Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Культура / Библиотеки Ростовской области

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРИОБЩЕНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К ДОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Областная детская библиотека им. В. М. Величкиной в течение многих лет приобщает своих читателей к донской культуре, используя возможности литературного краеведения.

В начале 90-х гг. на материалах фонда библиотеки областной Институт повышения квалификации работников образования подготовил программу по литературе с региональным компонентом, которая успешно используется сейчас в большинстве школ города и области.

Вслед за ней в библиотеке была создана своя оригинальная программа для дошкольников и младших школьников «А я живу на Дону». Среди 14 тем этой программы три были посвящены Дону литературному.

Логическим продолжением работы с этой программой стало создание следующей — «История края в лицах» (для учащихся 5 — 9 кл.), которая включает в себя 44 темы, из них 12 — литературные.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями — отруби их, и дерево погибнет». Взяв на вооружение эту народную мудрость, отдел «Отрочество» создал программу «Древо жизни», с помощью которой мы пытаемся создать у читателей представление о родной культуре как исполинском дереве, ветви которого, сколько бы ни расходились в стороны, имеют одни истоки, одни корни. «Древо жизни» — это и чудо-дерево, и древо познания.

Особая веточка на нашем «Древе» — краеведческая, ее представляет клуб «Богатый колодезь». В названии клуба заложен глубочайший смысл. Колодезь — это символ мудрости, чистоты, неисчерпаемости и богатства донской культуры, форм и содержания работы.

В клубе «на посиделках» читатели знакомятся с богатейшим донским фольклором и донской сказкой, в том числе литературной. «Фольклор — это основа развития нормальной личности и переоценить степень его влияния на формирование духовного мира ребенка невозможно» [1].

С помощью театрализации, яркого музыкального оформления, колоритного донского костюма подростки изучают, проживают народные традиции, обряды, а затем все это выливается в их творческие работы (поделки, рисунки), литературные впечатления.

Бесспорно, «по-своему прекрасен фольклор народов всего мира. Но чтобы оценить его по-настоящему, нужно знать и любить, прежде всего, собственную культуру, содержащую все истоки народной жизни во времени, в пространстве, в истории» [2].

Особый пласт в работе клуба — знакомство с творчеством писателей-классиков, побывавших на Дону, оставивших в своих произведениях яркую память о Донской земле. Здесь мы успешно используем форму литературной гостиной.

Например, к 200-летнему пушкинскому юбилею была проведена гостиная «Поэт в краю степей необозримых», на которой ребята воссоздали атмосферу ожидания приезда А. С. Пушкина в Ростов.

Сценарий этой гостиной опубликован в сборнике «Читаем, учимся, играем» (1999 г., №1).

Традиционна работа с творчеством А. П. Чехова. Здесь и чтение его произведений, и запоминающиеся поездки в Таганрог по чеховским местам, и ежегодный праздник — «С днем рождения, Антон Павлович!» с именинным пирогом, с подарками, с постановкой и декламацией его веселых рассказов.

В творчестве каждого писателя есть свои тайны, загадки, а школьные программы с их временными рамками порой не дают возможности постижения таких тайн. Это обстоятельство и подсказало выбор формы литературного расследования (она построена по типу телепрограммы «Как это было»).

Впервые мы обратились к этой форме при знакомстве с величайшим памятником русской словесности «Слово о полку Игореве» — ведь его события происходили на донской земле. Лейтмотив этого расследования — мы потомки тех русичей, что «сватов попоиша, а сами полегоша». Этапы нашего расследования были таковы: — Кому принадлежит авторство «Слова»? — Чем обусловлен маршрут Игоревой рати? — Где происходила битва русичей с половцами?

Ребята погружаются в мир истории, проживают события, описанные в «Слове», происходит духовное единение поколений земли донской.

Эта же форма используется и при знакомстве с произведениями М. А. Шолохова.

Французский писатель Жюль Гонкур сказал, что писатель может обессмертить все, о чем он пишет. Эти слова полностью могут быть отнесены к творчеству Михаила Александровича Шолохова. Именно он показал боль и славу нашего Дона всему миру в своих рассказах, повестях и в романе «Тихий Дон». Но, пожалуй, ни у одного писателя XX в. не было столько тайн и загадок в жизни и творчестве, как у самого Михаила Александровича Шолохова, над разгадкой которых до сих пор бьются шолоховеды.

