Донской временник  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть Донской край в целомДонской край в целом
Развернуть НаселениеНаселение
Власть. Управление
Развернуть Общественная жизньОбщественная жизнь
Развернуть Донское казачествоДонское казачество
Гражданская война (1918 - 1920)
Великая Отечественная война (1941 - 1945)
Развернуть Религия. ЦерковьРелигия. Церковь
Природа и сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Предпринимательство. Благотворительность
Здравоохранение. Медицина
Развернуть Наука. ОбразованиеНаука. Образование
Развернуть Средства массовой информации. Книжное делоСредства массовой информации. Книжное дело
Развернуть КультураКультура
Языкознание. Фольклор
Развернуть Литературная жизньЛитературная жизнь
Развернуть ИскусствоИскусство
Рецензии


 

Транспорт / История железной дороги на Северном Кавказе и на Дону

Виталий Трифонович Сидоренко

ГРУШЕВСКО-ДОНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

1 марта 1860 года наказной атаман Войска Донского генерал Михаил Григорьевич Хомутов обращается в военное министерство с рапортом о сооружении железной дороги от Грушевских рудников к пристани на берегу Дона у станицы Мелеховской, обосновывая свое ходатайство экономическими выгодами и нуждами развивающейся промышленности. Правительственный указ о строительстве дороги и пристани принят 16 мая 1860 года. А спустя семь месяцев, 18 декабря, Император Александр II утверждает, представленное Управлением иррегулярных войск и принятое военным Советом, «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне» и штат Комитета в составе семи человек.

Обязанности председателя Комитета возлагались на атамана Войска Донского Михаила Григорьевича Хомутова. В число членов Комитета вошли представители войска, военного министерства, инженер-строитель и правитель дел. В помощь инженеру-строителю назначались офицеры Корпуса инженеров путей сообщения, техники и механики. Для ведения дел создавалась канцелярия.

Комитету поручалось устройство железной дороги от Грушевских каменно-угольных копей к пристани на донском берегу на средства Войска Донского.

На пост руководителя стройки (инженера-строителя) по рекомендации главного управляющего путями сообщения и публичными зданиями К. В. Чевкина был назначен инженер путей сообщения подполковник Валериан Александрович Панаев.

Панаев Валериан Александрович (1824-1899) — воспитанник Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения. В числе других питомцев института, вместе со своим братом Ипполитом Александровичем, тоже инженером путей сообщения, без малого 10 лет принимал участие в изысканиях трассы, строительстве и эксплуатации крупнейшей в Европе Петербурго-Московской железной дороги.

Царское правительство, осознав, в процессе Крымской военной кампании, крайнюю необходимость устройства железных дорог в России, спешно создает под руководством П. П. Мельникова, крупного ученого, знаменитого строителя Петербурго-Московской железной дороги, особую экспедицию для изыскательских работ по прокладке железных дорог от Харькова в южном направлении на Феодосию и через Донбасс к Азовскому морю. Одну из полевых партий этой экспедиции возглавил В. А. Панаев. Местом своего пребывания на время изысканий он избирает город Славянск, где поселяется вместе с семьей. Из Славянска наезжает в Харьков, Екатеринослав, Ростов-на-Дону, посещает и исследует Грушевский и другие рудники Донбасса.

В 1858 году, по поручению главноуправляющего К. В. Чевкина, В. А. Панаев отправляется в длительную командировку за границу, где изучает систему управления железными дорогами в странах Западной Европы и постановку государственного контроля за их деятельностью, знакомится с подвижным составом зарубежных дорог.

С 1861 года В. А. Панаев руководит строительством Грушевско-Донской железной дороги.

В 1863 году акционерами «Общества Волго-Донской железной дороги» В. А. Панаев избирается директором-распорядителем Правления этого Общества. Позже он участвует в изысканиях трассы Московско-Курской железной дороги. Руководит строительством Курско-Киевской дороги.

С приездом В. А. Панаева на Дон был сделан окончательный выбор направления железной дороги от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской.

