Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Языкознание. Донской фольклор / Ростовская область

Анатолий Иванович Агафонов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДОНСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Памяти Бориса Николаевича Проценко

Духовная культура населения Донского края остается одной из слабоизученных проблем российской истории. Выход в свет монографии (Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы (Ростов н/Д, 1998) Бориса Николаевича Проценко (1948-2003 гг.) восполняет многие пробелы в исследовании казачества как феномена российской и мировой истории и является важной вехой в понимании этнокультурных процессов, протекавших на южных окраинах Российского государства.

В отечественной науке сложились определенные подходы и традиции в изучении народного творчества, поэтому выбор Б. Н. Проценко фольклора как составной части духовной культуры донского казачества в качестве объекта исследования не случайный. Автор впервые обратился к этой теме в 80-е гг., имея большой собственный опыт, опирается на достижения своих предшественников, помощь коллег и учеников в собирании, описании и анализе заговоров, примет, поверий, оберегов, приемов народной медицины. Из всего многообразия тем Б. Н. Проценко выделил историко-культурные аспекты, связав их с возрождением казачества в стране, необходимостью совершенствования и укрепления междисциплинарных исследований. На наш взгляд, значение исследования ученого значительно шире. Оно не только закрыло большую лакуну в изучении фольклора донского казачества, но и в сравнительно-историческом контексте позволяет говорить об общих и особенных чертах развития казачества и крестьянства России, славян Восточной Европы и других народов мира.

Впервые в донской и российской историографии и фольклористике полно и обстоятельно представлена духовная культура казачества. Автор исследовал ее исторические корни, показал ее эволюцию под влиянием социально-экономических и политических процессов, протекавших в стране и Донском крае. Такой подход позволил также показать, как в донских реликтах отражался менталитет этноса, менялась в его сознании картина окружающего мира, что сохранилось «от веку». Необходимо отметить глубокое уважение Б. Н. Проценко к источникам информации — знахаркам, шептухам и разным «бабушкам», бережное отношение ученого к собранным материалам, сохранение их орфографии и синтаксиса, передачу фонетического звучания, т. е. неповторимого разговорного колорита, характерного для донской народной речи.

Публикации заговоров, оберегов, народных примет, поверий, описаний приемов народной медицины предшествует большое научное введение, в котором автор излагает свое видение темы, историю изучения вопроса, исследует происхождение и функциональное назначение отдельных видов фольклорного жанра, объясняет ритуальные действия, связанные с ними. Б. Н. Проценко поддерживает точку зрения академика Н. И. Толстого на языческое происхождение заговоров, незначительное влияние на них христианской традиции, что подтверждается и собственными исследованиями собранного эмпирического материала. Вместе с тем нельзя полностью отрицать связь языческих заговоров с православием и другими конфессиями. Она, на наш взгляд, проявлялась, во-первых, в целевых установках — влиянии на эмоционально-образное восприятие человеком прошлого и настоящего, формирование у него определенных представлений о будущем, во-вторых, схожести выполнении обрядов и отправлении христианских и других культов, т. е. обращение к деятельно-вещной форме реализации поставленных задач.

Важное место в работе отводится характеристике композиции различных видов фольклора, что позволяет не только анализировать содержание текста, но производить его реконструкцию, опираясь на новейшие достижения в области изучения устного народного творчества. В этом отношении возможности исследования донского фольклора не исчерпаемы. Одним из плодотворных направлений, по нашему мнению, является анализ структуры композиции, т. е. связей между различными ее частями, а также вне ее — историко-психологического пространства, «сопровождения» фольклора.

Обширный материал располагается в монографии по жанрам и функциональному назначению. Основное место занимают заговоры, как наиболее распространенные и часто встречающиеся в составе донского фольклора, являющиеся составной частью народной медицины. Они выделяются полнотой состава, организованностью частей, относительно развитой сюжетной линией и разнообразием элементов, возможностью обозрения всего заговорного знания. Поэтому так обстоятельно рассматривается автором сюжетная часть заговоров, где присутствуют пространство и время, человек и окружающий его растительный и животный мир, мифические образы и силы. Все они, по мнению Б. Н. Проценко, не являются статичными элементами, наоборот, они динамичны, противоборствуют, составляют содержание действия, направленного на получение предполагаемого результата.

