Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Предпринимательство и благотворительность в донском крае

Евгений Вениаминович Мовшович

ПОЛЯКОВЫ

предприниматели и благотворители Самуил Соломонович Поляков и Яков Соломонович Поляков

Братья Поляковы родились далеко от донского края, с которым во многом оказалась связанной их жизнь, в местечке Дубравна (ныне г. Дубровка) Могилевской губ. (теперь Витебская обл. Белоруссии) близ города Орша в семье мелкого кустаря-торговца Соломона (Шломо) Лазаревича Полякова.

Старший из братьев — Яков (Яаков) Соломонович Поляков (1832-1909), начинал винокуром, занимался откупами и подрядами; в 1864 году получил свидетельство оршанского купца 1-й гильдии. Считался состоящим на государственной службе с 1 июля 1865, так как ему был присвоен чин коммерции советника. С согласия Екатеринославской казенной палаты от 16 ноября 1868 года переехал в Таганрог с родителями и семьей младшего брата Лазаря.

Вместе с братьями он участвовал в сооружении Курско-Харьковско-Азовской (до Таганрога и Ростова-на-Дону) и Воронежско-Аксайской (Ростовской) железных дорог, договор на строительство которых правительство России заключило со средним братом Самуилом.

С 1 октября 1870 года открылось движение поездов от Ростова-на-Дону до Харькова (эта часть дороги получила в 1896 году название Екатерининской, а позже — Южной) и далее до Москвы. Движение поездов от Ростова до Воронежа и далее до Москвы началось 28 ноября следующего года.

В 1870 году Яков Поляков открыл в Таганроге собственный торговый дом, став владельцем зданий по ул. Петровской, 48, 50, а также по пер. Итальянскому, 4, в 1871 году основал Управление каботажного Азовского буксирного пароходства, учредил в Таганроге Азово-Донской коммерческий банк (став членом правления его; с 1877 года правление в С. Петербурге), третий по значению в России и весьма популярный, а 9 января 1873 года — Донской земельный банк (оба совместно с братом Самуилом). Председателем правления последнего он был свыше 35 лет. На основе этих банков он открыл в Таганроге Банкирскую контору Якова Полякова (ул. Петровская, 50), а в 1886 году открыл Санкт-Петербургско-Азовский коммерческий банк, членом совета которого он стал. За участие в банкирской деятельности Яков Соломонович получил звание потомственного почетного гражданина Таганрога, кроме того, он принимал активное участие в общественной жизни города, будучи гласным Таганрогской городской думы (1885-1902) и председателем комитета торговли и мануфактуры Таганрогской городской управы (1885-1904). Яков Поляков и его жена Амалия Моисеевна были необязательными директорами Таганрогского окружного попечительства о тюрьмах (1871-1901). Я. С. Поляков был членом Таганрогского окружного правления общества спасения на водах в 1875-1908 годы, а до этого — Таганрогского окружного правления общества подания помощи при кораблекрушениях (?-1873-1875), он же организовал спасательную станцию в своем имении на берегу моря.

Яков Соломонович получил известность и своей филантропической деятельностью. Много лет он был председателем Таганрогского правления Российского общества Красного Креста. Он соорудил на свои средства дом трудолюбия (Ярморочный пер., 114) для Таганрогского мещанского общества и был избран председателем Общества попечительного о доме трудолюбия, а также почетным блюстителем еврейского общественного училища в Таганроге (1877-1903).

За крупные пожертвования и участие в работе попечительских советов различных благотворительных обществ был награжден орденами Российской империи (в 1888 г. — Св. Владимира 3-й ст., в 1891 г. — Св. Станислава 1-й ст., в 1896 г. — Св. Анны 1-й ст.), в 1885 году получил чин действительного статского советника, а в 1900 — тайного советника (соответствовал военному чину генерал-лейтенанта и именовался «Ваше превосходительство»), а также возведен в потомственные дворяне, несмотря на иудейское вероисповедание.

Кроме того, он был награжден и иностранными орденами: румынским Крестом (1879), черногорского князя Даниила I 2-й степени (1883), сербского Такова (1885), персидским Льва и Солнца 1-й ст. с красно-белой лентою (1896).

