Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Культура Ростовской области / Клубы. Самодеятельные объединения Дона

Людмила Николаевна Перепеч

ПОКА ЦВЕТУТ ТЮЛЬПАНЫ…

Дмитрий Иванович Прийма, руководитель Сальской районной киностудии, режиссер

Его называли энтузиастом культурного фронта: отдал он самодеятельному искусству на целинской и сальской земле 50 лет. Человек незаурядный: и директор Дома культуры, и режиссёр народной киностудии, и постановщик танцев, пьес, и руководитель хора; баянист, художник, фотограф… В газетах печатал стихи, очерки, рассказы, в которых делился мыслями о воспитании, о политике, на житейские темы…

Родился Дмитрий Прийма в селе Шаблиевка Сальского района в семье, в которой росло пять ребятишек. Спасаясь от голода в 1933 году, родители переехали на 10-е отделение зерносовхоза «Гигант», а в 1939-м — в новый совхоз «Целинский».

Парня завораживали гармошка и баян. Дмитрий Иванович вспоминал: «В нашем роду не было детей с музыкальным образованием. Значит, выродком стал я…». Так он о себе говорил с юмором, а стал первым парнем на деревне. Выучил на слух польку, краковяк, страдания, «Выйду ль я на реченьку», тустеп, вальс, гопак, — под эту музыку в то время танцевали. А обучал его игре на гармошке Комаров, бухгалтер по профессии и гармонист-виртуоз. Митя учился игре бесплатно, да играл так, что когда в восьмидесятые встретил подружку юности Груню, та вспомнила:

– Митя! Как здорово ты играл! Я помню твою гармошку до сих пор. Идём мы с дойки, ты играешь, а я плачу, не могу удержаться…

На отделении, где жила его семья, вечерами в клубе под гармошку Дмитрия танцевала молодёжь. А когда киномеханик на бричке с косолапым мерином привозил кино, тогда ещё немое, Дмитрий своей игрой сопровождал кино.

Именно тогда Прийма приобщился к сцене. В сельском клубе выступал в «живой газете» с пирамидами и в самодеятельных спектаклях-миниатюрах. Здесь, ещё в школьные годы, он встретил первую любовь…

В армию Дмитрия призвали 17 октября 1941 года. Обучался он в 202 отдельном сапёрном батальоне в Свердловске.

Дмитрий Иванович попал на Волховский фронт весной 1942 года. Был ранен в ногу, лечился в госпитале города Боровичи. Там, в выздоравливающем батальоне, переквалифицировался в миномётчики. С сентября 1942 года снова на фронте, в 38 стрелковом батальоне. Прошёл курсы снайперов. Затем воевал в 930 стрелковом полку; и снова ранение, от которого лечился в ленинградских госпиталях. Войну он закончил в декабре 1945 года в 1269 полку в Курляндии, где держали 30-титысячную группировку немцев до окончания войны, и был демобилизован из армии как нестроевик по причине потери слуха. А вернулся домой — с трофейным баяном!

Награды Дмитрия Ивановича — орден Отечественной войны 2-й степени, две медали «За отвагу» (одна нашла героя через 10 лет), медаль «За Победу в Великой Отечественной войне» и юбилейные.

С 1946-го по 1974 год Прийма заведовал клубом в совхозе «Целинский», ездил с агитбригадой по полям, фотографировал передовиков для Доски почёта, организовывал праздники. Поняв, что ему не хватает знаний, он поступил учиться заочно в Ростовское культпросветучилище (окончил его в 1959 году).

По совету культработника П. П Матушкина Прийма переехал в зерносовхоз «Гигант». Некоторое время он преподавал в сальском филиале Ростовского училища культуры, многие годы работал в селе Сандата Сальского района режиссёром-постановщиком. Селяне до сих пор помнят его спектакли (вот некоторые: комедии Я. Ялунер «Житейская история», Н. Карпенко-Карого «Мартын Боруля», А. Софронова «Летят женихи», О. Позднеева «Прощание с любовью», трагикомедия А. Макаёнка «Трибунал», музыкальная комедия Г. Квитки-Основяненко «Сватання на Гончаривци», драма А. Салынского «Барабанщица», пьеса-сказка Л. Филатова «Федот стрелец — молодой удалец», пьеса В. Владимирова и К. Рацера «Дачный роман»).

Было время, когда придавалось большое значение народным театрам, народным киностудиям: они показывали красоту и талант российской глубинки. И Дмитрий Иванович как человек увлечённый и талантливый ставил спектакли и создавал любительские фильмы, причем сценарии писал сам.

Он вспоминал, как однажды его вызвали в отдел культуры и показали новенькую кинокамеру: «Может быть, попробуешь?» Он прочитал инструкцию и, уехав в село, запечатлел пахоту, внесение удобрений, вывоз навоза, сбор урожая… И на областном конкурсе получил за свой фильм третью премию. Однако к творческой удаче его не относил. Вторая его серия — «Хлеб» — стала лучшей кинолентой на областном конкурсе и была отмечена дипломом первой степени и фотоаппаратом «ФЭД».

На Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности 21-23 января 1974 года в Москве Дмитрий Иванович единственный представлял Ростовскую область; он повёз в Москву фильмы «Когда цветут тюльпаны» и «Настино сердце». Фильмы продемонстрировали по центральному телевидению в передачах «Объектив».

