Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Наука. Образование / Деятели науки, учёные Ростовской области

Анатолий Иванович Агафонов

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ПРОНШТЕЙН

российский историк

В ряду ученых, занимавшихся изучением истории России, теории и методики исторического исследования, истории Донского края, вспомогательных исторических дисциплин занимает видное место выдающийся российский историк.

Будущий ученый родился 21 января 1919 г. в украинском городе Мелитополе, вскоре его семья переехала в Москву. Здесь он окончил школу и поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Его учителями были выдающиеся советские историки академик Б. Д. Греков, член–корреспондент АН СССР С. В. Бахрушин, профессора М. Н. Тихомиров, Н. А. Машкин, И. М. Смирин и др. Первые шаги в науке А. П. Пронштейн сделал в студенческие годы в семинарах академика Б. Д. Грекова, изучая летописание Киевской Руси, и профессора С. В. Бахрушина, работая над законодательными памятниками этого времени, прежде всего «Русской Правдой». Его студенческая научная работа, посвященная жизни Владимира Мономаха, получила признание ученых университета и была рекомендована к печати в «Исторических записках».

Однако, после окончания в 1941 г. исторического факультета МГУ, А. П. Пронштейну не удалось заниматься научно–педагогической деятельностью. В ноябре 1941 г. он был призван в армию и прошел путь на фронтах Великой Отечественной войны от Москвы до Праги, от должности командира военно–инженерного взвода до заместителя начальника штаба полка, был награжден орденами и медалями СССР. Только после демобилизации в 1945 г. А. П. Пронштейн поступил в аспирантуру к академику М. Н. Тихомирову, под руководством которого блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгород Великий в XVI веке». Результаты научных исследований молодого ученого имели огромное значение для понимания процессов становления и развития Русского централизованного государства, формирования сословно-представительной и абсолютной монархии, возникновения буржуазных отношений в стране. В 1957 г. на базе кандидатской диссертации А. П. Пронштейн издал одноименную монографию, которая получила широкое признание научной общественности в СССР и за рубежом.

С 1949 г. судьба ученого тесно переплелась с жизнью Ростовского государственного университета. После защиты кандидатской диссертации А. П. Пронштейн имел возможность продолжать исследования средневековой России, но ученый выбрал сложнейшую в научном, а в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ в. и в политическом отношении тему — историю донского казачества. Ее изучением он занимался почти 50 лет, опубликовал свыше 10 монографий и более 100 статей, посвященных различным аспектам социально-экономической, политической и военной жизни Донского края, классовой борьбы казачества и крестьянства.

Работая с материалами различных фондов Государственного архива Ростовской области, Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного архива древних актов А. П. Пронштейн обратил внимание на огромное историческое богатство, не востребованное исследователями. По инициативе ученого стали вводиться в научный оборот новые архивные источники об участии донского казачества в Отечественной войне 1812 г., о развитии промышленности в XVIII – XIX вв., социально-политической и военной жизни казачества, его участии в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева и другие документы.

Одновременно формировалась и выкристаллизовывалась проблема «История Дона» как научное направление в контексте российской и мировой истории, определялись частные темы и сюжеты, как составные части прошлого Донского края. А. П. Пронштейн поднял завесу над историей Дона, доказал необходимость ее научного изучения, показал, что история казачества является не менее интересной, увлекательной и захватывающей страницей, чем история других регионов и периодов России, Франции, Англии, государств Европы, Азии, Азии, Америки или Африки. В 1961 г. он опубликовал монографию «Земля Донская в XVIII веке», которую вскоре защитил в качестве докторской диссертации. Через призму региональных проблем ученый решал крупные теоретические вопросы исторической науки — этногенез казачества, общее и особенное государственно-административного и правового устройства, стадиальность развития феодализма и капитализма в центральных губерниях и на окраинах страны, классовая борьба казачества и крестьянства в эпоху позднего феодализма. Эти и другие положения А. П. Пронштейн в дальнейшем развивал в научных и научно-популярных изданиях, докладах и сообщениях на научных конференциях.

Исследования А. П. Пронштейна имели огромное значение для возрождения исторического краеведения на Дону, широко использовались в музейной и архивной практике. Работа осуществлялась объединенными усилиями ученых РГУ, научных сотрудников ростовских музеев и архивов. Он стоял у истоков публикаций материалов по истории Донского края (Наш край. Ч. 1, 2; Краеведческие записки и т.д.), создания музейных экспозиций по истории казачества XVI — XX вв., долгие годы являлся членом Ученых советов Ростовского краеведческого музея и Государственного архива Ростовской области.