Для проживания рабочих решено было строить не обычные в таких случаях землянки, а дощатые бараки. Заготавливались лопаты, землевозные тачки, катальные доски... Сооружались ледники, создавались запасы провианта, сколачивались из досок обеденные столы с навесами от дождя и солнца...

На стройку были завербованы до 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний, наиболее опытные десятники нанимались в Смоленской губернии. Строительные работы велись тогда вручную, от восхода до захода солнца, перемещение грунта при разработке выемок и возведении земляных насыпей осуществлялись ручными тачками и подводами, запряженными лошадьми.

Шпалы и лесоматериалы закупались в России. Рельсы приобретались через посредство ведомства путей сообщения. Металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны были закуплены В. А. Панаевым в Бельгии, у брюссельского заводчика Эврарда. Весь груз был доставлен пятью пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.

Железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (Шахты) через Максимовку (Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям, вошла в строй 29 декабря 1863 года (10 января 1864 г). Эту календарную дату принято считать теперь днем рождения Северо-Кавказской железной дороги.

Но этому событию предшествовал 1863 год. Уже были возведены мосты, земляные насыпи, заканчивалась укладка верхнего строения пути, велись отделочные работы. Строительство близилось к своему завершению. Но тут возникает неожиданное препятствие. Генерал-адъютант П. X. Граббе, назначенный в 1862 году наказным атаманом Войска Донского, обращается вдруг к военному министру с рапортом нарядить комиссию для рассмотрения на месте приговора новочеркасских станиц по поводу строящейся Грушевско-Донской железной дороги.

М. Г. Хомутов, предшественник П. X. Граббе на посту наказного атамана, будучи рачительным хозяином, скопив в свое время немалые капиталы в войсковой казне, стремился расходовать их на общеполезные нужды. В частности, 2,9 млн рублей было ассигновано на строительство Грушевско-Донской железной дороги. Личная честность и бескорыстие М. Г. Хомутова, строгий контроль за расходованием общественных денег в его бытность не оставляли никаких надежд тем из чинов войскового Правления, кто помышлял о личной наживе за счет казны.

Воспользовавшись сменой наказного атамана, кружок недовольных затеял интригу против неопасного теперь М. Г. Хомутова и его сподвижника В. А. Панаева. Станичные атаманы и много рядовых казаков подписали приговор новочеркасских станиц о том, что железная дорога, на которую будто бы тратятся, без согласия на то казаков, огромные суммы из войсковой казны, причинила большие стеснения городу Новочеркасску. Высокая дамба отгородила их курени от речки, а устроенные в ней проходы не позволяют проехать возами с сеном, затрудняют прогон скота на водопой. И потому железную дорогу нужно срыть и отнести на 12 верст в сторону.

В это время десятникам, производившим строительные работы, доводилось не раз выслушивать упреки, незаслуженные обвинения и даже оскорбления со стороны местного населения. А однажды десятник, мостивший камнем откосы, был избит тремя станичными атаманами, осматривавшими работы по поручению наказного атамана, и посажен в полицейский участок. Освободили десятника только после настойчивых требований В. А. Панаева и подачи на имя П. X. Граббе рапорта о своей отставке.

По настоянию военного министра в Новочеркасск был в спешном порядке командирован главный инспектор ведомства путей сообщения Андрей Иванович Дельвиг.

На Аксайской пристани А. И. Дельвига встретил директор стройки В. А. Панаев, привез в Новочеркасск и разместил в двух комнатах своей канцелярии, помещавшейся во флигеле дома, в котором он сам жил со своим семейством.

На другой день поутру А. И. Дельвиг представился своему старому знакомому наказному атаману генералу П. X. Граббе. В беседе атаман уверял инспектора, что неудовольствия и некоторые «буйства» казаков на железной дороге вызваны неправильным устройством дамбы и мостов на ней, невниманием Панаева к требованиям казаков, презрительным отношением к ним. Впрочем, как он заявил, Панаев вел дело честно. И осуждал его лишь за излишнюю щепетильность, заносчивость и вспыльчивость.