Российский историк П. А. Зайончковский (1978) отметил, что ни один из известных представителей капиталистического мира России не смог получить такие отличия, кроме братьев Поляковых (барон Гинцбург получил свой титул за рубежом). Несмотря на все эти отличия, лишь за крупную взятку он был приписан к дворянам Области войска Донского, в которую Таганрог входил с 1888 года.

С 1873 по 1891 год Я. С. Поляков был персидским генеральным консулом в Таганроге и датским вице-консулом (?-1888-1892 гг.). В 1890 году он получил концессию на устройство Ссудного общества в Персии (правление в С.-Петербурге), которое стало впоследствии именоваться Русско-Персидским торгово-промышленным обществом и было в 1894 году приобретено Министерством финансов России как важный инструмент влияния на экономику Персии.

В 1874 году Яков Соломонович приобрел в 12 верстах от Таганрога на берегу Таганрогского залива Ново-Марьинскую экономию, получившую название Поляковка, которую он сделал образцовым хозяйством (один из первых начал увеличивать озимые посевы ржи и пшеницы, заниматься лесоразведением). В этом имении он организовал известный конный завод.

С конца XIX века Яков Поляков подолгу жил в С.-Петербурге (ул. Галерная 63), где он исполнял обязанности персидского генерального консула в собственном доме, известном как дом Лаваля (Английская наб., 62). Здесь он также занимался благотворительностью, будучи попечителем Ивановского девичьего училища императорского человеколюбивого общества и членом Совета Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С. Петербурге, а также — Временного комитета Общества распределения труда.

Российский историк Б. В. Ананьич (1991) констатировал, что несмотря на связанное с общим экономическим кризисом в России (затронул многие предприятия и фирмы) банкротство в 1903 году Я. С. Полякова, последний предстает несомненно как крупный предприниматель и банкир. При этом отмечен его вклад в развитие угольного дела на юге России и каботажного пароходства в Азовском море, помимо его участия в банковском деле и торговле. В 1893 году Я. С. Поляков был избран вице-председателем Петербургского отделения международного «Еврейского колонизационного общества».

Российский философ В. В. Розанов в одном из своих недавно опубликованных писем 1912 года называет Поляковых, наряду с несколькими другими лицами, в качестве символа богатства, несмотря на то, что к этому времени двое из братьев уже умерли, а третий обанкротился. Яков Поляков умер в Биаррице (юго-западное побережье Франции в собственном имении в 1909 году. Здесь в семейном склепе покоится прах его и его жены.

Таганрогский историк П. П. Филевский в неопубликованной рукописи «Таганрогская гимназия в ученические годы А. П. Чехова и его местные биографы и отношение писателя к родному городу» (хранится в архиве Таганрогского литературного музея им. А. П. Чехова) высказал мнение, что прототипом городского головы — героя рассказа А. П. Чехова «Лев и Солнце» (1887) явился таганрогский купец Я. С. Поляков, строитель Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и железной дороги в Персии, который был награжден, как и герой рассказа, персидским орденом «Лев и Солнце».

Однако этой версии противоречит тот факт, что Я. С. Поляков был награжден персидским орденом лишь через 9 лет (1896), а железную дорогу в Персии строил не он, а его младший брат Лазарь и тоже значительно позже. Поэтому представляется более достоверной версия товарищей А. П. Чехова по гимназии В. Г. Богораза (Тана) и И. Я. Шамковича, что прототипом героя этого рассказа был таганрогский городской голова.

По описанию писателя С. Званцева, Я. С. Поляков в конце жизни был таким: высок, с женственными манерами, узколицый старик с бородкой и усами (желающие могут сравнить с поясным портретом его, экспонирующимся в Таганрогском краеведческом музее), отличавшимся особой ловкостью и наигранной светскостью, позволявшей ему легко входить в контакт с представителями высшего света. Например, Я. С. Поляков и его сын Самуил были своими людьми в великосветском столичном салоне генеральши А. В. Богданович, не раз упоминавшей о них в своем недавно переизданном дневнике.

Сведений о его многочисленных детях сохранилось немного. К тому же, по воспоминаниям представителя другой ветви Поляковых А. И. Полякова, «за исключением одной семьи в Италии Поляковых на Западе, да и в России, почти не осталось», но много однофамильцев. Две дочери Я. С. Полякова после его смерти жили в его имении в Биаррице и погибли от рук нацистов во время оккупации Франции в 1943-1945 годы.