Обращаясь к донской истории, А. П. Пронштейн столкнулся с тем, что итоги изучения казачества не подводились в дореволюционной и советской историографии. Одной из главных задач, по его мнению, являлось создание с учетом последних достижений советской исторической науки крупных коллективных, обобщающих и посвященных отдельным темам монографий и статей по истории Донского края, что успешно реализовалось в 70-90–е гг. ХХ в. Вышли в свет историографические статьи ученого, а также, написанные при его участии, учебники и учебные пособия по истории Дона. Региональный компонент стал составной частью учебного процесса в вузах и средних школах Ростовской области.

В работе ученого, считал А. П. Пронштейн, огромное значение имеет научно–справочная литература как техническая база и инструмент для поиска и выявления источников, необходимой по теме исследования литературы. В 1969 г. при его непосредственном участии и редактировании были составлены первые библиографические ретроспективные указатели по истории Донского края дореволюционного и советского периодов (История Дона: Указ. лит. в 2-х ч. Ростов н/Д, 1968–1969). А. П. Пронштейн неоднократно ставил вопрос о переиздании под руководством Северо-Кавказского научного центра высшей школы дополненных и исправленных указателей, библиографических и биографических справочников по истории Дона и Северного Кавказа. Только с конца 90 х гг. ХХ в. идеи А. П. Пронштейна получили реальное воплощение. Были опубликованы справочные издания о выдающихся деятелях науки и культуры Донского края, ученых Ростовского университета, ученых–кавказоведах, библиографические указатели о Кавказе.

В 70 – 90 гг. ХХ в. А. П. Пронштейн, занимаясь глубоко вопросами источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, неоднократно возвращался к проблемам донской истории, казалось бы навсегда решенным. Однако это не было повторением пройденного, новые идеи и источники дополняли, развивали и уточняли известные темы и сюжеты. Такой подход, во-первых, позволял показать взаимодействие на данной территории и в течение долгого времени древнейших цивилизаций — арабской, турецкой, иранской и русской; во-вторых, раскрыть сложнейшие культурные, этнические, конфессиональные, социально-экономические и политические процессы; в-третьих, определить место региона в геополитических планах Российской империи и, в частности, роль, которая отводилась казачеству в их реализации.

Проблемы изучения Донского края тесно переплетались с вопросами становления и развития исторической науки в РГУ и на Северном Кавказе. А. П. Пронштейн прекрасно понимал, что без анализа собственной истории нельзя в полной мере понять и определить направление движения науки, преемственность и актуальность проблематики, новизну исследований. Он высоко ценил вклад своих коллег-ученых в изучение родного края, российской и мировой истории, но вместе с тем отмечал «белые пятна», указывал на возможности их ликвидации за счет расширения источниковой базы, высокой теоретической подготовки ученых, координации исследований на внутри и междисциплинарном уровне. Большинство предложений по организации и улучшению научно-исследовательской работы в области гуманитарных наук А. П. Пронштейн реализовал после создания Северо-Кавказского научного центра высшей школы в 1969 г., где в течение долгих лет возглавлял Отделение гуманитарных наук, являлся членом Совета и Президиума.

Историю Дона А.П. Пронштейн рассматривал в неразрывной связи с историей степного Предкавказья и Северного Кавказа, что естественно определялось ролью казачества в этом регионе. Но этого явно было недостаточно, чтобы показать край, длительное время находившийся на перекрестке различных культур, сыгравший огромную роль в становлении европейской и азиатской цивилизаций, как единый социально–экономический и политический регион, сформировавшийся в составе Российской империи. Требовалось объединить усилия ученых для исследования истории Дона и Северного Кавказа, преодолеть ведомственную разобщенность научных центров и вузов, определить приоритетные направления, подвести итоги проделанной работы и наметить исходные позиции. Эти задачи решались под руководством и при активном участии А. П. Пронштейна. В 1977 г. была опубликована коллективная монография в 2-х томах «Дон и степное Предкавказье. XVIII – первая половина XIX века», ставшая заметной вехой в изучении юга России.

Создание обобщающих исследований по истории Дона и степного Предкавказья, отмечал А. П. Пронштейн, лишь ступенька в решении одной из важнейших задач советского кавказоведения — написание и публикация многотомных трудов — «История народов Северного Кавказа», «История Кавказа», «История культуры народов Кавказа». Только часть из намеченного ученым удалось реализовать при его участии, вышли в свет первые тома «Истории народов Северного Кавказа», остальные планы остались не осуществленными.

Большую помощь и поддержку ученым Северного Кавказа оказывал А. П. Пронштейн в редактировании и рецензировании монографий, диссертаций и статей. Доброжелательность, глубокая эрудиция и широкий исторический кругозор позволяли ему отмечать не только вклад ученых в отечественное кавказоведение, но и предлагать решения спорных вопросов, свое видение перспективы исследований.

Занимаясь изучением истории России и Донского края, накапливая исторические материалы и опыт их изучения, А. П. Пронштейн в середине 60-х гг. ХХ в. обращается к теоретическим и методологическим проблемам исторической науки, прежде всего к вопросам теории и методики исторического исследования, методологии познания. В 1971 г. он опубликовал монографию «Методика исторического исследования», которая была признана Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для высших учебных заведений по специальности «История», и переиздана в 1976 г., а методика исторического источниковедения стала составной частью учебного процесса, подготовки специалистов историков высшей квалификации.

