца да эксцентричное поведение большого ребёнка. За этой необычной «обёрткой» прячется ранимая душа поэта, глубинная мудрость, помноженная на интуицию и обширные знания истории Древней Руси и казачества.

Творческая натура Ивана Ивановича Колодкина формировалась в трудные послевоенные годы, во времена гонений на всякое инакомыслие. Слово «казак» имело свою негативную политическую нагрузку. Сначала всё как у всех: после школы работа на железной дороге и строительстве. Три года службы связистом в армии. Окончил истфак пединститута и 15 лет отработал сельским учителем в Тацинском, Морозовском и Обливском районах. Но совсем некстати занялся историей казачества и фольклором, за что и получил «белый билет» на преподавание в школе и поднадзорность. Затюканный земляками, не понимающими, почему такой огромный мужик нигде не работает, а собирает горшки, отринутый от общественной жизни, Колодкин превратился в того Колодкина, которым сейчас является. Чудак и матерщинник, в старой казачьей шинели, папахе и огромных стоптанных сапогах, смотрящий на мир то с недоверием и хитростью, шитой белыми нитками, то с безудержным восторгом и любовью.

Здание Мира Ивана Ивановича Колодкина стоит в окрестностях хутора Богураева. (Название хутора также сыграло свою роль в его мировосприятии). В его столетнем усадебном курене собраны реликвии казачьего быта, старинные книги, фото… Фундаментом Мироздания являются Митькин бугор, горы Гребенные и Перенятная (Пирамидальная) с Караулом. Рождение мира и его народов, кочевые и караванные пути, военные походы и великие битвы — всё происходило здесь — в междуречье Донца и Лихой.

Иван Иванович Колодкин вводит читателя в мир, в котором зачарованная степь переживает времена года, встречает зарю, радуется солнышку и прислушивается к шорохам ночи. В его родном хуторе оживают и очеловечиваются даже тапочек (чирик) и пустой горшок. Заговорили свеча и старый казан, дым из трубы. В их речах есть потаённый смысл бытия, некий отзвук древнего знания о главном.

В лестовках Колодкина есть две особенности, бросающиеся в глаза неподготовленному читателю. Первая — использование местного диалекта и казачьего фольклора. Если вы не жили среди казаков, то поверьте на слово: именно так говорят в наших хуторах. И слава Богу, что в лестовках Ивана Ивановича сохраняются слова, уходящие из обихода под давление новообразований, интернет-сленга и канцеляризмов.

Вторая — написание обычных слов посредине предложения с заглавной буквы. Не по правилам. Но автор пользуется правом передавать своё чувство слова, подчёркивая его значимость различными приёмами, в том числе и визуальными. Есть в этом доля почтительности к Слову.

В живописи в жанре примитивизма работали большие мастера, ставшие классиками. Лёгкий налёт наивного преклонения перед прекрасным присутствует и в лестовках Колодкина, и вызывает ответное чувство в ещё не успевших зачерстветь душах.

Но не только детская радость и удивление мистериям природы есть в лестовках. В них чувства и мысли зрелого человека, много чего знающего о своём предназначении.

Людмила Сафонова

ВЕЧНЫЙ РАЙ [1]

Всякий Закон — не Закон.
Закон не нужен Человеку.
Человеку дарована Господом
Жизнь.
И Господь не мог
Прежде явления в Мир
Человека
Не навести на Земле
Порядок.
Господь устроил всё
Для Жизни Человека.
Устроил всё грамотно,
Гармонично, подвижно, ярко,
Красиво.
Это был Рай.
Человек же, имея
Зависть и Злобу,
Стал уродовать Землю
И всё, созданное для него Богом.
Лицо земли стало изменяться.
Стал сохнуть Сад Господа.
Земля остаётся
В прежних границах.
Но Заветный сад
Всё убывал и убывал.
Наконец, он стал
Совершенно незначительным.
И тогда Господь
Решил оставить попечение
О Саде Земном.
Но, скорбя о Детях своих,
О Человеке,
Он научил Человека
Жить в пустыне,
Иметь Сад в Сердце своём.
Маленький Сад,
Но Великий.
При Рождении
Любящий Господь
Каждому даёт
Свой Маленький Сад.
Даёт Семена и Саженцы.
И кто трудится,
Тот и на разорённой Земле –
В тени райского Сада.
Сад Этот цветёт Зарёю,
Он осыпан Звёздами,
Как Утренней Росой.
В нём шуршание прибоя
И звон хрустального ручья.
В нём цветы Юных Сердец,
Васильки весёлых глаз,
Чудное пение и стрёкот.

14.07.95 до полудня

О читающий! Не погуби Рай, дарованный Господом! Человек, не погуби Рай в своём сердце, как погубил Рай на Земле Народ!

ПРИМЕЧАНИЕ
  1. Стихотворение, не вошедшее в книгу И. Колодкина «Лестовка» (Ростов н/Д, 2003).


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

55 лет СПК «Киселёвский» Заветинского района (1957).

И лишь ковыль о прошлом всё звенит... С. 129-131.

123

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"