Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Транспорт / Моряки

Галина Николаевна Боранова

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС ИВАНА КУЛАГИНА

Капитан дальнего плавания Иван Захарович Кулагин

85 лет назад произошло событие не только политической, но и экономической для Советского Союза важности – первое плавание советского торгового судна к берегам Северной и Южной Америки. Возглавил эту ответственную миссию один из самых опытных капитанов – капитан дальнего плавания Иван Захарович Кулагин, уроженец посада Азов, сын азовского мещанина Захара Иосифовича Кулагина, выпускник мореходного училища, штурман дальнего плавания, в 1914 году пересёкший экватор.

Иван Захарович Кулагин О Кулагине и его семье известно немногое. Жили они в Азове на улице Успенской (ныне Гоголя), 40. Иван Захарович неоднократно приезжал в родной город, бывала здесь и его жена Евдокия Герасимовна. В Азове постоянно жила сестра Агафья Захаровна Кулагина.

В то время как страны Западной Европы постепенно становились на путь признания советского правительства, влиятельные круги американской буржуазии требовали от России обязательства уплатить долги (имелась ввиду конфискация имущества американских граждан в России после Октябрьской революции).

В 1923 году Москву посетили члены американского Конгресса. Их отзывы сводились к тому, что СССР – страна величайших возможностей. Вопрос о признании Советского Союза оживлённо обсуждался в американской прессе. Всё большее число крупных предпринимателей выступало с заявлениями о том, что отсутствие нормальных отношений между США и СССР неблагоприятно отражается на американской торговле. В ответ на это 6 декабря 1923 г. президент Кулидж обратился с посланием к Конгрессу: «Наше правительство, – писал он, – не имеет ничего против заключения американскими гражданами торговых сделок с русскими. Однако наше правительство не намерено вступать в сношения с правительством, отказывающимся от признания международных обязательств» [3].

Правящие круги США внушали обществу страх перед «красной опасностью». Однако те капиталисты, которые имели дела с Россией, настаивали на возобновлении с ней дипломатических отношений. Настаивали на признании Советского Союза и американские рабочие. В начале 1930-х годов США оставались единственной великой державой, не признавшей СССР, хотя советско-американская торговля развивалась успешно: в 1930 году Советский Союз занял второе, а в 1931-м – первое место в импорте машин и оборудования из США. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены только в ноябре 1933 года [4].

Потом были беспосадочные перелёты из СССР в США через Северный полюс двух экипажей советских лётчиков в 1937 году: Чкалова, Байдукова, Белякова и Громова, Юмашева, Данилина. Но впервые флаг страны Советов появился у берегов Америки в 1925 году Его нёс пароход «Вацлав Воровский». О нём и наш рассказ.

Пароход «Вацлав Воровский» был построен в 1912 году в Англии. Судно средних размеров: длина – 114,3, ширина – 15,9, осадка – 9,5 метров. Мог принимать 7 000 тонн груза и 900 тонн угля, воды, различных припасов.

Купленный в 1921 году посланной Советским правительством за границу «Российской железнодорожной миссией» пароход «Маскенондж» перевозил из Германии и Швеции паровозы и паровозные котлы (согласно воспоминаниям Морозовского Н. Г. – 180 паровозов и 150 котлов) [5]. Получив в июле 1923 года новое имя – в честь погибшего советского дипломата Вацлава Воровского, – пароход стал первооткрывателем путей в Америку для наших судов ещё до официального признания Советского Союза. В качестве посредника судовладельца выступило «Дерутра» – «Немецко-русское транспортное и складское акционерное общество», представлявшее Народный Комиссариат Внешней Торговли СССР во многих странах Европы.

В портах пароход обслуживали, то есть заботились о выгрузке и погрузке грузов, предоставлении причалов, подыскании груза, доставке угля и воды, специальные агенты – представители брокерских фирм, созданных специально для такого обслуживания. За работу агенты получали вознаграждение, обусловленное договором с «Дерутрой». Если капитану требовались деньги – например, для выдачи заработной платы команде, агент выдавал ему эти деньги, за что получал соответствующие проценты, пока «Дерутра» не вернёт ему деньги. Это было удобно: капитану не нужно было возить с собой большие суммы.

После ремонта на верфи в Киле (Германия) в конце января 1925 года «Вацлав Воровский» вышел в бельгийский порт Антверпен, где «Дерутра» подыскала груз на порты США. Рейс к берегам Америки длился семь месяцев.

Впервые советский флаг появился в портах США, Бразилии, Уругвая, островов Барбадос и Тринидад и на Кубе. Команду парохода составляли сорок восемь человек, в основном молодёжь; среди палубной команды матросов – пять штурманов, окончивших мореходные училища.

Плавание прошло успешно во многом благодаря капитану. Они пережили туманы и дожди Ла-Манша – самой оживлённой и аварийно-опасной морской дороги в мире, по которой шли сотни судов в обе стороны. В туманную погоду в середине 20-х годов огромная нагрузка падала на капитана: во время тумана ему полагалось быть на мостике, и это продолжалось сутками – столько, сколько длился туман. Преодолели и шторм в Атлантическом океане, и туманы холодного Лабрадорского течения, и многие другие трудности…

У молодых штурманов началась страдная пора. Они определяли место судна в океане по солнцу и звёздам, составляли синоптические карты согласно получаемым по радио прогнозам. И замечательно справлялись со своими обязанностями [5].

Новый Свет встретил советских моряков негостеприимно. В Норфолке на борту появились полицейские и разместили свои посты на носу, на корме и посредине судна; команде не разрешили спуститься на берег. Такие строгие меры команда объяснила себе тем, что Норфолк являлся военно-морской базой США.