А. П. Пронштейн неразрывно связывал научно-исследовательскую работу с педагогической деятельностью. Он неоднократно подчеркивал, что результаты научной работы должны содержаться в лекциях общих курсов и спецкурсов, на занятиях в специальных семинарах со студентами. Ученый должен не сообщать студентам и слушателям сумму фактов, а показывать обобщение известных и процесс формирования новых знаний, т.е. раскрывать творческую лабораторию научной деятельности, учить навыкам самостоятельного поиска. Этим правилам ученый и педагог профессор А. П. Пронштейн следовал постоянно.

Много времени А. П. Пронштейн уделял организации учебного процесса, в частности, преподаванию источниковедения и методики исторического исследования. Его лекции слушали студенты и преподаватели вузов Дона и Северного Кавказа, Москвы и Ленинграда, большинство из них впервые по его учебникам познакомилось с историческим источниковедением и приобщилось к навыкам научной работы. По инициативе ученого в Ростовском государственном университете была создана одна из первых в стране (третья — после Московского и Киевского университетов) кафедра источниковедения истории СССР и вспомогательных исторических дисциплин. Она стала одним из ведущих научно-педагогических и исследовательских центров подобного направления в стране, ее первый заведующий кафедрой профессор А. П. Пронштейн оставался бессменно на этой должности четверть века.

Исследования по истории России, Дона и Кавказа, в области источниковедения и методики исторического исследования принесли широкую известность и признание научной общественности в стране и за рубежом А. П. Пронштейну. Сформировалась школа профессора А. П. Пронштейна — научное направление, где господствовал дух академической науки и университетской свободы — тщательное и скрупулезное исследование источников, самостоятельность и творческий подход к осмыслению и интерпретации, как известных, так и новых фактов и событий, четкое построение концепций, аргументированность выводов и обобщений, уважительное отношение к трудам предшественников и современников, и т.д. Под его руководством более двадцати аспирантов, соискателей и докторантов защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора исторических наук. Многие студенты, прошедшие школу А. П. Пронштейна, защитили диссертации по другим направлениям исторической науки, а также в области философии, политологии, экономической теории и по другим специальностям.

Признанием заслуг ученого и педагога явилось присвоение профессору А. П. Пронштейну почетного звания «Заслуженного деятеля науки Российской Федерации», избрание член-корреспондентом Российской академии естественных наук, почетным доктором наук нескольких университетов нашей страны, награждение грамотами и знаками Министерства высшего образования СССР, правительственными наградами.

А. П. Пронштейн не был бесстрастным летописцем и равнодушным созерцателем истории, он в гуще общественной жизни — куратор студенческой группы, участник международных, всесоюзных, региональных научных конференций, заместитель председателя Ученого совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при историческом факультете РГУ, член Совета и Президиума Северо-Кавказского научного центра высшей школы и еще многих других советов и общественных должностей. Ученый всегда был в курсе научных и политических дискуссий в стране и за рубежом. А. П. Пронштейн глубоко переживал центробежные процессы, протекавшие в стране с начала 90-х годов ХХ в. — нарушение культурных связей ученых Дона и Северного Кавказа, приостановление, а в ряде случаев и полное прекращение исследований в области кавказоведения. Преодоление негативных тенденций, считал он, наряду с решением социально-экономических и политических проблем, связано с сохранением и развитием научно-культурных традиций, созданием организаций, для которых важнейшими приоритетами являются исторические судьбы, культура, интересы народов региона.

Вклад Александра Павловича Пронштейна в изучение истории России, Дона и Северного Кавказа, развитие отечественной исторической науки, безусловно, не исчерпывается рассмотренными темами и сюжетами. Сочинения ученого навсегда вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, будут постоянно привлекать внимание исследователей, что позволит дополнить наши представления о формировании и развитии его взглядов и методики работы, о проблемах, над которыми он трудился. Труды и жизнь ученого стали крупной вехой в истории российской и мировой науки, важной частью истории Донского края и Ростовского государственного университета.



 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

80 лет Виктору Васильевичу КРАСУЛИНУ (1932), хирургу, ведущему специалисту России в области урологии. Доктор медицинских наук, профессор Красулин в 1971 году организовал в Ростовском медицинском институте первую в России кафедру урологии (возглавлял до 1997 года). Под его руководством на базе ростовской больницы скорой медицинской помощи № 2 развивается неотложная и детская урология.

Наука Дона в лицах. С. 131;
Панков Г. И, Хирургия на Дону. С. 109-110 ;
Лечат одного излечивают двоих // Мед. газ. 1994. 11 февр. С. 6.

12345

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"