Наши литературные расследования посвящены рассказу «Судьба человека» и роману «Поднятая целина».

По отзывам школьных преподавателей литературы, участие детей в этой работе позволило им не только разобраться в сложных исторических процессах, происходивших на Дону, но и ощутить неповторимую свежесть, многоцветье, красочность и сочность языка этих произведений, донской колорит быта, речи, традиций казаков.

Мы считаем, что лучшая форма общения с писателями-современниками — встречи.

Если раньше поводом для таких встреч было издание новых книг, то теперь на суд читателей поэты и писатели выносят еще не опубликованные произведения.

При организации встреч мы использовали такие приемы, как «обрадовать» и «удивить». Так, в подарок писателю В. Е. Кисилевскому силами библиотекарей издана, а читателями проиллюстрирована книга «Приключения ежика Тошки»; поэтессе Н. П. Сапотницкой дети ее же стихами рассказывали о ней самой. Д. М. Долинский затеял с ребятами игру по стихосложению: на заданную тему, каждый по слову. Автору сборника «Легенды Танаиса и Меотиды» Л. Волошиновой был вручен специальный диплом от благодарных читателей.

А результатом этой работы можно считать появление в областной детской газете «Сорока и К°» массы стихов, рисунков и прозаических произведений наших читателей, а также «выпуск» поэтического сборника «Флейта».

Уже не один год Областная детская библиотека им. В. М. Величкиной объявляет областные творческие конкурсы, в которых принимают участие детские, сельские и школьные библиотеки. Были среди них и краеведческие — «Славься Дон!» и «У нас на Дону». Здесь особое место занимала поисково-исследовательская работа читателей-школьников. Прекрасные материалы о своей «малой родине», ее писателях и поэтах в виде стихов, сочинений, докладов, рефератов, рисунков собраны и хранятся теперь во многих детских библиотеках. На заключительные фестивали победителей конкурсов съезжались более трехсот ребят, а библиотека буквально «утопала» в творческих работах детей.

В Ростовской области сейчас идет движение за присвоение детским библиотекам имен донских писателей. Отсюда и такая форма работы, как «Именины» библиотеки.

Так районной детской библиотеке г. Пролетарска было присвоено имя детского писателя Г. П. Аматуни. И каждый год библиотека празднует «Именины», а не дату ее открытия.

Еще один пласт в обширном пространстве литературного краеведения — возвращенное художественное наследие казачьего зарубежья. С ним мы знакомим ребят чаще всего на литературных вечерах, посвященных творчеству Н. Н. Туроверова, Н. Н. Воробьева-Богаевского, Ю. Ф. Гончарова, Н. А. Келина, Ф. Д. Крюкова, П. Н. Краснова.

Свою задачу мы видим в пробуждении и воспитании любви к «малой Родине», а через нее ко всей стране и миру; в формировании у читателей толерантности; в решении проблем восстановления и развития книжного детства; в пробуждении творческого потенциала у детей.

В настоящее время библиотека реализует проект «Книжный ковчег мира — диалог детей через диалог культур», который предполагает изучение, проживание и реализацию культурного опыта читателями через историю книги, библиотеки, гостеприимства на Северном Кавказе.

В рамках этого проекта в библиотеке прошли встречи с детьми армянской, еврейской, греческой, корейской диаспор, живущих у нас на Дону. Разговор здесь шел об истории, о литературе, традициях, обрядах и гостеприимстве каждого народа. Особое место отведено книге, ее роли в культуре каждого народа.

Цель этих встреч — испытать гордость за край, в котором мы живем, чтобы каждый мог сказать: я — еврей, я — армянин, я — кореец, я — русский, и я живу на Дону! Все программы и проекты прошли через «творческую лабораторию» нашей библиотеки, обеспечены методическими материалами и спроецированы на область.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Тумилевич Т. И. Фольклор как часть современной культуры // Материалы Южно-Российской научно-практической конференции «Культура — истинная духовная ценность». — Ростов-на-Дону, 2001. — С. 157-158.
  2. См. то же.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"