Вначале исследуются заговоры и обереги общего, а затем специального назначения, например, сохранение «от всего», от недугов, внезапной смерти, или от выпадения волос, бородавок, различных болезней, от воров, от пули, суда и т. д. Материалы сопровождаются авторскими примечаниями, комментариями и словарно-грамматическими справками, которые разъясняют «темные места» в тексте, в исполнении заговоров и обрядов, помогают читателям понять их назначение, глубже проникнуть в содержание описываемого процесса. При этом Б. Н. Проценко показывает, что на протяжении веков происходит определенная деградация донских заговоров, она коснулась прежде всего вербальной (словесной, содержательной), а затем и вещно-акциональной (действенной, процедурной) части. В этой связи большое значение приобретают сохранившиеся в народной речи и записанные во время диалек-тологических экспедиций архаизмы, которые позволяют проследить изменения в менталитете казачества.

В течение многих столетий народная медицина занимала важное место в жизни казачества, она являлась подчас единственной возможностью и формой лечения населения. Казачество, находясь на перекрестке цивилизаций, сформировало свою уникальную природную аптеку, создало приемы и методы лечения ран и болезней, закрепило медицинские знания в опыте и определенной системе представлений, которые передавались из поколения в поколение. Однако долгое время они оставались на периферии научного исследования. Обращение Б. Н. Проценко к этой теме в контексте духовной культуры казачества является важным этапом ее изучения, может служить, по нашему мнению, началом специального и систематического исследования народной медицины Донского края. В монографии представлены народные средства (растения, отвары, растирки, продукты питания и т. д.) и способы лечения болезней. При этом автор, не являясь специалистом в области медицины, не стремится комментировать их, он излагает только фактический материал, т. е. какие лечебные средства и с какой целью они применялись и применяются народными целителями. Большую помощь в освещении проблемы оказывает словарь донской народной медицины, помещенный в приложении.

Огромный и малоисследованный пласт казачьей духовной культуры представляют поверья и приметы. Поверья о предметах, пище, времени, животных и птицах, о жизни и смерти, приметы о погоде тесно связаны с различными этапами жизни казаков, они, по мнению Б. Н. Проценко, отражение их природного сознания. Тем больший интерес вызывают разделы монографии, посвященные этой теме. Автор ограничивается публикацией текстов, подчеркивает, что они — верхушка айсберга. Проблема только обозначена, требуется еще большая собирательская и научно-исследовательская работа, результаты которой должны занять достойное место в истории донской духовной культуры.

В этой связи весьма важной и своевременной является Памятка собирателю заговоров, оберегов, рецептов народной медицины. Ученый делится своим опытом, рассказывает об условиях работы, возможностях выявления информации, показывает основные приемы ее обработки и анализа. Можно надеяться, что дело Б. Н. Проценко будет продолжено его учениками и коллегами, а изучение духовной культуры донского казачества не завершится только его прекрасной монографией.

Собранные ученым материалы по истории духовной культуры донского казачества - заговоры, обереги, поверья, приметы, народная медицина, его идеи получили широкое признание специалистов — филологов и историков, краеведов, любителей донской истории, они еще долго будут предметом обсуждений и тщательных научных исследований.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

80 лет Павлу Михайловичу ГОРЯГИНУ (1932), капитану, полному кавалеру ордена Трудовой Славы. Трудился в рыбколхозе «15 лет Октября» Цимлянского района (1955-2001). В Цимлянске на Аллее Героев установлен бюст.

Герои труда Дона. С. 466;
Сивашов Н. Рыбак - легенда не только Цымлы // Придонье. 2010. 10 апр. С. 1, 2;
Павлов Н. Его рыбацкое счастье / фото автора // Придонье. 2007. 12 апр. С. 1;
Кувшинова Л. Горягин - имя известное // Придонье. 2007. 7 апр. С. 3.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"