Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Культура Дона / Памятники истории и культуры Ростовской области

См. также раздел: "История города Ростова-на-Дону"

Евгений Вениаминович Мовшович

ЕВРЕЙСКИЕ КЛАДБИЩА РОСТОВА-НА-ДОНУ — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Самое первое или Старое еврейское кладбище возникло в Ростове-на-Дону к концу первой четверти XIX в., когда уже сформировалась достаточно большая и стабильная еврейская община. Это было, по классификации М. Б. Краснянского и А. Г. Парецкого, 7-е кладбище города на левом берегу реки Темерник близ кожевенного завода. Ныне его территория располагается под винодельческим заводом и кожобъединением севернее ул. Сиверса, западнее Гвардейской площади и юго-восточнее Железнодорожной больницы, построенной в северной части заросшего травой и бузиной Максимового сада.

В конце XIX века, после 1894 года, М. Б. Краснянский смог обнаружить на этом, закрытом с 1871 года, кладбище надгробные плиты и памятники, датированные 1838—1871 годами. Как отметил М. Б. Краснянский, во время еврейских погромов 1905 года черносотенцы сожгли еще сохранившиеся деревянные памятники. Позже Старое еврейское кладбище было завалено мусором, а затем застроено.

В другой, более поздней работе М. Б. Краснянский указал на то, что в Ростове-на-Дону существовало еще одно старое еврейское кладбище, но видимо, очень малое. Оно было на возвышенном месте рядом с построенной в середине 30-х гг. нашего века школой № 23 (ныне № 80) на углу ул. Пушкинской и пер. Журавлева. В конце XIX века М. Б. Краснянский еще смог обнаружить на его месте могильные плиты, датированные 1838—1855 годами. Так, здесь были похоронены купец Абрам Микульский (умер в 1838 г.), Рахиль-Лея Лазаревна Елицер (умерла 15 сентября 1852 г.) и Симха Самуилович Вейнберг (скончался 1 апреля 1855 г.).

Поскольку на Старом еврейском кладбище уже не осталось мест для захоронения к середине 60-х гг. XIX века, Ростовская городская дума по просьбе Комитета по еврейским делам от 21 января 1865 года выделила участок земли для нового Еврейского кладбища менаду городским училищем (ныне Институт повышения квалификации учителей), ул. Лермонтовской, № 14, пер. Доломановским, № 79, и ул. Скобелевской (теперь Красноармейской), № 1, западнее Главного или Старого христианского кладбища (сейчас над ним стоят Дворец спорта и школа № 78). Еврейское кладбище является, по классификации М. Б. Краснянского и А. Г. Парецкого, 9-м кладбищем города. На дореволюционных планах города показаны места, которые занимали оба еврейских кладбища.

Еврейское кладбище, по-видимому, начало действовать в конце 1867 года, поскольку в отчете Духовного правления Ростовского еврейского общества за октябрь-декабрь 1867 года указаны расходы на ограду для «нового» Еврейского кладбища, хотя М. Б. Краснянский обнаружил в конце XIX века самую старую могилу на этом кладбище, датированную только 1871 годом. Он обратил внимание на то, что для этого кладбища, как и для Старого еврейского кладбища, характерны памятники в форме миниатюрных домиков с надписью на передней стенке. Еврейское кладбище было закрыто в 1923 году. После долгого периода запустения оно в 1938—1940 гг. постепенно начало застраиваться. Ныне его не существует, как и еврейского молитвенного дома у входа на кладбище со стороны Скобелевской ул., № 1 (в 1928 году — ул. Красноармейская, № 1 б). В 1935 году Молитвенный дом национализирован. Теперь на месте кладбища стоят жилые дома на северной стороне Гвардейской площади и Управление культуры.

Родственники некоторых похороненных здесь людей, узнав о предстоящем уничтожении кладбища, тайно перезахоронили прах своих близких на существующем до наших дней Новом еврейском кладбище. Так, по свидетельству М. А. Красникова, был перезахоронен прах известного ростовского купца Я. С. Гурвича. Как теперь известно, было тайно перезахоронено и тело, не превратившееся в прах (по свидетельству очевидцев), жившего в Ростове-на-Дону с 1915 года выдающегося еврейского религиозного деятеля 5-го Любавичского Ребе Шолом-Дов-Бера Шнеерсона (1860—1920). Ныне над его могилой на юго-восточном углу Нового еврейского кладбища сооружен склеп усилиями хасидов, хранившими память о нем. Этот склеп является священным местом для многих хасидов во всем мире.

Новое еврейское кладбище расположено восточнее Братского и Магометанского кладбищ на северной стороне ул. Текучева. По воспоминаниям М. А. Красникова, оно открылось в 1922 году. В марте 1971 года решением Ростовского горисполкома оно было закрыто (последние похороны состоялись 15 января 1971 года). Однако в сентябре 1997 года усилиями Ростовского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и др. оно вновь было открыто для подзахоронения близких родственников. Первым был похоронен известный ростовский журналист Соломон Самуилович Гурвич (1917—1997 гг.).

На Новом еврейском кладбище находятся могилы многих известных ростовских евреев — общественных, религиозных деятелей, ученых, деятелей культуры и др. Несмотря на разрушение немалого числа старых памятников, здесь сохранилось множество интересных еврейских надгробных памятников, заслуживающих специального изучения. Кроме того, систематическое исследование памятников Нового еврейского кладбища может дать интересный материал по истории еврейской общины Ростова-на-Дону.

Среди памятников религиозных деятелей на кладбище, которые хотелось бы выделить, надгробные плиты двух ростовских раввинов. Одна из них лежит на могиле Авраама-Хаима Беньяминовича-Исара Каценеленбогена (умер 30 сентября 1932 г.), послереволюционного хасидского раввина. Вторая на могиле Шая-Меера Зусмановича (Зусиловича?) Ароновича (5 мая 1880 — 8 октября 1960 гг.), первого послевоенного раввина Ростова-на-Дону (1944—1960).



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Июль 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

130 лет со дня рождения Владимира Васильевича ДОБРЫНИНА (1882–1938), полковника Генерального штаба, уроженца станицы Заплавской Октябрьского района. Выпускник Донского Императора Александра III кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища, Николаевской военной академии. Участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. В августе 1918 года вернулся на Дон. Начальник разведовательного, затем оперативного отдела штаба Донской армии. В эвакуации – с 1920 года. Член Союза Донских артиллеристов. Добрынин – автор книги «Военное напряжение и жертвы Донского казачества в борьбе с большевиками» (Прага, 1928) и статей о жизни военной эмиграции.

Незабытые могилы. Т. 2. С. 393;
Рутыч Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии... С. 110-111.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"