Точно неизвестно, сколько было детей у Я. С. Полякова, но имеются некоторые сведения о трех его сыновьях. Старший сын Борис был членом правления и генеральным секретарем Донского земельного банка (1889-1899), позже членом правления Минского коммерческого банка, акции которого Я. С. Поляков скупил в 1895 году. В 1892-1905 году — он персидский генеральный консул в Таганроге (одновременно в 1904-1905 — датский вице-консул). В конце 90-х годов XIX века был одним из директоров Азовского буксирного пароходства и правления Общества Фастовской железной дороги. Имел чин губернского секретаря.

Средний сын Лазарь окончил в 1875 году Петербургский институт инженеров путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря и с зачислением на государственную службу. Являлся почетным членом Таганрогского городского Попечительства детских приютов ведомства императрицы Марии. Был награжден орденом Св. Станислава 2-й ст. (1889).

С 80-х годов XIX века жил в Царском Селе. Служил членом правления С. Петербургско-Азовского коммерческого банка, одним из директоров Правления Обществ Фастовской железной дороги и Ореховского подъездного пути. Был награжден орденом Св. Анны 2-й степени (1896), медалью в память царствования императора Александра III, а также иностранными орденами (черногорского князя Даниила 3-й ст., персидского Льва и Солнца 2-й ст., турецкого Меджидие 2 ст., румынской короны 3 ст.). С 1900 года действительный статский советник.

Младший сын Самуил был одним из директоров Азовского буксирного пароходства. В 1896-1903 и 1906-1907 годы являлся датским вице-консулом в Таганроге. Позже жил в С. Петербурге в доме отца (Английская наб., 62), где служил членом правления С. Петербургско-Азовского коммерческого банка и одним из директоров Общества Ореховского подъездного пути.

Внук Я. С. Полякова Владимир Лазаревич Поляков (1880-1956) в 1897 году был возведен в потомственное дворянство с правом внесения в дворянскую родословную книгу. В 1898 году в виде исключения допущен к конкурсу на поступление в Институт инженеров путей сообщения. В 1904 году причислен к управлению генерального комиссара Всемирной выставки, в Сан-Луисе. Позже он входил в правление Сибирского торгового банка, а после октября 1917 года был финансовым советником британского посольства в Петрограде. В 1924-1936 годы был корреспондентом газеты «Таймс». Последние годы жизни провел в Лондоне.

***

Средний брат — Самуил (Шмуль) Соломонович (1837-1888) получил наибольшую известность в качестве железнодорожного строителя, владельца многих железных дорог, крупного предпринимателя и банкира, известного филантропа.

В молодости он начинал штукатуром в Киеве, был мелким откупщиком и подрядчиком. Затем он управлял винокуренным заводом в воронежском имении министра почты и телеграфа графа И. М. Толстого, сдавшего ему также в аренду несколько почтовых станций. С 1861 года получил подряды на поставку каменного угля, камня на строительство подмосковных шоссе и водопровода, с 1864 — материалов на строительство Рязанско-Козловской железной дороги.

Стал почетным гражданином Воронежа и рязанским купцом 1-й гильдии, считался находящимся на государственной службе по министерству народного просвещения с 3 апреля 1864 года. Самуил Поляков был награжден орденами Св. Станислава 2-й ст. (1868) и Св. Владимира 3-й ст. (1871), получил в 1869 году чин коммерции советника.

Включившись в концессионную спекулятивную «горячку» на строительстве железных дорог в России в начальной ее стадии, Самуил Поляков стал одним из железнодорожных «королей», владельцем девяти железных дорог (помимо упоминавшихся, Елецко-Грязской, Царскосельской, Оренбургской, Фастовской, Уральской, Бендеро-Галацской). В 1872 году он основал Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности, владевшее крупной высокопроизводительной Корсунской копью (в Горловке), совместно со старшим братом — два банка в Таганроге (в 1871 и 1873 гг.), с младшим братом — Московский земельный банк (1872). С 1 декабря 1875 года он получил чин действительного статского советника и возведен в потомственное дворянство.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов построил Фратешты-Зимницкую и Бендеры-Галацкую железные дороги. В 1878 году проект строительства и отчет о строительстве Бендеро-Галацской железной дороги (длиной 303 км, построенной с 10 июля по 7 ноября 1877 г.) демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. Международное жюри признало Бендеро-Галацскую железную дорогу «одним из наиболее выдающихся современных сооружений по быстроте постройки». С. С. Поляков получил медаль в память войны 1877-1878 годов. Всего под руководством С. С. Полякова было построено 2600 км железных дорог в России (10% всех дорог). Он инициатор обсадки железных дорог деревьями.