Вацлав ВоровскийПополнив запасы угля, получив свежие продукты, «Вацлав Воровский» вышел в море вдоль восточных берегов Соединённых Штатов. Следующим портом назначения была Саванна (по названию реки). Опять появились полицейские, сход на берег разрешили только капитану, да и то в сопровождении двух полицейских. Капитан запротестовал, а представителю американской фирмы, получавшей груз, заявил, что он в сопровождении полицейских на берег не пойдёт, за «услуги» полицейских, как те требовали, платить не будет, и разгрузка судна начнётся лишь тогда, когда будет разрешён нормальный сход команды на берег. Все расходы, связанные с простоем судна, будут отнесены на счёт получателей груза, не обеспечивших нормальную работу судна [5]. Портовые власти всё же убрали полицейских с борта, разрешили команде выйти в город, – правда, после того как капитан подписал обязательство уплатить за каждого сбежавшего члена команды, если таковые окажутся, тысячу долларов. Но желающих остаться в Америке не нашлось.

После холодного приёма в США и Бразилии – вдруг неожиданная встреча в Монтевидео. На подходе к порту пароход встретили два десятка пассажирских катеров и буксиров, переполненных людьми, размахивавшими советскими и уругвайскими флагами и скандировавшими: «дру-зья, дру-зья!». В порту колыхалось людское море с флагами и букетами цветов. Как писали газеты, «Вацлав Воровский» ожидало свыше 15 тысяч человек. Встреча была организована коммунистической партией Уругвая.

В начале августа судно направилось на Кубу для погрузки сахара на Лондон. Кубинские профсоюзы готовились к дружеской встрече, был создан специальный комитет для встречи, однако кубинское правительство, опасаясь «красной заразы», запретило заход в Гавану. 6 августа «Вацлав Воровский» остановился на рейде Корденас. На палубе организовали полицейский пост, баржи доставляли к борту сахар-сырец. Под давлением общественности 17 августа власти разрешили посетить пароход группе представителей профсоюзов, в которой был и один из основателей компартии Кубы Хулио Антонио Мельи. Встреча получилась дружески тёплой, с угощением. Кубинцы подарили экипажу национальный флаг и портрет В. И. Ленина, а команда вручила им флаг страны Советов. 18 августа команда получила разрешение сойти на берег. Моряки полюбовались красотами Кубы, и 22 августа пароход снялся с якоря.

О посещении Кубы первым советским пароходом в 1925 году вспомнили в связи с кубинской революцией. В 1963-м Фидель Кастро прибыл в СССР с дружественным визитом. К этому времени относятся публикации в центральной прессе, посвящённые плаванию «Вацлава Воровского». Далее путь лежал в Лондон. Советское судно провожали представители профсоюза железнодорожных и транспортных рабочих.

15 сентября 1925 года «Вацлав Воровский» вошёл в Темзу. 24-го закончилась выгрузка сахара-сырца и началась погрузка машин и заводского оборудования. Пользуясь длительной стоянкой, команда подробно ознакомилась с Лондоном. 3 октября начался путь домой, и 10 октября 1925 года пароход прибыл в Ленинград.

Этот рейс показал, что советские судоводители могут водить суда по всем морям и океанам, участвовать в международных перевозках. Что советские люди преданы своей Родине, что ни один из них не подумал искать счастья за морями. Что у Советского Союза немало друзей в мире. На обратном пути Иван Захарович тяжело заболел, ему, по воспоминаниям родных, предложили остаться на лечение за границей, но он отказался, ссылаясь на то, что должен довести судно на Родину. В 1926 году И. З. Кулагин скончался в Ленинграде. Похоронили его в Азове.

А штурманы, прошедшие школу капитана дальнего плавания Кулагина, запомнили его на всю жизнь как отличного моряка, опытного судоводителя и замечательного человека. Николай Григорьевич Морозовский стал контр-адмиралом, Михаил Александрович Морозов – капитаном. Капитан дальнего плавания В. А. Емельянов погиб во время блокады Ленинграда. Константин Александрович Чекин долго плавал на судах Балтийского государственного пароходства за границу, а в 1935 году был мобилизован в Военно-морской флот, командовал подводной лодкой, участвовал в Великой Отечественной войне на Северном флоте, заслужил ордена и медали. Вышел в запас в звании капитана I ранга. Как капитан дальнего плавания работал главным капитаном Мурманского тралфлота [5; 6].

ПРИМЕЧАНИЯ, ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
  1. Сведения на 1898 год
  2. Архив АМЗ. Выписки из метрических книг Успенской церкви за 1894, 1898, 1910, 1911, 1914 гг.
  3. История дипломатии. М. ; Л. : Госполитиздат, 1945. Т. 3. С. 306.
  4. История России. XX век : учеб. пособие. / отв. ред. В. П. Дмитренко. М. : АСТ, 2001. С. 290–291.
  5. Архив АМЗ. Воспоминания Н. Г. Морозовского.М., 1963.
  6. Архив АМЗ. Воспоминания К. А. Чекина. 1964 г.


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Апрель 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

100 лет со дня pождения Абpама Лазаpевича ХОДАКОВА (1912– 1962), физика. Профессор Ростовского государственного университета Ходаков руководил кафедрой экспериментальной и теоретической физики (1947-1962). Один из создателей научного направления в области физики сегнетоэлектриков. «Специальный практикум по сегнетоэлектрикам» (1957) под редакцией Н. С. Новосильцева и А. Л. Ходакова долгое время был незаменимым источником для научно-исследовательских лабораторий страны.

Путями познания. С. 241-246;
Гонтмахер М. Евреи на донской земле. С. 618.


Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"