Фильм «Когда цветут тюльпаны» не только о красоте Сальской степи, но и о людях… Тюльпан цветёт только неделю. Замысел режиссёра в том, чтобы показать, какие события происходят в селе за неделю, пока цветут тюльпаны: рождение ребёнка, создание новой семьи, рекорд тракториста на обработке посевов и т.д.

Неожиданно режиссёр придумал сюжет. Сельская улица. Из магазина с булкой хлеба выходит мальчик, останавливается у открытого окна музыкальной школы. Его завораживает волшебная мелодия. В это время изменилась погода: исчезло солнце, помрачнело небо, ветер с силой наклонял деревья, полил дождь… Вода бежит по водосточной трубе, капли стекают с фуражки мальчика, он ёжится, жмётся к дереву. Режиссёр показал единоборство природы и музыки. Победили воля, настойчивость, мальчишеское упрямство. Мальчик дослушал скрипку. Мелодия закончилась. Выглянуло солнце. Распахнулись двери музыкальной школы и оттуда… вышла девочка со скрипкой. Это она играла. Девочка протягивает руки — дождя уже нет, спускается по ступенькам и уходит. Мальчик медленно идет следом. Его слух улавливает мелодию скрипки.

Героями этого фильма стали 11-12-летние дети села Сандата. Сняли фильм за день, сделав несколько дублей, хотя этому предшествовала большая подготовительная работа. А звук? Без него нет фильма. И тут режиссёр вспомнил, как в Киеве, куда ездил по туристической путёвке, купил пластинку с записью концерта для скрипки с оркестром Лендлера.

Фильм на фестивалях в Ростове и в Москве получил дипломы первой степени. Герои фильма выросли, уехали из села, обзавелись семьями, у них дети такого же возраста, какими были родители, снимаясь в любительском кино. И только не удалось ни разу увидеть главного героя — мальчика, которого играл Володя Сероштан. Он остался в памяти Дмитрия Ивановича скромным, симпатичным, с веснушками на лице.

Прийма снимал много: к 50-летию школы № 1, «Гиганту — 60 лет», «Его поле» (о капитане Кузнецове, который погиб, спасая сальский хлеб от огня), «Профессор», «Капля», «Моё продолжение», «Весны не будет», «Цветы запоздалые», «Сила любви»...

Игровые фильмы «Минутный урок», «Встреча», «Расплата», «Скрипка», «Эхо войны» сняты его народной киностудией и все получили дипломы и стали лауреатами областных, всероссийских и всесоюзных фестивалей. Фильм «Счастье» награждён областным управлением культуры дипломом 1 степени. На московском фестивале к 60-летию Октября фильм народной киностудии «Солдат» стал лауреатом, а «Лебединая верность» удостоен диплома 2 степени. Четыре последних фильма показаны по Центральному и ростовскому телевидению.

Более сорока фильмов отснял Прийма. Он руководил сальской районной киностудией (она первая на Северном Кавказе, в 1974 году, получила звание народной) и более двадцати лет был её режиссёром. Его фильмы волновали и заставляли думать. При минимуме технических возможностей Дмитрий Прийма, казалось, делал чудеса, потому что относился к любительскому кино профессионально. Он так мог смонтировать фильм, что зритель всем сердцем ощущал этот «Трудный хлеб» 1973 года, увидев поникшие от дождя крупные колосья, застывшие комбайны, суровые лица механизаторов, переживал вместе с сельскими тружениками.

Многим работникам культуры привил он любовь к киноискусству. Появились кинокамеры в домах культуры сёл Екатериновка, Крученая Балка, Ивановка…

В 80-е годы на предприятиях города, в школах, домах культуры было принято устраивать встречи трудящихся с творческой интеллигенцией. С тружениками встречались поэты, художники и, как правило, показывали любительские фильмы Приймы о людях и о достижениях Сальского района («Седой Маныч помнит», «Свидание»). Его документальные и игровые фильмы демонстрировались почти на каждом городском и сельском празднике.

С показом кинофильмов и диапозитивов с автоклубом в порядке обмена опытом Дмитрий Иванович побывал в соседних районах. Было привычно видеть чуть грузноватого, неспешно идущего человека с кинокамерой. Многие помнят его характерный жест — лохматить волосы. А рассказывал Прийма о своём творчестве весело, эмоционально, даже если речь шла о неудачах.

Сценарии фильмов Прийма передавал на центральное телевидение («Сила любви» — о мужестве, любви и верности ветеранов Великой Отечественной войны, «У нас в посёлке», «Ваш дождь» и другие). Им написаны сценарии к фильмам «Рыбак», «Яблоко», «Мост дружбы» (о торжественном открытии моста через Егорлык, разделяющую сальское село Ивановка и калмыцкое Чапаевское)…

Поэт по складу характера, исследователь по натуре, философ — по сути. Добрая душа, бескорыстный труженик, Дмитрий Прийма умел довести до логического завершения всё то, что задумал.

Он считал свою жизненную миссию выполненной.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

110 лет со дня рождения Константина Петровича АЗАРОВА (1902-1964), ведущего специалиста по технологии эмалирования металлов, доктора технических наук. В Новочеркасском политехническом институте с 1945 года, руководил кафедрой стекла и эмалей (1953-1964). Организовал на химико-технологическом факультете научно-исследовательскую эмалевую лабораторию (ныне его имени). Работы профессора Азарова в области физической химии и технологии силикатов получили широкое практическое применение.

Новочеркасск. С. 277-278;
Данцев А. А. Планета по имени «ЮРГТУ (НПИ)». С. 155.

123

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"