Самуил Соломонович был награжден высочайшим благоволением в 1873, 1881 и в 1882 годах, орденом Св. Станислава 1-й ст. (1888), получил чин тайного советника (1 января 1885 г.), а также был награжден иностранными орденами: бельгийским — Леопольда офицерский крест (1872), персидским — Льва и Солнца 1-й ст. (1873) и австрийским — Франца-Иосифа командорский знак (1874). Длительное время он был персидским генеральным консулом в С.-Петербурге.

Самуил Соломонович был очень богатым человеком, оставил наследство более 16 млн рублей, он владел домами в Москве (4 дома), С.-Петербурге (один), Орше, Могилеве, Липецке, имениями в Воронежской, Екатеринославской (на берегу Азовского моря при станции Морская), Рязанской губерниях.

С. С. Поляков так же, как и старший брат, получил очень большую известность как филантроп и общественный деятель. Уже в январе 1868 года Самуил Соломонович совместно с М. Н. Катковым, П. М. Леонтьевым и П. Г. Дервизом пожертвовал крупную сумму на учреждение классического императорского лицея в честь цесаревича Николая Александровича (1843-1865), старшего брата Александра III. Несколько раньше, в 1867 году, он основал в Ельце образцовое железнодорожное училище (первое в России), а в 1877 — первое частное горное училище (среднетехническое) в Горловке, которые существовали в значительной мере за его счет. В 1882 году он пожертвовал 200 тыс. рублей на студенческое общежитие (коллегия императора Александра II) С.-Петербургского университета. С. С. Поляков пожертвовал более 2 млн. рублей на создание российских учебных, культурно-просветительских, медицинских и богоугодных учреждений и заведений (на еврейские частные школы, на преподавание в гимназиях еврейским детям «Закона Божия Моисеевой веры», на строительство богаделен в С.-Петербурге, на еврейские земледельческий и ремесленный фонды, на женские гимназии в западном крае, на железнодорожное училище барона Дельвига в Москве) и др.

Самуил Соломонович Поляков был одним из основных жертвователей на строительство Санкт-Петербургской хоральной синагоги (второй по величине в Европе), законченной в 1893 году уже после его смерти, и на ограду для еврейского кладбища.

Во время похорон своего друга крупного еврейского предпринимателя А. М. Варнавекого 7 апреля 1888 года он был поражен ударом и похоронен 12 апреля в С.-Петербурге. На похоронах его собралось так много людей (включая делегации еврейских общин России) около его особняка на Английской набережной, что живший по соседству морской министр И. А. Шестаков впоследствии вспоминал об этом, отметив, что их количество уступало только похоронам царя, настолько был популярен С. С. Поляков.

При жизни С. С. Полякова многие ругали как бессовестного хищника, умеющего везде извлекать прибыль. Среди них был и горный деятель, писатель и публицист К. А. Скальковский (сын известного одесского историка и экономиста А. А. Скальковского). Однако в своих воспоминаниях, написанных многие годы спустя после смерти С. С. Полякова, он отметил, что «Поляков, которого столько бранили, был самородок редкий по способностям и по характеру».

Феликс Кандель в своих очерках времен и событий из истории российских евреев так написал о С. С. Полякове (как мне кажется, слишком предвзято): «железнодорожный король» Самуил Поляков пожертвовал на благотворительные цели более двух миллионов рублей — на еврейские и общероссийские нужды. На его деньги строются по всей России госпитали, театры, гимназии, училища и приюты для бедных детей. Поляков «избегал сношений с петербургскими евреями, стоял как бы особняком от них, но зато крайне радушно принимал всяких сановников, князей, графов, искавших его расположения в своих материальных интересах. Сын Полякова с евреями не встречался, но зато всегда вращался в кругу студентов, носивших аристократические имена графов или князей, и богатых, и захудалых. Поляков оставил в своем завещании ничтожные суммы в пользу еврейских учреждений, но его сын, единственный наследник огромного состояния, не отдал даже этого — вопреки воле отца».