Как оказалось, Граббе с первых же встреч не найдя общего языка с Панаевым, избегал в дальнейшем всяких с ним объяснений. Вместе с тем, находясь в Новочеркасске более полугода, мало интересуясь ходом строительства, Граббе ни разу не был на железной дороге и не пытался убедиться на месте в обоснованности требований, выдвигаемых казаками. Беседуя с Андреем Ивановичем, он зачитывал переписку с военным министром Д. А. Милютиным, бывшим в недалеком прошлом в подчинении у командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал-адъютанта П. X. Граббе. Рассказывал о своих воинских заслугах, обижался на военного министра, с непониманием якобы относившегося к нуждам донского казачества.

Панаев же полагал, что казаков подстрекают некие чины из войскового Правления, привыкшие ко всякого рода злоупотреблениям, недовольные тем, что из-за его распоряжений не могут расхищать общественные деньги, расходуемые в столь значительных суммах на железную дорогу. И ему было досадно, что Граббе своей поддержкой жалоб казаков будто бы поощрял их неблаговидные устремления. Избалованный доверием М. Г. Хомутова, до крайности самолюбивый, гордый своим образованием и честным ведением дела, Панаев не мог сносить положения, в которое поставил его Граббе, не принимавший во внимание никакие его объяснения.

Осмотр железной дороги и исследование на месте неудобств, якобы создаваемых дамбой, было поручено начальнику штаба войска Донского П. С. Фомину и выборной депутации из числа городских обывателей и торговых казаков.

Проведенный на местности эксперимент убедил выборных депутатов в том, что требования и возмущения казаков были напрасными. «Устройство дороги, — вспоминает А. И. Дельвиг, — найдено удовлетворительным, а число мостов в дамбе (помнится, 10 на двухверстном протяжении) достаточным для сообщения города с р. Аксаем; размеры же отверстий под этими мостами были таковы, что воз сена проходил в них без затруднения. Казаки, для определения достаточности этих размеров, наваливали воз такой величины, какого мне не случалось видеть, но и он проходил в отверстия всех мостов».

Прежде чем покинуть донскую землю А. И. Дельвиг, осуществлявший тогда «главное наблюдение за строящимся в Новочеркасске водопроводом», ознакомился с ходом работ по водопроводу, сделал свои замечания и распоряжения и отправился на рудник, для нужд которого предназначалась Грушевско-Донская железная дорога. Как оказалось, каменный уголь добывался на руднике «самым невежественным, хищническим образом: многие заложенные шахты, из которых можно было добыть еще множество антрацита, залиты водою. Продолжение добычи его таким способом грозило богатейшему руднику совершенным уничтожением» [1]. Оставив записку с предложениями по исправлению положения на руднике, подготовленную В. А. Панаевым, А. И. Дельвиг с чувством исполненного долга покинул столицу Дона и отбыл в Петербург.

Однако и после отъезда А. И. Дельвига отношения наказного атамана генерала П. X. Граббе и руководителя стройки инженера Панаева оставались натянутыми. Окончательно их примирить удалось лишь наследнику престола Николаю Александровичу, посетившему с ознакомительной поездкой Донскую область, пожелавшему проследовать от станицы Аксайской до Новочеркасска в вагоне поезда по железной дороге.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Дельвиг А. И. Мои воспоминания. В 4-х т. – М., 1912-13. – Т. 3. – С. 249


 

Поиск статей в системе OPAC-Global
 

Памятные даты на 2012 год
 
<Май 2012 г.>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910

80 лет сельскохозяйственному предприятию «Луговое» Октябрьского района (1932).

Литвинов Ю. От истоков в будущее / Юрий Литвинов. [Каменоломни], 2008. С. 76-80;
Литвинов Ю. У хорошего хозяина всё по уму // Молот. 2003. 11 февр. С. 2.

12

Яндекс.Метрика
© 2010 ГУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dermartology.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"