Дальний родственник братьев Поляковых — А. И. Поляков — в недавно опубликованных воспоминаниях (1995) приводит рассказ своего отца И. Л. Полякова о популярности С. С. Полякова: в одесском мюзик-холле еврейский артист исполнял шуточную колыбельную с пожеланиями ребенку прокладывать, когда вырастет, железные дороги, как Шмулька Поляков. В Русском музее хранится бронзовая статуэтка (работы М. М. Антокольского) С. С. Полякова.

Сохранились прекрасные бронзовые скульптурные портреты С. С. Полякова, его детей Д. С. Полякова и 3. С. Поляковой (в замужестве де Гирш), а также знаменитая скульптура С. С. Полякова (все эти скульптуры работы М. М. Антокольского 1876-1879 годов) в Русском музее. Некоторые бюсты (повторения и варианты также работы М. М. Антокольского) — в Третьяковской галерее в некоторых других музеях бывшего СССР (в Павловске сохранились мраморные бюсты С. С. и 3. С. Поляковых).

***

Младший брат — Лазарь Соломонович (1844-1914), крупный банкир и предприниматель. В 1860-1864 годы он состоял в оршанском купечестве при капитале отца, в 1864-1869 годы — при капитале брата, Я. С. Полякова.

В 1868 году переехал вместе с родителями и братом в Таганрог и получил 16 мая 1870 года свидетельство Таганрогской городской думы брата таганрогского купца 1-й гильдии. Считался состоящим на государственной службе с 21 марта 1868 года. В марте 1870 года награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. за участие в сооружении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (совместно с С. С. и Я. С. Поляковыми), в связи с чем возведен в этом же году в звание потомственного почетного гражданина Таганрога.

В 1870 году переехал в Москву и начал заниматься кредитным делом, получил свидетельство московского купца 1-й гильдии. В 1871 году учредил Киевский промышленный банк (впоследствии Южно-Русский промышленный банк) и Азово-Донской коммерческий банк (совместно с Я. С. Поляковым). В 1872 году он учредил Московский земельный банк (совместно с С. С. Поляковым) и Орловский коммерческий банк, в 1873 — Рязанский коммерческий банк (с 1884 — Московско-Рязанский коммерческий банк, с 1891 — Московский международный торговый банк) и Ярославско-Костромской земельный банк. Став ведущим банкиром Москвы, он в 1873 году объявил об открытии банкирского дома Лазаря Полякова.

За участие в учреждении банков, строительстве железных дорог и обширной лесной торговле он был произведен в коммерции советника (1874) и награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. В 1883 году он участвовал в учреждении и стал председателем совета Петербургско-Московского коммерческого банка. Москва представляла главное поле не только для его финансовой деятельности, но и для разнообразных грюндерских (учредительских) операций. Он был учредителем или главным пайщиком Московского лесопромышленного товарищества (1882), Московского домовладельческого строительного общества, Московского товарищества резиновой мануфактуры (1887), Общества городских и пригородных конно-железных дорог в Москве, Вильно, Воронеже, Коммерческого страхового общества (Москва), Московского товарищества чернавских писчебумажных фабрик, Московского общества для сооружения и эксплуатации подъездных железнодорожных путей в России и многих других. В 1877 году он награжден орденом Св. Анны 2-й ст.

Лазарь Соломонович рано начал заниматься филантропической деятельностью: в 1868 году был избран почетным членом Рязанского губернского попечительства детских приютов, в 1869 году — членом Арбатского попечительства о бедных (Москва), позже — почетный член Совета Московских детских приютов. В 1880 году за труды и усердие по устройству Антропологической выставки в Москве получил чин статского советника. В 1882 году награжден орденом Св. Владимира 4-й ст., в июне 1883 года ему присвоен чин действительного статского советника, по представлению московского генерал-губернатора он стал членом Попечительского Совета Министерства внутренних дел. Позже — он попечитель детских приютов при Главном Комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии.

С 1883 года Л. С. Поляков был турецким генеральным консулом в Москве, а с 1890 года он персидский генеральный консул в Москве. В 1896 году был награжден персидским орденом Льва и Солнца 1-й ст. с красно-белой лентой. Кроме того, он был награжден орденами: румынским Крестом (1879), черногорским Звезды 2-й ст. (1883), французским Почетного Легиона и бухарским — Золотой Звезды (1893).

В 1886 году он награжден за заслуги перед Министерством внутренних дел орденом Св. Владимира 3-й ст., а в 1896 — высшим орденом Св. Станислава 1-й ст. за выполнение должности попечителя Московского благотворительного приюта Императорского человеколюбивого общества, возглавляемого вдовствующей императрицей Марией Федоровной, с согласия царя.

В 1897 году Л. С. и Я. С. Поляковы по личной просьбе Министра юстиции Н. В. Муравьева именным указом царя возведены в потомственное дворянство, хотя ранее Сенат дважды отклонял просьбы об этом, поскольку они выглядели вызовом дворянско-чиновной системе России.

В 1908 году Л. С. Полякову присвоен чин тайного советника, какой уже имели его братья, за коммерческую и благотворительную деятельность.

Помимо операций на российском рынке, он осуществлял обширную деятельность в Персии: купил Товарищество для торговых операций в Персии (1889), производившее спички, а затем хлопок, и образовал Товарищество промышленности, и торговли в Персии и Средней. Азии, Персидское страховое транспортное общество (1890). Он финансировал и возглавлял строительство железной дороги от Тегерана до Шах-Абдул-Азима.

На его средства (640 тыс. руб.) было основано Новочеркасское атаманское техническое училище.

Расцвет деятельности Л. С. Полякова совпал с периодом бурного экономического развития страны. Многочисленные финансовые и грюндерские акции Лазаря Соломоновича Полякова хорошо вписывались в стратегические направления экономической политики государства: Поляковский банкирский дом контролировал четыре коммерческих и два земельных банка. Коммерческое страховое общество, пять, транспортных и шесть торгово-промышленных обществ. Особое внимание он уделял финансированию экспортной торговли хлебом и технической продукцией сельского хозяйства. Собственных средств ему не хватало, поэтому он ежегодно получал крупные кредиты Госбанка (до 7 млн руб.), а также неустанно дробил и вновь укреплял свои учреждения, создавая и тут же ликвидируя промышленные товарищества и общества, выпуская акции несуществующих предприятий, брал под их залог кредиты и тут же пускал их в дело.

Как пишет Вадим Акимов, исполнял он эти этически сомнительные операции с таким скурпулезным соблюдением всех действовавших тогда законов, столь непринужденно и артистично, что даже самым злым завистникам и недоброжелателям не давал повода обвинить себя в нечестности, подлоге, обмане кого-либо. Для Лазаря Полякова известный авантюризм, страсть к риску, увлечение предпринимательской игрой были органической частью его натуры.

В воспоминаниях бывший министр путей сообщения и финансов С. Ю. Витте рассказывает о степени влияния Л. С. Полякова: император Александр III пожелал, чтобы многолетний (1856-1891) московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, пользовавшийся большой популярностью у москвичей, оставил свой пост за то, что он оказывал особую протекцию евреям, главным образом благодаря всемогущему в то время московскому еврейскому банкиру Полякову, который держал в своих руках не только свою банкирскую контору, но также Московский Международный банк, Московский земельный банк, а потому имел весьма сильное влияние на экономическую жизнь Москвы и Московской губернии. На место Долгорукова в феврале 1891 года был назначен ярый антисемит — великий князь Сергей (4-й сын Александра II), который выступил инициатором массовых выселений евреев из Москвы уже через два месяца и различных запретительных и ограничительных правил для евреев.

В 1900-1901 годы начался международный экономический кризис, пошатнувший финансовое положение многих фирм и банков, в том числе и банкирского дома Лазаря Полякова (на 5 млн рублей собственных средств было выпущено акций на 34,5 млн рублей, которые, все были заложены под обеспечение кредитов). Огромные убытки в 1901 году вынудили Министерство финансов создать, «особое совещание по делам банкирского дома Полякова», взявшее под контроль все его банки, предприятия, особняки и поместья.

В 1908 году три важнейших банка Полякова (Московский Международный, Южно-Русский и Орловский) были объединены в Соединенный банк (9-й по объему операций в России), находившийся под управлением назначенного правительством управляющего. Несмотря на это, Поляков на собраний акционеров сумел провести в правление Соединенного банка своих ставленников и одного из своих сыновей. Однако все его попытки поправить финансовые дела окончились неудачей.

Министерство финансов и Госбанк России при поддержке Морозовых, Крестовниковых и других крупных московских финансовых воротил высказывались за то, чтобы сохранить участие Полякова в делах Соединенного банка. Однако московские черносотенцы добились устранения Полякова, поскольку он «является в Москве могучим центром и оплотом еврейства». Такая точка зрения была поддержана Николаем II.

Л. С. Поляков много лет был председателем еврейской общины Москвы и ее хозяйственного правления, а также руководителем большинства еврейских благотворительных организаций города. Он содержал домашнюю синагогу, поскольку построенная при его поддержке Московская хоральная синагога (строительство завершено в 1891 г.) долгое время не могла функционировать из-за запрета, наложенного генерал-губернатором. Он был также щедрым дарителем еврейской общины своего родного города Орши.

Л. С. Поляков учредил стипендии почти во всех высших и некоторых средних учебных заведениях Москвы, содержал ремесленные классы в Орше. Он являлся членом-учредителем Московского отделения Русского технического общества и был членом ряда благотворительных обществ. Несмотря на финансовый крах, Л. С. Поляков вносил крупные пожертвования на Румянцевский музей и Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В последнем на выделенные им в качестве пожертвования 22 944 рублей был сооружен зал VIII Греческой культуры, названный в его честь Поляковским, в день открытия музея (31 мая 1912).

Памятником Л. С. Полякову осталось великолепное здание в центре Москвы, построенное по его заказу на углу Кузнецкого моста и Рождественки архитектором С. С. Эйбушитцем (1898), для Московского Международного коммерческого банка (ныне Международный банк экономического сотрудничеста).

Смерть настигла Л. С. Полякова 12 января 1914 года в Париже, куда он прибыл в поисках новых финансовых средств и деловых связей, оставшись разоренным, но не побежденным. Судьба его трех сыновей (Александра, Исаака и Михаила), ставших банкирами (входили в правление банков Л. С. Полякова), неизвестна.

К сожалению, неизвестно, где находятся бюсты Л. С. Полякова и его супруги Розалии, которые лепил М. М. Антокольский в 1884 году, а также Розы Самуиловны Поляковой (в замужестве Варшавской), умершей в 1883 году при родах. По воспоминаниям самого М. М. Антокольского (за 1883 г.), он закончил работу над ее скульптурой. Их могла постигнуть судьба многих произведений искусства, погибших после революции. Такая участь угрожала и упоминавшимся скульптором, ныне хранящимся в музеях, но чуть было не переплавленным в те страшные годы.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Акимов В. Банковская империя Л. С. Полякова // Коллекция МН. — 1996. — № 9. — С. 2.
  2. Ананьич Б. В. Российское самодержавие и вывоз капиталов: (по материалам учетно-ссудного банка Персии). — Л.: Наука, 1975. — С. 14.
  3. Ананьич Б. В. Банкирские дома в России, 1860-1914 гг.: Очерки истории част. предпринимательства. — Л.: Наука, 1991. — 196 с.
  4. Бейзер М. Евреи в Петербурге. — Иерусалим: Б-ка Алия, 1989. — 320 с.
  5. Бовыкин В. И. Коммерческие банки Российской империи / Бовыкин В. И., Петров Ю. А. — М.: Перспектива, 1994. — С. 116, 126, 147, 235, 238-248, 378.
  6. Боханов А. Н. Крупная буржуазия России. — М.: Наука, 1992. — С. 64-65, 70, 131, 142.
  7. Витте С. Ю. Воспоминания. — М.: Соцэкгиз, 1960. — Т. 1. — С. 121.
  8. Дельвиг А. И. Полвека русской жизни. Воспоминания, 1820-1870. — М.-Л., 1930. — Т. 1. — 592 с; Т. 2. — 599 с.
  9. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. —М.: Мысль, 1978. — С. 48-49, 112-116.
  10. Званцев С. Тайный советник Поляков // Были давние и недавние. — М.: Сов. писатель, 1974. — С. 207-229.
  11. Каган Ю. М. И. В. Цветко: Жизнь. Деятельность. Личность. — М.: Наука, 1987. — С. 101, 178.
  12. Кандель Ф. Очерки времен и событий из истории российских евреев. — Иерусалим: Тарбут, 1994. — Кн. 3: 1882-1920 гг. — С. 144-145.
  13. Караев Г. Н. Возникновение службы военных сообщений на железных дорогах России (1851-1878). — М.: Воениздат, 1949. — С. 103-105.
  14. Коковцев В. Н. Из жизни моего прошлого: Воспоминания 1911-1919. — М.: Современник, 1991. — С. 223
  15. Кони А. Ф. Из записок судебного деятеля // Собр. соч. Т. 1. — М.: Юрид. лит, 1966. — С. 438-439, 495.
  16. Лейкина-Свирская В. Г. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. — М.: Мысль, 1971. — С. 36, 282, 330.
  17. Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. — М.: Госполитиздат, 1956. — Т. 2. — С. 454-457.
  18. Мазэ Я. И. Памяти Л. С. Полякова. — М., 1914. — 16 с.
  19. Мартынов С. Банкиры Поляковы // Былое (Прил. к газ. «Деловой мир»). — 1993. — № 5. — С. 4.
  20. Мартынов С. Финансовая империя братьев-банкиров Поляковых // Финансы и банкирский промысел. Штиглиц. Гинцбург. Поляковы. Рябушинские. — СПб, 1993. — С. 63-74.
  21. Мовшович Е. В. 125 лет назад Самуил Соломонович Поляков связал Ростов с Москвой // Известия. — 1996. — 12 дек. — См. прил.: Известия-Юг. — С. 5, 6.
  22. Мовшович Е. В. Железные дороги и Ростов // Звезда. — 1998. — 23-30 нояб. — С. 3.
  23. Мовшович Е. В. Братья Поляковы // Яхад. — 1999. — № 7. — С. 3.
  24. Погребинский А. П. Строительство железных дорог в пореформенной России и финансовая политика царизма // Ист. записки. — 1954. — Т. 47. — С. 154-155, 169-170.
  25. Семья Поляковых / Сост. и авт. предисл. Л. Н. Васильева. — М.: Атлантида, 1995. — 304 с.
  26. Скальковский К. А. Наши государственные и либеральные деятели. — СПб, 1890. — С. 265-271.
  27. Скальковский К. А. Воспоминания молодости (по морю житейскому). 1843-1869. — СПб, 1906. — 410 с.
  28. Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. — М.: Наука, 1975. — С. 103-104, 110-111, 133, 143-144.
  29. Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина. Т. 4: Земство и московская Дума. — М., 1934. — С. 89, 179, 209, 291, 309.
  30. Шепелев Л. Е. Акционерное учредительство в России: (историко-стат. очерк) // Из истории империализма России. — М.-Л., 1959. — С. 134-182.
  31. Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России. — Л.: Наука, 1973. — 347 с.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Март 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

130 лет со дня pождения Коpнея Ивановича ЧУКОВСКОГО (Коpнейчуков Hиколай Васильевич, 1882–1969), писателя, переводчика, литературоведа. Автор стихотворных cказок «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Телефон». В жуpнале «Дон» в pубpике «От пяти до пятнадцати» публиковались детские шуточные пpоизведения (1968). Пеpеписывался и поддеpживал твоpческие связи с ростовским искусствоведом Марком Копшицером, писателем Виталием Сёминым.

Русские писатели 20 века. С. 748-750;
Корней Чуковский – Виталию Сёмину / публ. В. Кононыхиной-Сёминой // Дон. 2005. № 6. С. 236-238;
Гурвич С. «Как я счастлив, как я рад поздравить «Ленинских внучат» // Веч. Ростов. 1982. 31 марта. С. 4.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"